Одной из главных тем второго дня Конгресса традиционной игрушки в Нижнем Новгороде стала интеграция в современный мир народной игрушки, которую многие привыкли считать музейной. Какой потенциал у народных промыслов сегодня, нужно ли возвращать матрешку или деревянного коня в детскую и как это сделать, обсуждали участники сессии «Ценности — народная игрушка как ресурс развития ребенка. Из музея в детскую комнату».
«Сегодня мы впервые обсуждаем с музейным и экспертным сообществами, с производителями игр и игрушек, как нам сохранить те богатые многовековые традиции народно-художественной игрушки, ремесленной игрушки, тех игрушек, на которых выросло не одно поколение, в современном игровом мире, — обратилась к участникам дискуссии президент АИДТ Антонина Цицулина. — Это нужно, чтобы не потерять те смыслы, которые отличают наш подход к воспитанию и образованию детей».
Ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Анна Теплова рассказала о народной игрушке как о средстве обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, способствуя развитию его личности.
«Патриотическое воспитание начинается в детской, и первый, самый важный его этап — воспитание наследника, человека, который должен войти в наследование своей культуры, — отметила Анна Теплова. — Согласно историческим источникам, в России основой игрового набора как царей, так и крестьян была традиционная ремесленная игрушка. У советских дошкольников такие игрушки тоже были. А вот начиная с 90-х годов прошлого века, такая игрушка стала огромной редкостью. Она сейчас, скорее, музейный экспонат. Но ведь матрешка заключает в себе и образ семьи, и инструмент для интеллектуального развития ребенка, это огромный ресурс. Матрешка должна быть не на полке, а в руках у ребенка».
Спикер подчеркнула важность доступности народной игрушки для современных детей. По ее мнению, такие игрушки должны быть во всех детских садах в нужном объеме, а игру с ними следует ввести в образовательные программы для дошкольников.
Это мнение разделила учредитель кировской компании по производству игрушек «Наивный мир» Людмила Банникова. По ее словам, включение традиционных игрушек в игровую среду детских садов позволит отечественным производителям участвовать в госзакупках, что в свою очередь, даст им возможность планировать производство.
Директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова рассказала о коллекции своего учреждения, в которой представлены все пять типов народной игрушки: крестьянская игрушка (самодельная), кустарная (ремесленная), коллекционная скульптура малых форм (изделия мастеров по заказу коллекционеров или музеев), игрушка-скульптура (которую изготавливают предприятия художественных промыслов), а также реконструкции (предметы, которые создали реконструкторы народных ремесел).
Елена Титова высказала пожелание профильным министерствам организовать целевую закупку народной игрушки из частных коллекций для государственных музеев. Также, по ее мнению, необходимо проведение выставок-конкурсов среди современных мастеров с последующей закупкой работ победителей.
«Сегодня мы чувствуем большой интерес к таким конкурсам, в том числе, со стороны молодежи, это очень актуальная задача», — завершила свое выступление директор музея.
Научный сотрудник Музея народной игрушки «Забавушка», магистр педагогических наук Наталья Веревкина отметила особенность психологии современных детей, любящих интерактивные игры.
«Сейчас ребенку неинтересно просто сходить в музей и уйти оттуда с пустыми руками, его надо вовлекать в творческий процесс, — уверена Наталья Веревкина. — Например, у нас есть интерактивная экскурсия, на которой дети мастерят лыкового коня. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, когда играют с народной игрушкой, ощущают себя в своей среде, а вот подростки поначалу более скованы, но в итоге им тоже все нравится. В целом, такие интерактивные экскурсии, мастер-классы вызывают интерес и у подростков, и у студентов, и у более взрослой аудитории».
По словам специалиста, подобные места, которые можно воспринимать и как музей, и как игровую площадку, нужны во всех городах-миллионниках. Их также можно организовывать на территории библиотек или культурных центров. Наталья Веревкина высказала мысль о необходимости создать государственную программу, которая смогла бы поддерживать такой игровой фонд.
Доцент кафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университет Елена Абдулаева обратила внимание участников сессии на актуальность традиционной игрушки для современных детей.
«Народна игрушка — это прежде всего деятельность в воображаемом пространстве, поэтому ее условность крайне важна, — сказала спикер. — Это средство познания и отображения мира, средство исследования ребенком своих возможностей. Сейчас народной игрушке предстоит выдерживать конкуренцию со всеобщей технологизацией. К этому надо быть готовыми и на всех широких площадках, в том числе, в детских садах, в общении с родителями, продвигать идею ценности таких игрушек».
При этом, отметила специалист, многие народные игрушки довольно хрупкие и легко ломаются. Для того, чтобы их можно было использовать в детских садах, они должна стать менее «сувенирными» и более прочными.
Завершая сессию, начальник отдела индустрии детских товаров Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ Ольга Чусовская подчеркнула два момента. Первый — актуальность народных игрушек для дошкольных учреждений и дополнительного образования. И второй — их важность для развития отечественной промышленности. Если поставлять такие игрушки в учебные заведения, это поможет предприятиям работать в плановом режиме и увеличивать производство, заключила спикер.
Тему интеграции народной игрушки в современную жизнь продолжили участники сессии «Туризм и игрушки — игрушечная карта России: от краеведения до региональных брендов игр и игрушек». Эксперты обсудили, каким должен быть туристический сувенир родного края для детей и какую роль краеведческие игры и игрушки могут выполнить для сохранения культурного наследия, традиций и экологического просвещения. Свои инициативы по поддержке краеведческих игр и игрушек представили промышленные предприятия и экспертное сообщество.
Заместитель Министра туризма и промыслов Нижегородской области Юлия Бахтина рассказала о фестивале народных художественных промыслов в городе Семенов, где каждый посетитель может расписать народную игрушку и забрать ее с собой.
«Туристические сувениры, например, магниты, часто бывают некачественными, но ведь такой сувенир может быть с глубокими смыслом, нести в себе национальный код», — отметила Бахтина.
В качестве примера спикер привела инициативу города Городца, где недавно провели конкурс «Туристический сувенир». Призером соревнования стал наличник-конструктор. В Городце есть музейный квартал, дома в котором украшены такими наличниками с различными видами резьбы.
«Наличник-конструктор — это игрушка, в которую можно играть всей семьей, но при этом она содержит тот самый культурный код, принадлежащий территории», — подчеркнула замминистра.
Начальник отдела по связям с общественностью кировской фабрики «Весна» Татьяна Кашина рассказала о продукции своего предприятия, создание которой направлено на знакомство детей с местными традициями и культурой.
«Сегодня мы можем представить в качестве брендов и в качестве региональных символов серию наших кукол, — отметила Кашина. — Это «Дымковская барыня», которая отражает образ дымковской игрушки и кукла Анастасия в историческом костюме жительницы Вятской губернии. Также в этом году мы выпустили куклу, которая символизирует Кировскую область. Наш регион богат лесом, мехами, поэтому кукла одета в зеленое платье, и на ней горжетка с символами дымковского ремесла. Также мы сотрудничаем и с другими регионами — пример тому наши куклы «Хохломская красавица» и «Гжельская красавица».
Представители власти, музейного и экспертного сообщества сошлись во мнении, что у сочетания «туризм и игрушка» огромный потенциал, который регионы еще только начинают использовать. Сообщает «АИДТ»
Выбор редактора:
|