Она станет настоящим челленджем для производителей: в дизайне им предстоит учесть одновременно несколько смысловых задач

Фото: предоставлено АИДТ
Национальная премия в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» открывает новую главу: в премиальном сезоне 2025-2026 стартует новая номинация – «Дизайн года» (вошла в этап «Лидеры инфраструктуры детства»). По мнению одной из ключевых экспертов премии – заведующей кафедрой Промышленного дизайна Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова Татьяны Мониной, номинация станет еще одним драйвером развития отрасли и откроет для производителей новые возможности.
Роль промышленного дизайна в индустрии детских товаров особенно важна в контексте возрастающей конкуренции среди отечественных производителей, подчеркивает эксперт. Сам по себе дизайн при равных технических возможностях производства – это инструмент конкурентного преимущества.
«Выдающийся дизайн в продукте – это не просто удачное сочетание определенных качеств, заложенных дизайнерами и конструкторами. Такие предметы часто несут в себе кроме потребительских качеств некий посыл и идею, отражающую суть времени, предвосхищающую новый этап в развитии и в то же время быть весьма лаконичными по форме и содержанию, но при этом очень точными в своем высказывании», - подчеркивает Татьяна Монина.
Перекличку именно таких проектов объявляет «Золотой медвежонок»! Тем интереснее задача для будущих номинантов: учесть все потребности ребенка с точки зрения эстетики, пользовательского сценария, высокие требования к качеству продукта, безопасности, эстетике и одновременно – реализовать задачу всестороннего развития детей, учитывая креативность, когнитивные, физические и ментальные особенности. Таким образом, дизайн номинантов «Золотого медвежонка» становится важнейшим фактором гармоничного развития детей.
Но и это еще не все. «Сегодня в индустрии детских товаров есть четкий фокус на «родную» игрушку. В обществе сформировался мощный запрос на погружение детей и подростков в игровой форме в нашу родную культуру, не забывая о традициях и национальных особенностях, и это тоже задача дизайна», - подчеркивает Татьяна Монина. Решить эту задачу, считает она, лучше смогут как раз отечественные дизайнеры, выросшие в российском историческом и культурном контексте.
Возможности для производителей
«Дизайн года» - номинация, которая наравне с другими категориями премии задаст в своей области регламент для индустрии, отметила Татьяна Монина. «Это позволит производителям детской продукции выйти на новый уровень дизайн-эстетики и функционального качества», - уверена она.
«Параллельно номинация повышает статус российских авторов и студий, формируя устойчивый спрос на отечественных производителей, отечественные таланты и одновременно – создавая экспортные возможности для продуктов с яркой культурной идентичностью», - подчеркнула эксперт.
По итогам конкурса, по мнению Татьяны Мониной, лучшие практики могут быть зафиксированы в методических рекомендациях: как проектировать под разные сценарии игры, как учитывать сенсорную нагрузку, как закладывать профилактику и элементы реабилитации в продукт, вести метрики жизненного цикла, учитывая сервис, запчасти, переработку и повторное использование. Это позволит производителям получить «дорожную карту» улучшений, а рынку – ориентиры качества.
Формируя культуру дизайна
Уже в ближайшие дни Научно-экспертный совет соберется, чтобы окончательно утвердить критерии новой номинации и наполнение пакета заявки. По мнению Татьяны Мониной, в ряду основных могут стоять эргономика, эстетика, безопасность, технологичность в производстве и экологичность. Кроме того, особую ценность дизайну всегда придает наличие особой философии и идеи, присущих только данному продукту и делающих его уникальным.
Также немаловажным критерием оценки в номинации являются нормы инклюзивного дизайна: доступность интерфейсов, понятные пиктограммы, тактильные и визуальные ориентиры, адаптивность под ОВЗ.
Завкафедрой Промышленного дизайна «Строгановки» считает, что побороться за победу в «Дизайне года» могут как продукты, уже запущенные в производство, так и несерийные продукты с учетом минимальных условий допустимости – если они доказали жизнеспособность и готовность к тиражированию за исключением факта запуска линии. От этого будет зависеть наполнение единого «досье проекта» с визуальными материалами и физическими образцами, необходимого для участия. Все эти нюансы номинанты смогут уточнить у своего менеджера премии при подаче заявки.
«Важно отметить, что все выводы о номинации и значении промышленного дизайна для индустрии детских товаров сделаны в процессе многолетней практической работы над созданием проектов со студентами в этой области, очень сильной командой педагогов кафедры Промышленного дизайна Строгановского университета, - подчеркнула Татьяна Монина. – Мы убеждены, что промышленный дизайн как одна из вершин человеческой деятельности предполагает постоянное развитие и стремление к совершенству. И стимулирование создания инновационных продуктов в сегменте детских товаров – одна из задач данной номинации. В этом контексте премия поможет продвижению номинантов и послужит стартом для реализации продуктов, обратит на них внимание инвесторов».
Сообщила RDT-info.ru пресс-служба АИДТ. |