О формировании инфраструктуры дошкольных образовательных организаций, создании рекомендаций для осуществления этого процесса, организации закупки оборудования для занятий говорили спикеры на Конгрессе индустрии детских товаров, сообщает "АИДТ". Встреча представителей власти и бизнеса состоялась в ноябре 2022 года.

Разговор на эту важную тему был начат на региональном этапе Конгресса ИДТ, который прошел в сентябре 2022 года, бъяснила модератор сессии «Инфраструктура дошкольных образовательных организаций», президент АИДТ Антонина Цицулина. Именно тогда была представлена первая редакция рекомендаций по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемая Минпросвещения России. Работа осуществляется в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации, разработанных по итогам заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. После обсуждения экспертами отрасли, представителями научного сообщества рекомендации были доработаны с учетом поступивших пожеланий и предложений.
Доработанную версию рекомендаций с включением в перечень оборудование детских спортивных площадок и прочих элементов, которые не вошли в первую редакцию, представила еще на ноябрьском форуме заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк. Кроме того, в новой редакции рекомендаций уделено внимание безопасному использованию средств обучения и воспитания при формировании инфраструктуры ДОО, а также алгоритму действий ответственных должностных лиц по проверке соответствующих документов при приемке/закупке продукции.
Документ, как объяснила представитель Минпросвещения, основан на требованиях, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, включающим оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой, потребность в определенных средствах обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, необходимостью в материально-техническом обеспечении программы.
Спикер выразила уверенность, что разработанный документ, в котором были учтены практически все поступившие предложения, не будет стагнационным, а станет развивающимся и поможет в выходе на качественно новый уровень системы дошкольного образования.
«Надеемся, что рекомендации будут востребованы не только руководителями образовательных организаций, но и прежде всего педагогическим составом, который сам сможет определять наполнение групп. Мы сделали акцент на том, что документ регламентирует вопросы оснащения не только вновь строящихся образовательных организаций, но и модернизацию с учетом особенностей образовательного процесса детских садов, которые функционируют достаточно давно», – объяснила Наталья Костюк.
Документ уже прошел первичное согласование с основными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – Роспотребнадзором и Минпромторгом России, далее они будут направлены в субъекты Российской Федерации.
Разработанные рекомендации являются по сути руководством к действию для производителей средств обучения и воспитания, а также оборудования для детских садов, обратила внимание Антонина Цицулина.
«Возьмите этот перечень и адаптируйте под него свой ассортимент», –- посоветовала президент АИДТ коллегам.
Со следующего года Министерство промышленности и торговли России совместно с Минпросвещения России дает старт своей программе апробации учебного оборудования и средств обучения в регионах, напомнила Антонина Викторовна. Причем, уже есть регионы, которые направили письма, что заинтересованы в участии в этой программе. И в этом сотрудничестве большим подспорьем станут разработанные методические рекомендации, а также обратная связь от непосредственных пользователей поставляемого в детские сады оборудования. Это поможет сделать рекомендации наиболее эффективным инструментом как для производителей, так и для представителей ДОО.
Представленные рекомендации давно ожидаемы в регионах, подтвердила, вступаю в дискуссию, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» Элина Яковлева.
Московская область обладает невероятным потенциалом в части дошкольного образования, отметила она:
«Детские сады сейчас объединяются и становятся полноценными центрами развития ребенка. В 2021 году в Московской области стартовал наш флагманский региональный проект «Предшкола: стандарт детского сада», суть которого выражается в том, что дошкольное образование требует интересных концептуальных решений. Мы хотим видеть совсем другие детские сады. Уже сейчас к проекту подключились 294 образовательных организации, и он распространяется на более 20 тысяч детей. Кроме того, полноценными участниками проекта являются родители».
Представители системы дошкольного образования ожидают от производителей в первую очередь комплексные решения с учетом потребностей ДОО в качественном оборудовании по умеренным ценам, озвучила Элина Яковлева.
