Все больше компаний-производителей становятся частью глобальных корпораций. Это новый шаг в их развитии, ведущий, однако, к утрате своих корней. Взять, к примеру, бренд Teutonia – европейская компания по производству детских колясок. Его истории на сайте производителя уделено лишь несколько скупых слов. Из этого текста нельзя узнать интересных подробностей. А так хочется оживить былые времена, надеть шапку-неведимку и перенестись в тот гараж, где отцы-основатели марки трудились над созданием первой коляски. Поэтому наш разговор с сыном создателя марки Teutonia можно считать путешествием в прошлое. Гюнтер Людекинг (Guenther Luedeking) – сын основателя компании - работает в Teutonia более 40 лет и хорошо знает ее историю. Интервью подготовила Татьяна Буцкая, главный редактор журнала «Роды.ru», эксклюзивно для RDT-info.ru.
— Гюнтер, кем вы сейчас работаете в Teutonia, когда компания перестала быть семейным бизнесом и стала частью британской корпорации?
— Я всегда занимался стратегией. В мои обязанности входит участие в разработке концепции коляски, ее дизайна, а также маркетинг и реклама.
— Вы сын основателя компании, наверное, первая коляска была сделана для вас?
— Нет, ее собрали для моего двоюродного брата. Он родился раньше меня, в 1957 году. Я появился на свет тремя годами позже и ездил уже в фирменной семейной коляске.
— Какой она была — первая Teutonia?
— Первую коляску мой отец и его брат сделали из подручных материалов. В прямом смысле этого слова. В условиях тотального дефицита в послевоенные годы, в Германии жить было нелегко. И коляска получилась низкая, громоздкая, не очень-то красивая. Но она была надежная и функциональная.
— Расскажите про вашего отца. Чем он занимался перед тем, как с головой ушел в производство колясок?
— Он занимался ремонтом автомобилей. У моего отца были золотые руки. А его брат занимался маркетингом в компании, производящей и продающей сигары. В дальнейшем, в семейной компании Teutonia он отвечал за «бизнес» — обменивал сигары на нужные детали для колясок. В то время свободных денег было немного.
— Я могу себе представить, как братьям Людекингам пришла в голову идея сделать первую коляску. Родился ребенок, его надо в чем-то вывозить на прогулку, а денег на покупку коляски нет. Зато есть золотые руки и подручные средства. Сделали первую коляску, а что потом? Ну, кто из нас не изобретал велосипед! Надо же было найти причину сделать вторую, третью. Что стало этой движущей силой? Соседи увидели первое изобретение и сказали «мы хотим такое же» — да?
— Все именно так и было. Сначала один сосед заказал коляску, потом второй. Так и возникло маленькое производство. В первое время отец и дядя в неделю собирали от шести до восьми колясок. Готовую продукцию загружали в большую машину и ездили по городам, торгуя, что называется «с колес». И знаете, дело пошло в гору.
Постепенно заказов становилось все больше, и производство уже не помещалось в гараже. Тогда на земельном участке родителей братья построили производство площадью 900 кв. метров. В 1965 году, когда производство развернулось еще больше, они переехали в новое помещение и поменяли название.*
(Прим. ред.: до 1965 года компания Teutonia называлась Luedeking Kinderwagen GmbH, что в переводе на русский значит ООО «Детские коляски Людекингов»)
— Какая у них была цель в жизни?
— Главной идеей было построить семейный бизнес. Они были молодыми, у них было много энергии. Они решили сказать новое слово в производстве колясок, они хотели быть лучше, чем конкуренты. И это им удалось!
— Было ли у вашего отца хобби? Чем он еще занимался? Может, путешествовал?
— Нет, коляски были его хобби. Они с братом работали с утра до ночи.
— Как выглядели коляски, произведенные в гараже ваших родственников?
— Коляски были низкими, дно — совсем близко к земле. Это классика послевоенных лет. Первые коляски невозможно было складывать и снимать люльку. Ее прикручивали к шасси намертво.
— Какие инновации Teutonia привнесла в производство колясок?
— Папа с братом все время придумывали что-то новое. Например, они изобрели колеса, благодаря которым у коляски был более плавный ход. В 70-е годы Teutonia первая изготовила рамы для детских колясок с цветной лакировкой и снабдила их колесами с металлическими спицами. Инновации были и в дизайне: впервые обшивка для колясок стала тканевой. До этого времени использовали только клеенку и кожу. У Teutonia также впервые появляются индивидуальные аксессуары под цвет коляски, до этого аксессуары для колясок производились другими компаниями и только стандартных цветов.
— У меня складывается впечатление, что сейчас коляски трудно продавать. А 40 лет назад этот бизнес можно было назвать легким?
