Кризис меняет ландшафт отечественного лицензионного рынка. В ситуации усложнения логистики, удорожания производства и снижения покупательского спроса производители продолжают рассматривать лицензирование как инструмент развития. Очевидно, что спрос на эмоции будет всегда. Но часть зарубежных брендов приостановила свою работу в нашей стране, уступив место российским лицензиям. И отечественные лицензиары, понимая ситуацию, постарались усилить свою поддержку партнеров-лицензиатов. О том, как санкции влияют на лицензионный рынок, что российские лицензиары делают для поддержки лицензиатов, а также будет ли лицензирование работать в кризис, «Вестник лицензионного рынка» поговорил с Валентиной Курсановой, директором по лицензированию и развитию бизнеса компании «0+ Медиа».
— Валентина, расскажите, пожалуйста, как, на ваш взгляд, меняется лицензионный рынок в связи с новыми санкциями? Какие последствия вы уже заметили, и какие только придут к нам в ближайшем будущем?
— Первые изменения, разумеется, уже заметны. Помимо очевидных фактов, влияющих на лицензионную среду, таких, как уход или приостановка деятельности иностранных правообладателей в России, влияние санкций ощущается и с других сторон. Практически все компании-производители испытывают сегодня сложности с логистикой. Повышаются цены на перевозку товаров, увеличиваются сроки доставок. Волатильность курса валют усложняет планирование любых проектов.
Снижение покупательского спроса плюс увеличение себестоимости продукции уже создали на рынке «паузу» в запуске новых лицензионных проектов для всех лицензиаров — и российских, и иностранных.
— Как приостановка деятельности зарубежных правообладателей скажется на российских лицензиарах?
— Российские правообладатели сейчас находятся в выгодной позиции относительно любых иностранных лицензиаров, ведь даже если иностранный бренд сейчас не ушел из России, нет гарантий того, что завтра ситуация не изменится. А, опять же, учитывая те условия, на которых некоторые иностранные компании расторгают уже действующие контракты (невозврат выплаченной минимальной гарантии в совокупности с запретом дальнейших продаж, закрытие доступа к дизайнерским материалам, отзыв лицензии и так далее), мало кто из российских компаний готов заключать новые лицензионные договоры с подобными рисками.
Отечественные бренды всегда были в ТОП-ах рейтингов и телесмотрения и продаж товаров. И востребованность российских лицензий только растет. В нашей компании увеличился и поток входящих запросов на наши лицензии, и позитивная обратная связь на наши предложения сотрудничества. Думаю, уже через год потребительские товары с российскими брендами будут занимать бОльшую долю лицензионного рынка.
— Смогут ли в будущем вернуть свои позиции зарубежные правообладатели?
— С одной стороны, да, дефицит породит «голод» и ностальгическое желание «вернуть». С другой стороны, думаю, что медиа-компании, ушедшие из России по политическим причинам, с большой вероятностью потеряют значительную долю российских клиентов.
— Что даст лицензиатам приостановка деятельности ряда зарубежных правообладателей?
— Многие компании, которые работали и работают с зарубежными правообладателями, уже ищут замену им в лице сильных российских брендов. Я уверена, что для лицензиатов это возможность начать работу по лицензии на более гибких условиях. Российские правообладатели всегда предоставляли и предоставляют контракты, основанные на российском законодательстве, с отсутствием дополнительных требований, как по авторизации фабрик, так и к составу продукта. Требования к составам продуктов, кстати, у иностранных правообладателей порой шли в разрез с российскими требованиями сертификации.
Лицензиаты ничего не теряют с точки зрения востребованности продукта, так как в каждой стране есть свои кумиры. Да, международные бренды знают во всем мире, но в России любовь к отечественным персонажам всегда была не ниже, а то и выше, чем к зарубежным.
Кроме того, в эфире сейчас, безусловно, будут преобладать российские персонажи.
— В чем объективные плюсы работы с российскими лицензиями в ситуации санкций против России?
— Я постараюсь перечислить все плюсы работы с российскими брендами для российских компаний.