Еще Альберт Эйнштейн сказал: «Чтобы выигрывать, прежде всего нужно играть», напомнила коллегам кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Ольга Цаплина. Высоко оценивая рекомендации Минпросвещения России, она просила за разработкой образовательных и развивающих программ не забывать потребность ребенка -– в игре, важность которой нельзя недооценивать, что доказывают и проведенные исследования.
В доказательство того, что игры и игрушки играют важную роль для тех, кто занимается непосредственным их производством, Антонина Цицулина, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР), сообщила участникам Конгресса ИДТ о том, что в феврале пройдет съезд производителей игр и игрушек, где все актуальные вопросы как раз и планируется обсудить.
О своем вкладе в производство игрушек, имеющих методическую ценность, рассказала генеральный директор ОАО «Весна» Ольга Доротюк. Она могла наглядно представить ассортимент кукол, которые выступают в качестве средств обучения и воспитания, так как они были представлены на выставочной экспозиции, работающей на площадке Конгресса ИДТ, и с ними все участники могли познакомиться и оценить их качество и особенности.

Рассказывая о своей продукции, директор ООО «Мир Пластика» Анатолий Мурашко подчеркнул, что специалисты компании убедились на практике: выпускать продукцию для домашнего использования семей с детьми и создавать игры для детских садов – это разные вещи. Компания для каждого продукта, предназначенного для детских садов, обязательно готовит методичку по использованию в занятиях с детьми, разработанную специалистами. Кстати, активная работа по внедрению продукции «Мир пластика» в образовательный процесс началась после регионального Конгресса ИДТ, который в прошлом году прошел в Московской области, что еще раз доказывает необходимость налаживания обратной связи и выстраивания такого рода кооперационных цепочек между научными школами, создателями авторских программ и производителями детских товаров, учебного оборудования и средств обучения в сфере комплексного оснащения учреждений образования. В этой связи президент АИДТ Антонина Цицулина предложила в пилотные проекты, реализуемые в рамках программы апробации учебного оборудования и средств обучения в регионах, включать также представителей Ассоциации и производителей средств обучения и воспитания, чтобы обеспечить диалог и полное понимание потребностей образовательных организаций.
О деятельности своей компании по обеспечению детских садов образовательной литературой рассказала ведущий методист по дошкольному образованию ООО «Просвещение-СОЮЗ» Оксана Скоролупова. Оксана Алексеевна отметила, что сейчас совместными усилиями строится новая программа, определяющая единство образовательного пространства. И она, взяв то лучшее из типовой программы, которая использовалась в нашем образовании еще в советское время, предлагает качественно новое содержание. В продолжении рассказа коллеги о своем опыте сотрудничества с отечественными производителями, специализирующимися на выпуске оборудования для детских образовательных организаций, рассказала руководитель коммерческого отдела ООО «Торговый дом «Просвещение-регион» Валерия Волкова.
Подчеркивая важность состоявшегося разговора, Антонина Цицулина выразила уверенность, что из этого зала после того, как все участники смогли высказать свои мнения и обозначить свою позицию, выйдет еще несколько больших вдохновляющих проектов.
Продолжением состоявшейся между представителями министерства, научных школ, производителями детских товаров дискуссии стал бизнес-диалог «Лучшие практики оснащения инфраструктуры образования», который состоялся в тот же день в онлайн-формате.
В рамках бизнес-диалога были представлены наиболее интересные образовательные и просветительские программы, реализуемые в детских садах совместно с производителями товаров для детей, учебного оборудования и средств обучения.
О своих проектах рассказали Александр Мерщиев, АО «Академия «Просвещение», Михаил Киселев, ООО «Кибертех», и Сергей Плахотников, ООО «Бабашки».
Их презентации стали яркой иллюстрацией актуальности и важности разрабатываемых Минпросвещения России рекомендаций, которые помогут проложить более короткий путь в детские сады и другие образовательные организации самым интересным проектам отечественных производителей, которые способствуют появлению целого поколения юных изобретателей и гениев. / RDT-info.ru
Выбор редактора:
|