Что такое русский подход к детскому творчеству? Какие уникальные качества развивает в детях конструктор, состоящий из одной детали? И почему он применим не только для воспитания наших малышей, но и для укрепления дружеских межнациональных связей России? Читайте интервью с севастопольским изобретателем Дмитрием Лысюком.
Фото: Андрей Голодюк / «Комсомольская правда»
— В чем основная идея конструктора «Кубер»?
— Я довольно опытный инженер и конструктор, мои изобретения - в основном в области строительства - работают по всей России. И вот в какой-то момент мне в голову пришла идея некоего универсального кубика, элементарной частицы, из которой можно создавать любые пространственные конструкции.
Со мной трудился мой друг и партнер Андрей Садофьев. Сперва мы создали прототипы. Для этого была проведена очень серьезная работа. Отправная точка, с которой мы начали, - это русская инженерная философия простоты и лаконичности. Дальше она начала обрастать функционалом. Мы стали определяться с размерами. Давали пробные маленькие партии деталей своим собственным детям, чтобы узнать их мнение и получить первые комментарии. Затем начался большой этап создания комплекса целого изделия - так, чтобы он был максимально играбельным и полезным.
— Где производится «Кубер»?
— Наша московская компания учредила производство здесь, в Севастополе, и именно тут мы наращиваем наше производство.
— Что вдохновило вас на то, чтобы реализовать этот замысел именно здесь и сейчас?
— Я думаю, сам Севастополь. Наш город - город очень смелых людей. У меня есть любимая фотография 1942 года, сделанная в Сибири. На ней в глухой сибирской деревеньке возле забора стоят балерины и репетируют свое выступление. На них как завороженные смотрят деревенские дети. Представьте: идет война, враг еще не разбит, но люди верят, что наступит день, когда балерины снова выйдут на сцену и исполнят свой танец.
Мне кажется, что-то подобное происходит и сегодня в Севастополе. Противник еще не сломлен, но наш город продолжает работать над будущим, которое скоро настанет. Стойкий характер наших горожан, пожалуй, меня и вдохновил.
— Что представляет собой конструктор на нынешней стадии?
— Конструктор сейчас находится в своей демонстрационной стадии. Мы имеем две версии «Кубера»: более сложная для старших детей и «Кубер-мини» для детей 3+. В «старшей» версии несколько видов деталей, включая такие, как колесо и шарнир. «Малышковая» состоит из всего-навсего одной, но она может создавать в пространстве абсолютно любую форму.
Наша стратегия сейчас - насытить этим конструктором детские дошкольные учреждения, и сегодня мы уже имеем от них большой запрос. Кроме того, нами подготовлены и согласованы специальные программы по сотрудничеству с детскими домами, которые тоже получат комплекты конструкторов. Наши наборы мы также передаем и в общественные организации, объединяющие семьи детей с особенностями здоровья и развития.
Если мы на данном этапе сразу направим «Кубер» в магазины, то его быстро раскупят и лишь небольшое число ребят сможет с ним познакомиться. А нам очень важно, чтобы доступ к конструктору получило как можно больше детей.
— Почему это важно для вас?
— Мы называем наш конструктор «антипазлом». Дело в том, что, если посмотреть на конструкторы, которыми сегодня играют наши дети, в большинстве случаев это либо плоский, либо пространственный пазл: некий образец, разработанный автором, который ребенок должен собрать по инструкции и образцу. Вариативность таких конструкторов минимальна, несмотря на то, что в них может быть тысяча деталей.
Мы пошли другим путем. У нас одна деталь, из которой можно собрать тысячи образов. Причем придумывает их ребенок сам.
— Это задействует совершенно иные мозговые центры!
— Да, все верно. Взрослый может поддержать, подать идею, например: «А давай, малыш, соберем динозаврика!» Но даже тогда это будет уникальный динозаврик, придуманный самим ребенком - такой, какого взрослые не могли бы даже представить. В ряде наших наборов есть примерные варианты того, что можно из них построить. Но это только отправная точка, от которой стартует собственный творческий азарт. Дети начинают анализировать, проводить аналогии, в них просыпается само желание что-то создавать. Прямо в процессе игры они учатся считать, развивают пространственное мышление, осваивают пропорции.
«Кубер» — это своего рода методический материал для интеллектуального развития детей.
При этом он не подвергается воздействию «повестки», не соприкасается с сомнительными, уродливыми и злыми персонажами массовой западной культуры, как в других конструкторах привычного нам массмаркета. Он может вместе с родителями воплощать разнообразные созидательные сюжеты и собирать героев, подходящих детскому разуму и доброму сердцу.
