На «Учпром 2025» обсудили агрообразование нового поколения: речь шла о развитии интереса к сельскому хозяйству уже на дошкольном уровне

00:39 | RDT-INFO.RU
Эксперты обсудили текущее состояние и перспективы развития агротехнологических классов в России. Мероприятие объединило представителей Минсельхоза России, Минпросвещения России, региональных институтов и производителей оборудования, чтобы выработать единые подходы к созданию и оснащению агротехклассов, которые станут основой подготовки кадров для агропромышленного комплекса (АПК). Модератором сессии выступила Ирина Петрунина, заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Агротехнологические классы создаются во взаимодействии школ, колледжей, вузов и предприятий АПК. Ребята на углубленном уровне изучают физику, химию, биологию и математику с акцентом на отрасль АПК. Как отметил Эдгар Гамбарян, начальник управления координации и мониторинга реализации федерального проекта по подготовке кадров для АПК Минсельхоза России, федпроект «Кадры в АПК» с бюджетом 58 млрд рублей до 2030 года ставит цель создать 18 тысяч агротехклассов, охватывающих 300 тысяч учащихся, и обеспечить ежегодный выпуск 115 тысяч абитуриентов для аграрных вузов и колледжей. В 2025 году создано более 600 классов в 67 регионах, где обучаются 9 тысяч школьников.

Агротехклассы призваны решить кадровую проблему АПК, где 50% работников старше 50 лет, а ежегодная потребность составляет 160 тысяч специалистов. Федпроект предусматривает модернизацию колледжей, запуск программы «Агропрофессионалитет» с 2026 года, целевое обучение, предоставление жилья в найм для преподавателей вузов и стимулирующие выплаты учителям агротехклассов и сотрудникам вузов и НИИ. Важным элементом является интеграция с бизнесом, который выступает заказчиком компетенций и инвестором.

Нормативная база и образовательные стандарты

Светлана Кольченко, заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ, подчеркнула, что агротехклассы опираются на богатый опыт аграрных классов, существовавших и ранее, однако их развитие было разрозненным. Введение агротехнологического профиля в ФГОС (приказ от 12 февраля 2025 года № 93) и включение его в федеральную образовательную программу среднего общего образования создало нормативную основу для системного подхода. Кольченко отметила важность единого образовательного пространства, включающего профильное обучение, единые программы и оснащение учебных кабинетов. Форма ОО-1 позволит собирать точные статистические данные об агроклассах, устраняя разночтения между ведомствами.

Региональный опыт: Нижегородская область

Елена Яковлева, ректор Нижегородского регионального института управления и экономики АПК, поделилась практическим опытом региона, где создано 86 аграрных и 35 агротехнологических классов, 13 из которых – в рамках проекта «Кадровый ПК». В учебные планы включены специализированные дисциплины (растениеводство, животноводство), совместно с работодателями разработаны планы внеурочной деятельности и пересмотрены программы дополнительного образования. В этом году запущен пилотный проект в одном муниципалитете, где в четырех детских садах начата реализация единой парциальной программы с естественно-научным «АгроМир Детства», позволяющая развивать интерес к сельскому хозяйству уже на дошкольном уровне.

Координационный совет по развитию агротехнологического образования на территории Нижегородской области, возглавляемый тремя сопредседателями (министры образования и сельского хозяйства, замглавы правительства), обеспечивает согласованные действия заинтересованных сторон ключевых проектов федерального проекта «Кадры в АПК», направленные на решение организационных вопросов в сфере агротехнологического образования, включая процессы формирования перечня оборудования, сопровождение закупок, обучения сотрудников и мониторинга результатов проектов. Список оборудования формируется из методических рекомендаций Минсельхоза РФ, приказа № 838 и регионального перечня, что позволяет учитывать специфику запросов местных работодателей (разные отрасли сельского хозяйства, например, растениеводство, животноводство, птицеводство и тд.). Елена Яковлева отметила наличие сложностей при выборе оборудования и осуществлении закупок в соответствии с правилами использования национального режима и предложила создать единый интерактивный каталог оборудования, соответствующего требованиям федерального проекта «Кадры в АПК» на платформе Россельхозбанка «Я в Агро».

Бизнес и системные решения

Взгляд бизнеса на оснащение агроклассов представила Анжела Романова, генеральный директор ООО «АНРО Технолоджи». Она подчеркнула, что рынок учебного оборудования растет (3,6 млн единиц на 29 млрд рублей в 2024 году), но сегмент агротехнологий требует системного подхода. Оборудование должно быть безопасным, сертифицированным и методически обеспеченным, охватывая агроинженерию, агробиологию, точное земледелие и агрохимию.

Романова выделила ключевые проблемы:

  • Фрагментированность рынка и отсутствие единого реестра оборудования.
  • Нецелевые закупки и контрафакт из-за расплывчатых тендеров.
  • Отсутствие отраслевых стандартов и методик.
  • Слабая интеграция оборудования с программами обучения.

Ее предложения включают:

  • стандартизацию и сертификацию оснащения агроктехлассов (безопасность, СанПиН, педагогические требования) и обязательная сертификация оборудования/методик для школьной эксплуатации;
  • осударственный реестр/каталог сертифицированных отечественных решений по специализациям — как навигатор для заказчиков и «фильтр» от контрафакта;
  • типовые комплекты «под ключ» под разные специализации (оборудование, ПО, методические материалы, требования по безопасности, сервисная модель);
  • кластеры и поддержка НИОКР для разработчиков учебных агротехнологий;
  • постоянный диалог производителей с образованием (пилоты, обмен практиками, оперативная корректировка перечней и ТЗ).

