Общение мультипликационного бренда с детской аудиторией — сложный процесс. На кого необходимо ориентироваться — на детей или родителей, как быстро вырастает из мультфильмов аудитория и как ее удержать после того, как экран телевизора гаснет. Об этом и о планах развития проекта «Фиксики» рассказала корреспонденту RDT-info.ru коммерческий директор Марина Семёнова.
Марина Семёнова
— Марина, каковы особенности построения бренда для детской аудитории? На кого в этом случае нужно больше ориентироваться — на детей или на родителей?
— На наш взгляд, ориентироваться стоит на обе эти аудитории. Однако, например, при создании мультфильмов довольно распространен подход, когда сценарии пишутся, так сказать, со взрослым подтекстом, с какими-то шутками, которые взрослые по-своему интерпретируют. Для сериала «Фиксики» мы используем другую методику. Визуальные образы мы создаем, прежде всего, с учетом детских вкусов и пожеланий. Мы всегда тестируем именно в детской аудитории эскизы персонажей и их имена. Мы считаем, что дети глазами и сердцем выбирают своих кумиров, и наши персонажи для них должны выглядеть привлекательно, современно и дружелюбно.
Родителям мы адресуем наш сериал «идеологически». Мы создаем его в жанре «edutainment», то есть «обучение через развлечение», и этот развивающий аспект для сегодняшних родителей очень важен. Подавляющее большинство родителей считают наш сериал полезным, и хотят, чтобы дети его смотрели. Многие родители признаются, что и сами узнают что-то новое для себя из сюжетов «Фиксиков». Для нас одновременная лояльность и детской, и родительской аудиторий является залогом успеха лицензионной продукции под брендом «Фиксики».
— Каковы принципиальные отличия детской аудитории от взрослой, насколько быстро меняются ее предпочтения?
— Детская аудитория намного благодарней, чем взрослая. В редких случаях взрослые готовы смотреть что-то повторно, а дети же могут смотреть одни и те же фильмы целыми днями. Дети погружаются в созданный мир, начинают жить в его атмосфере, играть с ним, развивать его. Взрослые этого делать не будут.
Мы готовы рассказать о мире «Фиксиков» о том, что оказалось за границами кадра. Детям постоянно требуются подробности: о родственных связях фиксиков, их образе жизни, прошлом и будущем.
— Но дети быстро растут и вырастают, в том числе, и из мультфильмов…
— Да, дети вырастают из мультфильмов почти столь же быстро, как из детской одежды. Однако в этом случай мультфильм, выходя из повседневного потребления, имеет шанс преобразиться в сладкое воспоминание. Сериал «Фиксики» появился на экранах всего три года назад, но мы знаем, что уже растёт поколение, заряженное этим мифом, его эстетикой. Пройдет время, и эти дети, повзрослев, будут ностальгически возвращаться в прошлое и с такой же теплотой думать о наших героях, как мы сейчас думаем о Винни-Пухе или Карлсоне из мультфильмов нашего детства. Взрослую аудиторию на всю жизнь «зацепить» намного сложнее.
— Как происходит общение детей с брендом за пределами телеэкрана, какие способы продвижения вы используете?
— Мы активно размещаем наши фильмы в Интернете: на YouTube, в онлайн-кинотеатрах, делаем мобильные приложения. У нас есть официальный сайт, есть группы в социальных сетях, стартовал детский игровой портал,и т.д.
В первые дни после запуска портала мои дети встречали меня после работы одним единственным вопросом: «Мама, а можно мы немного поиграем с Фиксиками?» Мы создаем сценические шоу по мотивам сериала «Фиксики»: в этом году новогоднее гала-представление «Фиксиков» пройдет в жанре карнавала, а наше гастрольное «Фикси-шоу» объехало уже всю Россию. По всей стране огромное количество праздничных агентств предлагает аниматоров в костюмах фиксиков для организации детских праздников, что, с одной стороны, нарушает наши права, т.к. этот вид деятельности необходимо лицензировать у нас, но, с другой стороны, подтверждает любовь детей к героям сериала.
Также у нас в ближайших планах — создание сети развлекательных «Фиксипарков» в разных городах России.
Но не надо думать, что наш бренд присутствует только на экранах, в фильмах, в сюжетах, а лицензионная продукция живёт как-то по отдельности от него. На самом деле, каждый DVD-диск на витрине, каждая обложка книжки или журнала, каждая игрушка, конфета или предмет детского быта с образами фиксиков вносит свой вклад в развитие бренда, именно поэтому мы так внимательно следим за качеством лицензионной продукции, и каждый наш лицензиат, прежде всего, наш партнер в развитии бренда. Ведь все это формирует пространство вокруг ребенка, возвращает его к полюбившейся истории.
— Есть ли какая-то статистика, насколько часто дети смотрят ваши мультфильмы не по ТВ, а через Интернет? Как вы считаете, эта доля будет расти?
— 2013 год стал переломным, по крайней мере, для нашего сериала в активности интернет-аудитории. При сохранении общего числа эфиров на ТВ, количество просмотров «Фиксиков» через Интернет превысило количество телепросмотров почти в два раза: примерно 62% и 38%, если сравнивать аудиторию «Спокойной ночи, малыши!» и официального канала «Фиксики» на YouTube. Сейчас только на этом канале в YouTube ежедневно фиксируется свыше 1,5 млн (а порой почти 2 млн) просмотров фильмов! Такие резкие изменения произошли именно в этом году. Да, наш канал сейчас самый популярный мультканал по числу подписчиков в российском YouTube (их число уже превысило полмиллиона), но, по всей вероятности, здесь можно говорить о более общей тенденции.
Мы считаем, что резкий рост Интернет-просмотров связан с ростом числа планшетов исмартфонов и превращением их в нечто повседневное. Планшеты на наших глазах стали электронными нянями, бэбиситтерами. Тенденция в сторону перевеса Интернет-аудитории в детском сегменте будет только нарастать.
— Что в итоге обходится дороже, создание продукта или удержание детской аудитории "возле" него?
— Безусловно, самая затратная часть — это производство мультфильма. Она на порядок превышает затраты на продвижение. Это общая ситуация для кинопроизводства: если продвижение фильма обходится дороже, чем его создание, то это говорит о низком качестве самого фильма. Хороший же фильм сам себя раскручивает, что мы очень хорошо видим на примере сериала «Фиксики».
Расходы на создание сайта и интернет-активность существенно меньше. Кроме того, сейчас распространение интернет и мобильного контента приносит доход, который уже превысил распространение фильмов на DVD-дисках. За рубежом и лицензия на телетрансляции является существенной статьей дохода, но в России на это рассчитывать пока не приходится: телеправа на детский контент стоят несопоставимо меньше, чем затраты на производство. В нашей стране окупаемости можно пока добиться только благодаря широкой и разнообразной лицензионной программе. /RDT-info.ru
Если у вас есть интересная новость или статья, которую вы хотели бы опубликовать на нашем сайте, пожалуйста, отправьте её нам на электронную почту: news@rdt-info.ru — с темой «Публикация».
Мы обязательно рассмотрим ваш материал и свяжемся с вами!