YouTube, бесспорно, главное современное медиа: влогеры — новые миллионеры и звезды, а сама платформа уже стала целым телевидением. Для зрителей «младше 12» работает свой, детский YouTube. У него свои правила: здесь обозревают игрушки, распаковывают киндер-сюрпризы, делают фальшивые мультфильмы, притворяющиеся настоящими, и предоставляют доказательства, что герои «Фиксиков» существуют в реальности. Детский YouTube огромен, у него многомиллионная аудитория и миллиарды просмотров. И на нём зарабатывают деньги.
Такие каналы, как Mister Max (пятнадцатый по популярности в российском YouTube) и Miss Katy (на шестнадцатой строчке), конечно, делают с родителями. Звёзды YouTube редко раскрывают свои доходы, но, по некоторым подсчётам, вместе два аккаунта принесли своим создателям около 4 миллионов долларов за всё время существования; по другим — на них зарабатывают десятки тысяч долларов в месяц. Доходы на YouTube всегда трудно подсчитать, но семье Макса и Кати хватило денег, чтобы переехать из Одессы в Лондон.
Все видео Mister Max и Miss Katy выглядят примерно одинаково: дети обозревают с родителями игрушки, вскрывают киндер-сюрпризы, готовят еду и иногда отправляются куда-нибудь, например в аквапарк — вроде бы обычная жизнь детей в меру обеспеченных родителей. Причина бешеного успеха проста — одесситы одними из первых в русскоязычном YouTube открыли важный секрет: YouTube очень много смотрят дети, но при этом для них снимается не так много видео. На главном видеосайте мира можно найти что угодно, от роликов по изучению китайского до пранков с использованием тысяч разноцветных полимерных шариков, но историй, рассчитанных на самых маленьких, долго было меньше всего. Mister Max и Miss Katy одними из первых на русском языке начали делать контент для детей — и нашли золотую жилу.
«Unpacking» или «unboxing» — то есть открывание чего угодно на камеру — один из ключевых ютьюб-жанров. Некоторые считают, что это игра на естественном человеческом любопытстве, присущем всем, в том числе и взрослым, но в особенности — детям. Для них распаковка игрушек сродни рассказыванию сказки. А для рекламодателей капающие просмотры — невероятно удобный способ повысить продажи, в чём они сами охотно признаются.
Обзоры игрушек — самый популярный формат детского YouTube
Обзоры игрушек — самый популярный формат детского YouTube. Взрослые иногда смотрят их, чтобы понять, покупать ли подарок своему ребёнку, или просто потому, что зрелище завораживает их, совсем как сминание «жвачки для рук», но в первую очередь это захватывающее удовольствие для самих детей. Они с завистью смотрят, как Макс и Катя вскрывают и трогают игрушки, которые они сами, может, не увидят никогда в жизни — потому что эти вещи слишком дорогие, редкие или привезены из другой страны. Первая YouTube-звезда подобного толка, мальчик по имени Райан, появилась в Америке, но на русском языке его популяризировали именно одесситы. И у Mister Max, и у Miss Katy множество подражателей — все с названиями вроде Kids Roma Show, Mister Tisha или Vlad CrazyShow.
YouTube — новая американская, а теперь и российская, мечта, способ быстро прославиться и заработать денег. Те, кто не может ничего делать сам, использует своих детей — и курирование детского блога превращается в полноценную работу. «Изначально ведение канала было для нас исключительно хобби, которое забирало довольно много времени и финансовых ресурсов, — рассказывают авторы ютьюба Super Polina. — Но со временем он начал приносить доход, который покрывает издержки и приносит прибыль, позволяющую развиваться. Я бы сказала, что на данный момент видеоблогинг является работой (хоть и не основной), так как занимает значительную часть времени». Справедливости ради надо заметить, что авторы Super Polina говорят, что их дочь сама захотела делать YouTube-канал, но вряд ли возможность заработать не была для них ещё одним стимулом.