Анжела Романова представила примеры отечественных производителей, таких как «Дигис» (гидропонные станции), «АНРО Технолоджи» (агроинженерия, гидропонные фермы и цифровые теплицы), «Вектор» (агроинженерия) и «Крисмас Плюс» (лаборатории для агрохимии), которые покрывают 60% потребностей агроклассов.

Итоги сессии

Сессия подчеркнула стратегическую роль агротехнологических классов в обеспечении кадров для АПК и технологического суверенитета. На сегодняшний день нормативная база и учебные планы закреплены, регионы показывают рабочие модели комплектования без дублирования, бизнес предлагает стандарты, каталог и типовые комплекты. Теперь необходимо довести закупочные процедуры до предметных требований безопасности и «приземлить» методику: учебные сценарии, повышение квалификации, сервис.

Предложения экспертов станут основой для итоговой резолюции Съезда, направленной на масштабирование агротехклассов. Нижегородский опыт демонстрирует, как регионы могут адаптировать федеральные инициативы, а диалог между государством, образованием и бизнесом открывает путь к созданию современной образовательной экосистемы для сельского хозяйства.

О съезде «УЧПРОМ-2025»

III Национальный съезд учебной промышленности – ежегодное специализированное мероприятие, в центре которого вопросы оснащения образовательных организаций и закупка учебного оборудования и средств обучения. Проводится при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы, Минпромторга России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Правительства Москвы. Резолюция съезда ложится в основу доклада в Правительство РФ. Организатор мероприятия – Ассоциация предприятий индустрии детских товаров.

Источник: АИДТ

Выбор редакции:

Просмотров: 48
 
Реклама ООО "АРТИАЛ" ИНН: 9731017574

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • 02:38 Национальные цели требуют участия российских производителей в создании учебной инфраструктуры

    «Сегодня мы говорим не просто о производстве оборудования и товаров для детей. Мы обсуждаем, как промышленность становится соучастником реализации стратегических национальных целей, проектов, направленных на будущее России – на её детей, молодёжь, семьи и квалифицированные кадры». Для практической реализации договорённостей участники определили четыре ключевых направления, которые лягут в основу «единого контура» отрасли и обеспечат предсказуемость поставок и единые правила для рынка.

  • 01:59 Cъезд «Учпром-2025» определил цели и задачи учебной промышленности на ближайший год

    На итоговой сессии представили три тренда в оснащении образования: во-первых, ориентация на экономику ближайших 5–7 лет (с вовлечением школ и семей); во-вторых, индивидуальные концепции школ при едином государственном фундаменте; в-третьих, привлечение системных интеграторов при проектировании школ. Эксперты подчеркнули: стратегия образования должна быть синхронизирована со стратегией развития индустрии детских товаров.

  • 01:26 В России введен ГОСТ на светоотражающие элементы детской одежды

    Об этом сообщил глава Росстандарта. По его словам, ГОСТ, определяющий параметры световозвращающих сигнальных элементов для одежды детей и подростков, призван защитить рынок от недобросовестных производителей и повысить безопасность юных участников дорожного движения. 

  • 01:16 В России продолжается эксперимент по маркировке подгузников, зубных щеток и детских салфеток

    Постановление о маркировке отдельных видов хозяйственных, санитарно-гигиенических изделий и туалетных принадлежностей утвердил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Эксперимент по маркировке средствами идентификации «Честный знак» начался 25 сентября 2025 года и продлится до 31 августа 2026 года. Участниками эксперимента станут все субъекты рынка, начиная от производителей и импортеров и заканчивая организациями оптовой и розничной торговли, включая интернет-площадки.

  • 11/10 АИДТ предложила уточнить регулирование рынка игрушек и маркировку 14+

    «Необходимо придать статус средств обучения игрушкам, а деятельность разработчиков и производителей игр отнести к социальному предпринимательству, – отметила президент АИДТ. Эксперт также обратила внимание на необходимость усиления мер государственной поддержки российских производителей детских товаров.

  • 16/09 Покупатели приобрели 27 млн товаров школьного ассортимента в «Детском мире»

    На общую сумму почти 10 млрд рублей. За указанный период было продано 18,5 млн канцелярских принадлежностей, а также более 8,5 млн предметов школьной одежды и обуви. Лидерами продаж традиционно стали тетради в ассортименте, их купили более 5 млн штук. В категории «Одежда» первые строчки занимают белые футболки и рубашки для мальчиков, а также белые футболки и темно-синие кардиганы для девочек.

  • 14/09 Wildberries создал маркетплейс закупок оборудования и учебников для школ и детсадов

    Школы и детские сады смогут закупать все необходимое для образовательного процесса на новой платформе, созданной Wildberries и издательством «Просвещение». Пока она работает в пилотном режиме, закупки уже начали в Рязанской области.

Если у вас есть интересная новость или статья, которую вы хотели бы опубликовать на нашем сайте, пожалуйста, отправьте её нам на электронную почту: news@rdt-info.ru — с темой «Публикация».

Мы обязательно рассмотрим ваш материал и свяжемся с вами!

Реклама ООО "АРТИАЛ" ИНН: 9731017574
Реклама ООО "ФИРМА "ХРИЗАНТЕМА" ИНН: 7719007569

БРЕНДЫ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов детских товаров на RDT-info.ru
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2025 RDT-INFO.RU - Отраслевой ресурс рынка детских товаров