— Поступает ли от игроков обратная связь? Учитываете ли вы их опыт для дальнейшей корректировки конструктора?
— Обязательно. Более того, мы наблюдаем за динамическим влиянием конструктора на тех, кто его собирает. Замечено, например, что незрячие дети могут собирать те же самые фигурки, которые конструируют ребята с обычным зрением. Малыши с особенностями развития демонстрируют необыкновенную усидчивость и интерес, собирая «Кубер», о чем мы неоднократно слышали удивленные и радостные отзывы их родителей. А еще медики определили, что наши «кубики» помогают реабилитации людей после контузий и инсультов.
— Конструктор уже был презентован широкой публике?
— В Москве сейчас проходит выставка-форум «Россия». Десятки проектов получили там свое рождение и вышли «в народ». Это стало возможно благодаря мудрости нашего президента, который создал площадку, где призвал всю страну показать, каким прошлым и настоящим мы богаты. А особый акцент он сделал именно на том, каким видят будущее люди, живущие в регионах.
Отдельно хотелось бы отдать должное правительству Севастополя, нашему губернатору Михаилу Развожаеву, Марии Литовко, Денису Профатилову, они увидели потенциал в нашем конструкторе и пригласили нас на эту выставку.
— Гости выставки могут попробовать собрать конструктор?
— Каждый день у нас проходят мастер-классы, куда приходят и дети, и взрослые. Также есть и свободный доступ к конструктору, можно просто подойти и пособирать его. Проводятся конкурсы, ребята получают призы, а главное - огромное удовольствие. Но еще большее удовольствие получаем мы, поскольку видим, как талантливы и изобретательны наши дети.
Но заметили мы и кое-что, что нас насторожило. Малыши младше 13 лет легко ориентируются и поддаются порыву свободного творчества. А вот ребята старше 13-ти чаще просят инструкцию, а без нее теряются и не знают, что делать. Все-таки конструкторы, которые до сих пор были предложены на рынке, успели оказать на них свое влияние. Мы отвечаем: «Ребята, вы можете собирать все, что вам угодно!» И когда проходит первая растерянность, наступает настоящая радость фантазии и созидания.
— Планируете ли вы в ближайшее время расширять выпуск конструктора?
— У любого проекта есть график развития. Мы планируем наращивать производство в Севастополе и делать это максимально быстро, ведь дети так быстро растут. Надеемся, что к концу лета приобрести «Кубер» сможет любой желающий.
Особенно важно это сейчас, когда идет СВО и наша страна противостоит коллективному западу. Мы хотели бы, чтобы и наши воины, и все мы знали, что детство наших детей проходит среди российских игрушек - не только потому, что они отечественные, но потому, что они действительно лучше.
Но речь не только о наших российских детях. Сегодня весь мир смотрит на нашу страну как на единственный шанс освободиться от колониальной политики запада. Основной метод этой эксплуатации - лишить детей возможности развиваться, отрезать им доступ к науке, образованию, технологиям, отучить творить и критически мыслить, истребить природный интерес к созидательной жизни. В них воспитывают ограниченных и смирных потребителей. Повзрослев, они ничего не смогут изменить или улучшить в той жизни, которую им навязали.
Более того, мы проанализировали огромное количество конструкторов и игрушек со всего мира и пришли к выводу, что в большинстве случаев они служат средствами западной пропаганды, порой принимающей противоестественные, человеконенавистнические формы.
И, конечно, там всегда есть коммерческий расчет. Из одного большого и дорогого набора предлагается построить лишь одну игрушку, игру или сюжет. Больше из него ничего сделать обычно нельзя. И, когда ребенку наскучит этот набор, он поведет родителей в магазин за новым - таким же большим и дорогим.
Как мы видим, ни одна из этих целей не имеет никакого отношения к настоящему детскому развитию. А мы стремимся именно к этому. И такую концепцию предлагаем не только нашим детям, но и ребятам из дружественных России стран, идущих с нами общим курсом. Как минимум, это страны БРИКС.
Россия часто презентует себя с позиции силы: грозное вооружение, могучие технологии, атомные реакторы… А здесь мы говорим языком детства, игрушек, творчества и созидания.
Такая «мягкая сила» России поможет нам и нашим геополитическим друзьям сообща растить новое поколение достойных, самостоятельных и свободных взрослых.
Источник: «Комсомольская правда»
Выбор редактора:
|