Технически в создании каналов вроде Mister Max нет ничего сложного: сажаешь детей перед камерой, играешь с ними в свежекупленные игрушки, затем монтируешь — иногда видео даже выкладываются целиком, без склеек. Таких роликов можно делать по несколько в неделю — тот же Mister Max публикует обновления раз в пару дней. Тем не менее затраты времени и энергии человек со стороны может недооценивать: чтобы делать успешный YouTube-канал, он и правда должен стать второй работой. На монтаж может уйти не меньше двенадцати часов, одной камеры недостаточно — нужно ставить свет и придумывать фон, а чтобы получить десять минут материала, может потребоваться полтора часа съёмки.
Что невозможно не заметить при просмотре всех этих каналов — насколько естественно дети вживаются в роли ведущих и насколько хорошо понимают, что находятся перед камерой. Иногда даже понятно, что они зачитывают готовый текст, написанный родителями. «Если речь идёт о ребёнке двух-трёх лет, он ещё не до конца понимает, что такое видеоролик, что его могут посмотреть какие-то другие люди, — говорит психолог Анастасия Рубцова. — Ему приятно и сравнительно безвредно повышенное родительское внимание, он с радостью красуется перед глазком видеокамеры. Позже, лет в пять-шесть, он уже лучше понимает, что происходит, но слезть с нарциссической иглы дешёвой популярности и родителям, и детям трудно. Вообще, в самой идее „нравиться людям“ нет ничего преступного и разрушительного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью и работой, чтобы ребёнок знал, что в его жизни есть другие вещи, поважнее и поинтереснее».
Фальшивые мультфильмы
Детский YouTube — это огромная индустрия, и она не ограничивается обзорами игрушек. Жанров множество: образовательные передачи, пранки — чуть более безобидные, чем у подростков, дегустация вкусняшек, игра в кукол и так далее. Но, возможно, самое странное — это поддельные мультфильмы.
Обычные мультфильмы, разумеется невероятно популярны. Например, очень много смотрят «Машу и Медведя»: у официального канала на YouTube десять миллионов подписчиков и туда выкладываются все новые серии. YouTube — это робот-нянька: как раньше уставший родитель мог оставить ребёнка перед телевизором, и тот зависал на несколько часов, так теперь его оставляют с планшетом или компьютером. На YouTube к тому же есть функция автопроигрывания — видео идут одно за другим автоматически, и, ничего не нажимая, можно посмотреть, скажем, десять серий «Фиксиков», забыв об остальном мире на несколько часов.
Но иногда в очередь автопроигрывания и вкладку с похожими видео проникают фальшивые мультфильмы, собранные умельцами на коленке и притворяющиеся официальными. Обычно они очень плохо и дёшево сделаны — но иногда даже дети не замечают разницы, а совсем маленькие просто готовы смотреть на любые двигающиеся изображения. Вот, например, «Маша и Медведь», сделанный из игрушек с персонажами: человек за кадром аккуратно двигает фигурки так, что в кадре остаётся только рука, и озвучивает их (3,7 миллиона просмотров), — или самодельная «Свинка Пеппа», анимированная в простой программе (1,1 миллиона просмотров), или пример англоязычного видео — компьютерная анимация про Человека-паука, в ней пять разноцветных Питеров Паркеров танцуют под детские песенки (89,6 миллиона просмотров).
Главная проблема не в том, что «пиратские» мультфильмы выглядят совсем как настоящие, а в их содержании — нередко в них происходят страшные, неприятные и попросту вредные для детской психики вещи. Журналистка Лора Джун рассказывает, как заметила, что YouTube выдал её дочери мультфильм про свинку Пеппу и дантиста-садиста: тот под крики и плач свинки вырвал ей зубы — один за другим, пока не разобрался со всеми. С популярными героями мультфильмов происходят и другие ужасы: их превращают в зомби, калечат, раздевают («Голый Халк потерял штаны» — реальное видео). Алгоритм YouTube работает так, что все эти ролики всё равно выдаются детям — и их создатели-взрослые зарабатывают на невероятно простых в производстве поддельных мультиках деньги.
