Интересно

18/03«Мы идём своим путем»: как «Харди Гарди» строят бренд детских пазлов и развивающих игрушек
19/02Кейс от бренда детской одежды Choupette: как выйти на международный уровень
13/0260% семей с маленькими детьми имеют кредиты
12/02«Fresh Trend» о Spielwarenmesse: обзор выставки и тренды на рынке игрушек
09/02Школьники штурмуют маркетплейсы: названы самые популярные площадки
09/02Большое интервью с главой «Союзмультфильма» о развитии отечественной анимации
09/02Производители игрушек на Юге: ГОСТ от Роскачества не решит проблемы отрасли
07/02Gulliver активно осваивает новые рынки, смотрит на Восток и планирует заняться развитием бренда для новорожденных
07/02Петербургская сеть «Вотоня» будет расширяться по франшизе
05/02«Яндекс Маркет»: спрос на товары с персонажами российских мультфильмов удвоился
05/02Чем моложе родители, тем больше внимания они уделяют регулированию интернет-активности своих детей - исследование
29/01Как молочный король спас «Смешариков» и что им не дало выйти на международный уровень
28/01Почему бренд детской одежды «Сhoupette» усиливает меры по соблюдению стандартов ESG
23/01Игрушки промаркируют по возрасту: Роскачество определило критерии классификации
23/01Как «Мякиши» построили бренд детских игрушек с выручкой 300 млн рублей в год

Кукольные войны. За что производитель Barbie подал в суд на куклу Асю

12-12-2019 16:16 | RDT-INFO.RU

В американском и украинском законодательстве заложены принципиально разные подходы к определению авторского права

 16377 1

В Украине законодательство об интеллектуальной собственности изобилует неоднозначными формулировками, поэтому здесь одинаково трудно и защитить авторские права, и защититься от обвинений в их нарушении.

"Ваш статус в обществе можно определить по уровню тех, кто с вами отрыто конфликтует. Когда вы достигаете большего, враги становятся сильнее и масштабнее", – иронизировал Уинстон Черчилль, когда журналисты задавали вопросы о его политических оппонентах. Позднее американский издатель Херст цитировал это высказывание британского политика, шутливо объясняя, что статусность его печатных изданий можно оценить по тому, насколько важные люди подают на них в суд. Тогда печатный магнат выдал своеобразный афоризм, который на русский переводится приблизительно так: "Скажи, кто твой истец, и я скажу, кто ты".

По этой логике украинская компания "Паритет-Тойз", которая продвигает и продает куклу Асю, должно быть, и вправду преуспела, потому что в этом году в суд на нее подал один из крупнейших игроков мирового рынка детских игрушек, компания Mattel. Не каждый день такие гиганты ввязываются в судебные конфликты с украинскими фирмами несопоставимо меньшего масштаба. Тем более интересно, что суть претензии – в нарушении авторских прав на некую "скульптуру головы" куклы, являющуюся предметом интеллектуальной собственности истца. Подобных дел в украинской судебной практике еще не было.

Идеи беззащитны

Даже тем, кому ни о чем не говорит название Mattel, наверняка знаком принадлежащий ей легендарный бренд Barbie. Кукла Barbie существует уже 60 лет и успела стать не просто одной из самых популярных игрушек для девочек, а самостоятельным и довольно ярким феноменом в массовой культуре. О ней пишут песни и снимают фильмы, открывают тематические рестораны "в ее стиле", то и дело в новостях появляются публикации о взрослых женщинах из разных стран, делающих пластические операции, чтобы стать похожими на Barbie. В свое время создание этой куклы стало настоящей революцией в воспитании девочек. В конце 1950-х – начале 1960-х годов большинство кукол изображали младенцев и чуть подросших малышей, предполагалось, что, играя, девочки представляют себя мамами. Новаторская идея Mattel заключалась в том, чтобы выпустить куклу, похожую на взрослую женщину: красивую, стильную и фигуристую – максимально привлекательную для противоположного пола.

Это было очень в духе времени, социум менялся, материнство больше не считалось главным смыслом жизни женщины. Красота и сексуальность утверждались в обществе как самостоятельные ценности, а не просто факторы, обеспечивающие скорое и удачное замужество. Неудивительно, что кукла с ярким макияжем, роскошными волосами и подчеркнуто женственной фигурой, которую можно самостоятельно наряжать в модные платья, была воспринята на ура. Изначально Barbie выпустили в двух версиях – блондинку и брюнетку, потом у нее появились кукольные "подруги", "кузины" и даже "бойфренд". Вокруг нее создали целый мир – подобие той идеальной взрослой жизни, полной радостей и развлечений, в которую девочки хотели попасть, когда станут старше. Так возникла новая концепция игрушки, разумеется, ее вскоре подхватили другие производители, и у новой взрослой куклы появились конкурентки. Существующая до сих пор парадигма авторского права не признает идею, какой бы гениальной и новаторской она ни была, объектом собственности. Защищать можно только конкретную форму воплощения идеи: рисунок, чертеж, текст, видео, звукоряд, объемное изображение и т. д. Проще говоря, если вы что-нибудь придумали, воплотили и оформили авторские права, копировать результат вашего творчества без вашего разрешения нельзя, но заимствовать ваши идеи и создавать нечто подобное не возбраняется. Судебные споры об авторском праве, как правило, осложняет то, что нужно не просто выяснить, имело ли место незаконное копирование и/или воспроизведение, а установить, что именно в данном случае является объектом защиты.