— Даже в 70-е годы было много компаний, которые продают коляски. С ними приходилось конкурировать. Покупались те коляски, в производстве которых было больше новаций. В результате большие компании, которые не могли предложить покупателю ничего нового, разорялись. Им приходилось увольнять грамотных сотрудников. Последние, имея хороший опыт и часто золотые руки, шли работать в новые компании. В том числе и к нам, в Teutonia.
— В 70-х годах управление компанией перешло в ваши руки, и буквально через пять лет Teutonia вышла на международные рынки. Вы изучали предпочтения родителей в этих странах?
— Нет, мы просто предложили коляски лучшего качества, чем продавались в местных детских магазинах. Убрали клеенку внутри коляски, утеплили ее. Кроме того, в этот момент многие родители стали покупать машины, и им требовались складывающиеся коляски с маленькими люльками. Мы дали им их.
— В 1988 году марка Teutonia была продана английской группе Britax. Почему вы не захотели оставить компанию своим детям?
— Мы с братом руководили компанией 18 лет. За это время мы создали Teutonia репутацию сильного бренда, выпускающую продукцией отличного качества. Мы всегда шли на шаг впереди конкурентов. У нас были новые идеи не только по части дизайна, но и в конструкции колясок. Например, в 1983 году мы придумали коляску, которую можно складывать. А уже через год выпустили модульную систему (одно шасси + люлька + прогулочный блок), которой можно было пользоваться детям с момента рождения до трех лет. До нашего изобретения родителям приходилось покупать две отдельные коляски: для новорожденного и более взрослого, умеющего сидеть ребенка. Эту инновацию у Teutonia быстро переняли конкуренты, но мы были первыми!
Britax поэтому и купила Teutonia. Англичане признали наши заслуги и увидели наш потенциал. В их портфеле уже был Romer, и они искали такой же мощный колясочный бренд. Представители Britex связались со мной, предложили хорошую цену. Мы с братом обсудили все плюсы и минусы этой сделки, долго думали, но в конце концов согласились. В этот момент в Европе открывались границы. Рынок для Teutonia увеличивался в десятки раз, а значит и производственные мощности должны были быть серьезно увеличены. Это все деньги, инвестиции. Вritax вложил много средств в развитие нашей марки.
Находясь в группе Britax, Teutonia запустила такие инновации, как регулируемая ручка и тормозной блок, препятствующий повреждению колеса. Для большего комфорта малыша была запатентована новая технология – система бесшумного складывания и регулировки капюшона коляски.
— Вы, как «старожил» колясочного бизнеса, какой видите коляску XIX века?
— Есть много идей, но я не могу их раскрывать.
— Но хоть какие-то можете?
— Очень многое в коляске можно изменить. Во-первых, ее можно сделать легче. В авто- и авиастроении используются более легкие и прочные материалы. Во-вторых, можно поработать с цветом. Коляски должны быть яркими.
Почему бы не прикрепить к коляске элетромоторчик, как в велосипедах? Это не значит, что коляска будет самостоятельно ездить со скоростью 20 км/ч. Моторчик начинает работать, когда взрослый держится за ручку коляски. Тогда для прогулки с коляской по холмистой местности маме надо будет прилагать меньше усилий. Думаю, в течение нескольких лет это будет реализовано в жизнь.
— Сегодня с колясками сложилась парадоксальная ситуация — чем выше их качество, тем меньше они продаются. В одной надежной коляске можно вырастить двоих-троих детей. К тому же секэнд хенд в эру интернета достиг гигантских масштабов.
— Правильно. А как это решают автоконцерны?
— Очень просто: они каждые пять лет меняют модельный ряд.
— Этот же ход можно применить и при производстве колясок. Наша коллекция обновляется каждый год, но через каждые три года происходят более глобальные изменения, например, крепление блока и корзины на шасси, улучшение самих блоков. Происходит обновление на 70%, так что на данный момент наша «оборачиваемость» хорошая.
Пока в Европе существует тренд «все лучшее – детям и за любые деньги», родители будут покупать новые, высококачественные, дорогие коляски. Такое настроение, однако, может измениться очень быстро. Как, например, в Америке, где говорят: «Нам все равно, в какой коляске будет ездить мой ребенок. Я не хочу платить за нее много денег. Лучше куплю дешевую, год в ней ребенка повожу, потом выкину и куплю новую китайскую». Если такие мысли приживутся в Европе, то и мы можем потерять нашу компанию. Но над решением этого вопроса мы уже работаем!
Справка:
Сегодня Teutonia лидирует по производству колясок в Германии и занимает лидирующие позиции по продажам колясок в Европе.
В 1997 году Teutonia получила сертификат TOXPROOF от TÜV Rhineland, подтверждающий, что коляски не содержат вредных веществ.
В 1998 году компания получила сертификаты соответствия стандартам ISO 9001, ISO 14001.
С марта 2007 года марка Teutonia перешла под контроль и управление мультибрендовой компании Newell Rubbermaid, Inc, что открыло ей выход на американский и азиатский рынки.
|