Google, очевидно, в курсе этой проблемы: они даже выпустили специальное приложение «YouTube Детям», которое даёт родителям больший контроль над тем, что именно смотрят их отпрыски, самостоятельно фильтруя сомнительный контент. Но даже оно работает несовершенно: YouTube просто не успевает маркировать все «пиратские» видео как подозрительные — поэтому приложение всегда может показать его ребёнку. Каналы с фальшивками продолжают больше всего зарабатывать на детях, которым дают смотреть YouTube без присмотра. Достаточно сделать ролик подлиннее, вставить в него побольше рекламы — и вуаля.
Образование и польза
Разумеется, сфера с такими широкими возможностями и аудиторией, как YouTube для детей, привлекла и людей, которые пытаются делать что-то полезное или хотя бы выглядящее полезным, — образовательные каналы. То, что раньше было прерогативой детского телевидения и его главным оправданием в глазах родителей, переехало в интернет. Образовательные каналы на YouTube отличаются разной степенью профессиональности: например, «Простая наука», блог с нехитрыми химическими и физическими опытами (в одном из самых популярных видео они заставляют чайные пакетики летать), или «Научпок», где с помощью анимации отвечают на вопросы вроде «Почему желтеют листья?» и «Почему вымерли динозавры?», или канал со смешным названием «Малышман ТВ», где для самых маленьких объясняют алфавит, цифры и так далее.
Самый большой и известный — это «Капуки Кануки», часть сети «Первый проект», огромный детский канал, на котором есть всё: видео на разных языках, обучающие песни и целые образовательные циклы, объясняющие азбуку, математику, цвета, геометрию и чтение. «Капуки Кануки» создали супруги Владимир Набатов и Мария Поддубная: они делали простые образовательные презентации для собственного сына, основываясь на зарубежных роликах, потом начали выкладывать их на YouTube — и заработали популярность. Через два года Набатов смог уволиться с работы, чтобы заниматься только видео, а ещё через год они сделали собственный мультфильм «Грузовичок Лёва», права на который купил канал «Карусель» — теперь его показывают по телевизору.
По поводу того, работают ли образовательные видео вообще и приносят ли они пользу — как детям, так и взрослым, — есть разные мнения, но научно-популярный сегмент на YouTube становится всё сильнее, например, TED входит в число каналов с самым большим количеством подписчиков. Каналы вроде «Капуки Кануки», сделанные специально для детей, как минимум не наносят никакого ущерба — но их смысл скорее в том, что занять внимание ребёнка, а не реально научить.
Будущее с экраном планшета
В отношениях детей и YouTube, конечно, нет ничего нового. Технологии принято демонизировать (когда-то граммофон должен был убить музыку, а телевизор — развратить детей), притом что самое главное — человеческая природа — не меняется. Некоторые психологи бьют тревогу и говорят, что просмотр видео учит детей плохому, но никто не может точно установить краткосрочных и уж тем более долгосрочных эффектов от новых технологий. Мы все уже видели, как несколько поколений росли с телевизором.
На детей влияют не новые технологии (которые, конечно, пугают родителей, потому что их бывает трудно понять), а то же, что и раньше, — человеческие отношения. В этом плане YouTube ничем не отличается от того, что было до него. На каждого родителя, эксплуатирующего своего ребёнка ради денег, найдётся тот, кто искренне развивает любовь к творчеству; на каждую зомби-свинку Пеппу — настоящая, которая учит добру и любви к семье; на каждый плейлист из десяти часов «Фиксиков» — короткие образовательные передачи, которые не стоит смотреть долго и подряд.
YouTube не публикует демографическую статистику своих зрителей, и большинство каналов интересуют только зрители старше 18, так что точно установить, какой именно процент зрителей — дети, нельзя, но по цифрам просмотров у мультфильмов «Маша и Медведь» и летсплеев Minecraft с 12-летними пацанами можно догадаться, что процент этот немаленький. Для детей YouTube такая же часть жизни, какой раньше был телевизор, а ещё раньше, например, книги. Они научатся — да и уже научились — обрабатывать всю эту информацию. Публикует Wonderzine.com. |