26 сентября 2023 года в Москве на площадке ЦВК «Экспоцентр» в рамках выставок «Мир детства» и «CJF-Детская мода» состоялась сессия «Диалог о будущем: от адаптации к росту индустрии для детства» регионального этапа «Конгресса ИДТ». Эксперты, представители власти и предприниматели рассмотрели лучшие практики регионов по развитию лицензионной продукции для детей, обсудили традиционные семейные подходы к воспитанию детей и роль в этом процессе книгоиздания, кинематографа и анимации для маленьких россиян, сообщает пресс-служба АИДТ.
По итогам сессии участники запланировали сформировать предложения по поддержке отечественных производителей товаров для детей, которые используют в своей продукции образы героев российской детской литературы и мультфильмов.
«Сегодня в сферу детского кинематографа и анимации направлены беспрецедентные меры поддержки от государства», – отметила президент АИДТ Антонина Цицулина.
Она напомнила, то в 2012 году первой в плане распоряжения правительства об утверждении стратегии поддержки производителей детских товаров была поставлена задача разработки и реализации проектов, направленных на создание и использование национальных культурных образов. Следующим этапом программы стало утверждение в 2017 году мер поддержки производителей отечественных товаров, которые используют в производстве образы отечественной мультипликации. В 2023 году выходит поручение президента о поддержке отраслей, связанных с воспитанием и развитием детей, которые в своей производственной линейке используют образы героев российской литературы. В частности, из общих мер помощи выделено субсидирование части расходов при использовании таких образов в продукции предприятия.
Также речь зашла и о перечне поручений главы государства.
«Многое на этом пути уже сделано, например, законодательно закреплена в соответствии с поручением Президента возможность полного государственного финансирования производства и проката художественных фильмов для детей и молодежи. Этот закон был разработан на площадке Совета Федерации. Также вышло поручение глав государства, касающееся анимационных фильмов», – резюмировала председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, ответственный секретарь совета при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Лилия Гумерова.
Она выразила уверенность, что производство анимационных фильмов об отечественных героях, сказки, былины, эпос, должны быть поставлены на поток, и задача власти снять все искусственные препоны и барьеры для производителей.
Сегодня проблемы лицензионного рынка состоят в отсутствии развитого сектора интеллектуальной собственности и его оборота, капитализации и государственной поддержки. При этом осложнен запрос на использование госсимволики, поскольку законодательство отрасли отстает от требований общества, что вызывает затруднения производства такой продукции. Не редки и случаи коммерциализации государственных прав на использование изображений организациями.
О том, как обстоят дела с поддержкой производителей лицензионной продукции в регионах, рассказал заместитель Министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Владимир Балакин. Он отметил, что большинство предприятий, с которыми представители ведомства пообщались по мерам поддержки, пристально смотрят на возможность использования лицензий для производства продукции с образами анимации и литературы, считая такое развитие мощным маркетинговым подходом.
«Работать надо над защитой предприятий, которые вкладываются в развитие своей продуктовой линейки при покупке той или иной лицензии. В этом случае необходимо ограничить возможность расторжения договора с такой компанией со стороны лицензиара только в случае угрозы здоровью ребенка. Такое регулирование просто необходимо иметь», – отметил он.
Он выразил уверенность, что взять на себя роль медиатора и регулятора процесса может АИДТ.
Сегодня речь идет о создании отдельного сектора экономики – лицензионного рынка, который работает на создание нашего суверенитета, отметила директор центра креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Черкес-Заде.
«Мы долгое время делили сектор креативной индустрии на отдельные сегменты. К примеру, кино – это игровой контент, анимация и музыка. При этом форматы поддержки во всех областях – совершенно разные», – пояснила она.
Она рассказал, что впервые в АСИ говорят про всю индустрию развлечения в целом, что принципиально важно, особенно применительно к сфере авторских прав.
При этом проблема конкуренции российских образов с иностранными брендами не теряет своей актуальности.
Иностранные бренды не ушли из России, а в той или иной форме остались на рынке, отметил один из основателей и председатель совета директоров ГК «Рики», соавтор идеи сериала «Смешарики» Илья Попов. Для того, чтобы отечественная лицензионная продукция заняла на нем достойное место, необходимо, чтобы больше инвесторов, и в первую очередь, частных компаний, участвовало в создании российских медийных брендов, подчеркнул спикер. Для этого необходимо создать условия, при которых лицензиатам будет выгодно вкладывать деньги в отечественное.
«Если вы покупаете лицензионный бренд, который широко известен в мире, то вы просто привозите в Россию уже готовый товар, — пояснил свою мысль Илья Попов. — Если же это не раскрученный бренд, вам нужно вложить деньги в пресс-формы, разработку дизайна, упаковки и многое другое. Очень часто это сдерживающий фактор на старте, при запуске производства лицензионной продукции».
По мнению эксперта, нужен дополнительный рычаг, ресурс, который поможет инвесторам проголосовать за российский бренд.
«Иностранцы» превалируют не только в анимации, но и в издательском секторе, рассказал писатель, сценарист, генеральный продюсер и автор проекта Вселенные «Российские супергерои» Олег Рой. На книжных полках российских магазинов — 80% зарубежной литературы.
«Мы никак не можем продвинуть наших авторов. Для этого нужны определенные меры — например, квота, как в Китае, где иностранцы имеют право занимать только 5% рынка, — считает спикер. — Хочешь вложить деньги — вкладывай в отечественные проекты, развивай свое. Нашим анимационным компаниям, авторам книг нужна поддержка — привилегии, налоговые льготы и так далее. Детство в России должно начинаться с российских мультфильмов и российских книжек».
О ситуации на издательском рынке также рассказал руководитель «Издательского дома «Лев» Олег Вишняков. Он отметил, что за последние годы количество предложений от российских правообладателей выросло кратно, однако ситуация не такая простая.
«У многих участников рынка есть ощущение, что перейдет плавный переток аудитории от западных к российским франшизам, — рассказал спикер. — Тем не менее, отечественные анимационные студии, как правило, пока не выдают продукт того же уровня, что иностранные правообладатели — качественный, конкурентоспособный, привлекательный с точки зрения лицензиатов. Кроме того, бюджеты российских правообладателей по продвижению лицензий, маркетинговой поддержке также не сопоставимы с зарубежными. В итоге иностранные франшизы продаются лучше».
Такая ситуация таит в себе две опасности, считает он. Первая — в том, что на рынке появится много контрафакта, подделок под западные бренды. И вторая — аудитория переключится на продукцию ноунейм, поскольку она дешевле лицензионной примерно на 25%.
Для того, чтобы отечественный лицензионный рынок эффективно развивался, нужно, чтобы государство стимулировало издание книг и журналов с отечественными персонажами, считает эксперт. Также необходимо выплачивать компенсацию издателям книг и детской периодике — правообладателям отечественных лицензий. Если затраты роялти (регулярный платеж за использование объектов интеллектуальной собственности), которые составляют порядка 12%, будут компенсированы издателю, то у него появится серьезный дополнительный стимул издавать книги по российским лицензиям.
«Нам представляется, что такой механизм можно распространить и на издателей книг, и на издателей журналов. Этот вариант легко администрируется и исключает любые манипуляции: здесь все понятно и прозрачно», — подытожил свою речь спикер.
/ RDT-info.ru
Выбор редактора:
|