Спорная скульптура

Надо сказать, в американском и украинском законодательстве заложены принципиально разные подходы к определению этого объекта. В США существует понятие "минимального количества креатива", позволяющее оформить авторские права практически на что угодно, включая промышленные образцы и технические прототипы. Автор не обязан доказывать, что создал нечто уникальное, если в его разработке есть хоть какой-то элемент творчества, что-то кроме обычного функционала – этого вполне достаточно. В базе американского Бюро Авторских Прав (United States Copyright Office) зарегистрировано довольно много разработок, принадлежащих гражданам других государств, которые решили реализовывать свои идеи в США отчасти потому, что там проще защищать результаты творчества.

16377 2

В Украине все иначе. Есть "Закон об авторском праве и смежных правах", но там речь идет о "художественных произведениях". В Украине объект защиты авторского права должен обладать "оригинальностью" и "новизной", а их не так-то просто доказать. Если речь не идет о бесспорном произведении искусства, в Украине (и только в ней) отстаивать интересы автора крайне сложно, однако в иске Mattel к "Паритет-Тойз" использованы именно те формулировки, которые теоретически позволяют это сделать. Истец настаивает на том, что ответчик незаконно использует и воспроизводит "скульптуру Barbie CEO". Собственно, эта "скульптура" – не что иное, как голова куклы Barbie, реалистично изображающей девушку. С точки зрения ответчика, упомянутое объемное изображение женской головы скульптурой считаться не может, потому что не обладает художественной ценностью и теми оригинальными особенностями, которые могли бы сделать его произведением искусства. "Сама скульптура в Украине недоступна, тем не менее эксперты считают, что это скорее промышленный образец, нежели произведение искусства, – говорит директор "Паритет-Тойс" Сергей Клейменов. – Внесение едва заметных изменений во что-то давно существующее не может считаться созданием нового произведения, а значит, не может пользоваться защитой, предусмотренной для авторских прав. К тому же ни здравый смысл, ни экспертные заключения не дают оснований полагать, что голова куклы Аси повторяет скульптуру, изображенную на фотографиях Mattel".

Надо сказать, подобные споры в мировой судебной практике уже были. Когда дизайнер Эндрю Эйнсворт, разрабатывавший шлемы императорских штурмовиков, известные по фильмам Джорджа Лукаса серии "Звездные войны", стал использовать эту разработку, выпуская собственно шлемы для продажи на массовом рынке, кинокомпания Lucasfilm подала на него в суд за незаконное воспроизведение "скульптуры" шлема. Представители истца и ответчика тоже спорили о том, является защищаемый объект скульптурой или простым промышленным шаблоном, от этого зависело, можно ли его копировать. В итоге британский суд разрешил Эйнсворту и дальше торговать своими шлемами, отклонив претензии Lucasfilm.

Неценовая конкуренция

"Мы не знаем, использовалась ли "обиженная" голова при производстве кукол Barbie или она предназначена для борьбы с конкурентами", – подчеркивает Сергей Клейменов. – Минимальная стоимость Аси на полке – примерно 80 грн, за 300 грн можно купить большой игровой набор, а цены на оригинальные куклы Barbie с этой отметки только начинаются".

16377 3

Фирма "Паритет-Тойз", хоть ей и принадлежат права на торговую марку "Ася", сама этих кукол не производит, а заказывает в Китае, и, по версии представителей фабрики-производителя, настоящим прототипом Аси была кукла-болельщица, продукт Collegiate Doll Company. Первое упоминание о сходстве Аси и Barbie прозвучало в 2017 году в письме, составленном сотрудниками Mattel и направленном нынешнему ответчику. Сергей Клейменов утверждает, что уже тогда его компания была открыта к диалогу и запросила детализацию спорных моментов, но не получила ответ.

