В Российской академии образования (РАО) прошел круглый стол на тему «Как наука может помочь промышленности игр и игрушек в условиях санкций». В обсуждении важной темы приняли участие ученые РАО, члены Научно-экспертного совета Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и руководители ведущих предприятий отрасли. Мероприятие прошло в гибридном формате с возможностью дистанционного подключения представителей экспертного и делового сообщества из разных регионов Российской Федерации.
К дискуссии были приглашены производители игр и игрушек, игрового оборудования, игровых средств обучения и воспитания детей, заинтересованные во взаимодействии с научным сообществом и в проведении научных исследований, апробации, экспертизы.
Ключевыми темами круглого стола стали перспективы фундаментальных и научно-прикладных исследований для создания образовательной среды, выработка научных рекомендаций для производителей детских товаров, а также научно-промышленная кооперация ведущих научных организаций и предприятий промышленности игр и игрушек для устойчивого развития инфраструктуры детства в условиях новых больших вызовов.
В дискуссии под председательством заместителя президента Российской академии образования Геннадия Онищенко выступили: президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Савенков, директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева, руководитель НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков «НМИЦ Здоровья детей» Минздрава Петр Храмцов, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО Светлана Лазуренко, и.о. директора Института возрастной физиологии РАО и другие ученые, занимающиеся вопросами педагогики, психологии и развития детей.
Открывая мероприятие, заместитель президента РАО, академик РАН, доктор медицинских наук Геннадий Григорьевич Онищенко отметил: «Национальная игрушка — это мощный воспитательный фактор, который развивает ребенка, создает для него интеллектуальную среду. Сегодня существует тенденция переформатирования восприятия жизни ребенка, в том числе через виртуальные игры. Это очень важная функция, которая требует наличия конкретного инструментария и научной основы. Педагогическая наука должна выработать требования, ввести возрастные ограничения, чтобы дети воспитывались в правильном направлении. Эта тема должна быть в фокусе пристального внимания нашей науки, и Российская академия образования готова сотрудничать с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров по этому вопросу».
Антонина Викторовна Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей представила доклад о деятельности Научно-экспертного совета АИДТ, плане его работы и программах на 2022 год. Она рассказала о мероприятиях, которые реализуются АИДТ при поддержке научного сообщества. Среди них — Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» и Международная научно-практическая конференция «Игровая культура современного детства».
В докладе Антонина Викторовна подняла тему обеспечения доступности отечественных детских товаров и отметила, что в условиях санкций необходимы кардинальные изменения в развитии промышленного сектора. Предприятия промышленности должны не просто заместить зарубежные аналоги, а сделать свои товары лучше, чтобы они отвечали запросам родителей и потребностям социальной сферы. Такой подход соответствует стратегии импортозамещения и повышения конкурентоспособности на мировом рынке.
«Сегодня только 10% игр и игрушек, которые представлены в России, произведены отечественными предприятиями. Остальное — импортные игрушки, из них около 60% сделаны в Китае. Есть потребность в рамках государственной программы сформировать перечень научно-прикладных исследований, которые приведут к появлению рекомендаций для промышленного сектора экономики, которую мы называем инфраструктурой детства.
В мире сейчас активно развивается тенденция создания игр и игрушек в качестве образовательной и коррекционной среды. Выделяются в отдельный класс онлайн и виртуальные игры. Специальные научные институты во многих странах занимаются их изучением, разрабатывают стандарты для производителей. Только после доказанной научной ценности игра или игрушка может попасть в систему образования. Мы в России также видим потребность в рекомендациях ученых для оснащения школ, яслей, создания активных игр для детей с особенностями здоровья», — отметила Антонина Цицулина.
Как отметил директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических и психологических наук Александр Ильич Савенков, современные дети играют не меньше, чем их сверстники в прежние времена, но изменился сам характер игр, они стали мало похожи на игровые практики детей прошлых поколений.
«Дети легко и естественно включают в свою жизненную практику самые современные технические новинки, и происходит это во многом благодаря наличию в их обиходе высокотехнологичных игрушек и гаджетов, — поделился он. — Цифровизация всех сфер нашей жизни стала реальностью, и значительная часть времени детей и взрослых проходит в виртуальной среде, что, в свою очередь, стимулирует развитие игровых образовательных методик».
Участники круглого стола подчеркнули, что экспертиза детских товаров также должна учитывать особенности детей с ОВЗ. И именно ученые должны решить эту проблему и разработать особые критерии для производства игровых товаров.
Кроме того, по словам директора Института коррекционной педагогики РАО, доктора педагогических наук Татьяны Александровны Соловьевой, нужно проводить консультирование родителей, в рамках которого рассказывать им, как вызвать у ребенка интерес к развивающим играм и какие игрушки лучше всего использовать.
«Для производства качественных игровых товаров необходимо оперативное изучение потребностей, анализ мировых тенденций рынка, мониторинг социальных изменений, исследования в области конструирования и дизайна с учетом различных образовательных и социокультурных контекстов, а также диалог потребителя и производителя», – рассказала руководитель Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Светлана Борисовна Лазуренко.
Генеральный директор фабрики «Весна» Ольга Юрьевна Доротюк представила онлайн доклад о серии развивающих кукол в национальной одежде, которую предприятие выпустило для детских садов в рамках пилотного проекта с одной из республик России. Куклы говорят фразы на родном языке, читают стихи и поют песни. Так в игровой форме дети узнают историю своего края, изучают традиции и ценности. По ее словам, игрушки очень помогают транслировать национальную идентичность. Поэтому важно, чтобы они были сделаны с учетом антропометрических особенностей народов нашей страны, у них были добрые и узнаваемые лица. Проект по созданию национальных кукол можно будет развивать для других регионов России.
Антонина Цицулина предложила подумать над идеей создания серии кукол «Все народности Российской Федерации» и отметила, что для ее создания нужны рекомендации ученых — будет ли это коррекционная, научно-экспериментальная среда или игры для активного поведения.
Участники круглого стола отметили необходимость разработки стандартов «Средства обучения и воспитания. Термины и определения» и «Средства обучения и воспитания. Общие требования безопасности». Принято решение сформировать предложения по междисциплинарному взаимодействию научно-исследовательских институтов и предприятий детской промышленности с целью проведения исследований, апробации, тестирования и экспертизы игр и игрушек, а также разработки методических материалов и рекомендаций. Сообщает «АИДТ»
Выбор редактора:
|