- Российская анимация всегда будет ротироваться на российском телевидении и на наших медиа-ресурсах. Риски наложения «эмбарго» на трансляции своего же контента практически равен нулю. Российского контента будет становиться все больше и больше в эфире, что, в свою очередь, будет стимулировать еще больший интерес маленьких зрителей и их родителей. Мы же, обладая собственными ресурсами в виде своих телеканалов – «МУЛЬТ», «Мама», «Мультимузыка», ani, и входящего частично в холдинг ВГТРК канала «Карусель» — гарантируем всем лицензиатам постоянные и бесперебойные ротации наших мультфильмов и их усиление. «Ми-ми-мишки», «Сказочный Патруль», «Лео и Тиг», «Кошечки Собачки», «Деревяшки», все остальные наши мультфильмы, плюс — новые проекты, которые мы планируем запускать в 2022 году.
- Все лицензионные договоры на российские бренды заключаются в рублях, согласно юрисдикции Российской Федерации, что подтверждает гарантии нашим партнерам.
- Российские правообладатели всегда имели возможность быть более гибкими в финансовых условиях лицензионных договоров, нежели иностранные студии. Теперь — тем более. Мы готовы предлагать те условия, которые актуальны для меняющегося рынка. Мы всегда стараемся находить win-win-стратегии сотрудничества с нашими партнерами.
- Российские анимационные студии предлагают возможности не только использовать лицензионный бренд как таковой, но и интегрировать продукт в контент, создавая тематические серии «под партнера», использовать образы в рекламе продуктов. Мы всегда открыты ко всем идеям лицензиатов и имеем технические ресурсы для их реализации.
- Отечественные правообладатели знают рынок и могут помогать во взаимодействии с ритейлом, выводе товара в новые сети и проведении маркетинговых акций. Например, мы делаем регулярные промо-акции с ведущими онлайн-ритейлерами – Wildberries и Ozon, работаем с розницей, предлагаем даже площадку нашего собственного магазина МУЛЬТ (ЦДМ на Лубянке) для проведения промо и праздников для детей.
- Лояльность российской публики ко всему отечественному сейчас находится на максимуме.
— Готов ли сегодня российский контент заменить детям зарубежные бренды?
— На мой субъективный взгляд, у нас в стране нет дефицита детского контента. Наши мультфильмы ничем не уступают зарубежным. Наоборот – они во многом добрее, ближе по ментальности, они транслируют понятные ценности, без вкраплений зарубежной культуры, которую наша нация не во всем разделяет. Наша анимация так же качественна и популярна. Для многих молодых авторов и студий сейчас открываются большие возможности. С какой-то стороны – это время возможностей для талантливых и творческих людей нашей страны.
— Каковы ключевые направления развития ваших брендов в период кризиса и почему?
— Мы продолжаем работу по ранее намеченному плану: развиваем наши ключевые проекты – «Ми-ми-мишки», «Сказочный Патруль», «Лео и Тиг», «Кошечки-Собачки», планируем запуск новых анимационных сериалов, о которых объявим совсем скоро. Увеличиваем теле-ротации нашего контента, расширяем категории товаров, с которыми работают наши лицензиаты, активно ведем переговоры со всеми компаниями, которые потеряли бренды, как и с теми, кто заинтересован в сотрудничестве с нуля.
Я бы отметила, что мы делаем все то же самое, что и до начала кризиса, но в три раза быстрее и с учетом еще большей гибкости в партнерстве с лицензиатами.
— Может ли лицензирование помочь компаниям-производителям выжить в кризис и если да, то за счет чего?
— Лицензирование не поменяло своей сути. Лицензионный товар всегда был и будет выделяться на полках и привлекать внимание покупателей. Лицензионный бренд придает товару «импульсности», дополнительной ценности в глазах потребителя. Беря бренд в аренду, производитель получает доступ к большой аудитории, которая лицензионный бренд знает и любит. Лицензирование позволяет компаниям быстрее заводить продукцию на полки сетевых магазинов, быстрее завоевывать узнаваемость собственного бренда.
Более того, по мнениям экспертов ритейл-отрасли, во времена, когда многие крупные зарубежные производители товаров уходят с российского рынка, открываются большие возможности для компаний, так называемого второго и третьего эшелонов. То есть те производители, которым раньше было сложно пробиться в сети и достучаться до потребителя, получают огромный шанс развить свой бизнес. И если эти компании предлагают потребителям не только качественный продукт, который заменит ушедший с рынка аналог, но и яркую упаковку, любимый бренд, интересную для детей историю – то такая синергия, безусловно, сделает лицензирование российских брендов выгодным и коммерчески перспективным. Источник: «Вестник лицензионного рынка»
Выбор редактора:
|