В недавней истории Mattel уже были эпизоды, когда конкурент, проигравший суд в отношении авторских прав, вынужденно сворачивал производство. В 2006 году компания подала иск к создателю куклы Bratz – Картеру Брайанту. Суть претензии тогда заключалась в том, что Брайант якобы придумал свою куклу именно в то время, когда работал на Mattel, и, по условиям его трудового соглашения, права на разработку должны были принадлежать нанимателю. Суд принял решение удовлетворить иск, и Bratz тогда сняли с производства, но в итоге запрет оказался временным. В 2011 году прения возобновились, новое решение позволило продолжить выпуск куклы-конкурента. К тому же Mattel пришлось выплатить производителю Bratz $88,5 млн компенсации за кражу коммерческой тайны и распространение ложных обвинений. Как будут развиваться события в случае с иском к украинской компании, пока неизвестно: судебный процесс только начинается. Пишет «Фокус»

Выбор редактора:

 

Читайте также

  • 25/03

    Как производителям и продавцам детской одежды работать с поколением альфа

    Рынок одежды для подростков сегодня наиболее сложный для освоения, но вместе с тем, в условиях снижения рождаемости, — наиболее перспективный. В этот сегмент заходит все больше российских компаний. Хотя поколение альфа только вступило в подростковый период, большинство его представителей влияет на решение родителей о покупке и уже обладает покупательной способностью. Альфа станет первым массовым потребителем цифровой моды.

  • 18/03

    Исследование PROfashion: как игроки рынка детской одежды оценивают текущую ситуацию в индустрии

    Помог ли российским брендам одежды уход зарубежных игроков? Как повлияли на цены колебания валютных курсов? Как изменился за последний год спрос на продукцию для подрастающих поколений? Журнал PROfashion провел опрос участников рынка детских товаров.

  • 17/03

    Что стало с рынком Барби в России после санкций

    На рынке всегда было большое разнообразие «барбиподобных» кукол, в том числе разработанных в России. Тем не менее Барби остается безусловным лидером в своей категории. По словам экспертов, «у нас нет фабрик в России, которые могут повторить всю линейку игрушек — особенно маленьких кукол и аксессуаров, начиная от домиков, до питомцев и одежды».

  • 13/03

    Большой фоторепортаж с выставки «CJF – детская мода-2024. Весна»

    Выставка «CJF – Детская мода-2024. Весна» проходила с 19 по 22 февраля 2024 года в Москве в ЦВК «Экспоцентр» в 31-й раз. Обилие трендовых новинок предстоящего сезона было представлено 250 брендами из 5 стран: Беларуси, Китая, Кыргызстана, России, Турции. Выставка объединила более 200 ключевых компаний индустрии детской одежды, обуви и аксессуаров, продемонстрировала дизайнерские разработки, отражающие актуальные тренды и общие тенденции для всего рынка детских товаров.

  • 13/03

    Подведены итоги выставки «CJF – детская мода-2024. Весна»

    Выставка объединила более 200 ключевых компаний индустрии детской одежды, обуви и аксессуаров, продемонстрировала уникальные новинки и дизайнерские разработки, отражающие актуальные тренды 2023/2024 годов и общие тенденции для всего рынка детских товаров. Традиционно известные бренды и новые торговые марки провели премьерные показы коллекций на детском подиуме.

  • 12/03

    Организаторы подвели итоги 18-й выставки «Kids Russia & Licensing World Russia 2024»

    В мероприятии приняли участие 126 компаний, 4225 гостей и участников из 19 стран мира и 71 региона России. Это компании из России, Китая, Ирана, Турции, Узбекистана и США, Они представили более 10 000 отечественных и международных брендов в 14 товарных группах. Количество уникальных посетителей составило 2237, из них 48,8% – представили регионы России.

  • 12/03

    Названы победители конкурса «Лучший из Лучших» на выставке «Kids Russia & Licensing World Russia 2024»

    Оргкомитет подвел итоги онлайн-голосования за лучшие товары и сервисы для детей и подростков, участвующих в специальной тематической экспозиции «Центр новых товаров и товарных предложений». Награждение прошло в рамках выставки «Kids Russia & Licensing World Russia 2024» — профессиональной площадки для демонстрации лучших достижений в области индустрии детских товаров, новинок, инновационных технологий и главных хитов продаж.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image28/03 | RDT-INFO.RU
Фабрика игрушек «Полесье» расширила серию настольных игр «Баскетбол»
News image18/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» дополнила серию песочных наборов «Три кота»
News image17/03 | ООО БЫТПЛАСТ
«Бытпласт» выпустил детский подарочный набор посуды Kidfinity
News image05/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила летающую тарелку «Оранжевая корова»
News image27/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил новые модели инерционных машин, которые легко помещаются в детской руке
News image19/02 | ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
В ассортименте «Десятого королевства» появились занимательные классические пазлы из древесного материала
News image13/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил новые наборы для детского творчества «Оранжевая корова» и «Самоцветы»
News image07/02 | ПОЛЕСЬЕ
В ассортименте «Полесье» появились новые игрушки: Самолёт, Танк и Вертолет серии «Штурм»
News image02/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» дополнил серию «Помощница» игровыми наборами «Утюжок»
рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2024 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.