В Москве состоялось открытие Национального съезда производителей учебного оборудования «Учпром на пути суверенного развития», организованного АИДТ при поддержке Совета Федерации, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства просвещения РФ, Российской академии образования.
Среди участников мероприятия — ведущие российские производители учебного оборудования, педагоги, представители власти, научного сообщества, профессионалы индустрии детских товаров. На сегодняшний день на российском рынке работает порядка 300 разработчиков и производителей средств учебного оборудования и 600 производителей игр, игрушек и игрового оборудования.
На площадке съезда организована выставочная экспозиция «Средства обучения и воспитания», которая наглядно на примерах наиболее интересных продуктов отечественного производства демонстрирует, какие возможности открывают перед российской системой образования производители игр, игрушек, лабораторного оборудования, робототехники, обучающих пособий.

Президент АИДТ Антонина Цицулина отметила исключительно высокий уровень представленных передовых разработок и технологий средств обучения для школ и детских садов, а также ведущую роль инновационных решений в развитии современного образования.
«Сегодня российские производители создают инновационные продукты на международном уровне. На выставке 25 экспонентов и все они лидеры, каждый из них первый и он на вес золота, — отметила Антонина Цицулина. — На съезде мы будем вести разговор о сомоопределении отрасли, будем слушать больших и маленьких, региональных и федеральных производителей. Поговорим о том, что они считают самым серьезным препятствием для развития, какие меры государственной поддержки оказывают на них существенное влияние».
«При производстве средств обучения для дошкольного образования производителю важно учитывать, что он работает для детей и от того, насколько качественной будет его продукция, зависит наше будущее. Современные психолого-педагогические требования к средствам обучения предполагают ориентацию на масштабное когнитивное, психосоциальное, психофизическое развитие ребенка. Добиться решения этих задач возможно лишь путем активного вовлечения в процесс разработки и создания средств обучения самых ярких, самых талантливых специалистов», — говорит Александр Савенков, член-корреспондент РАО, директор института педагогики и психологии образования МГПУ, доктор педагогических наук, доктор психологических наук.
Татьяна Филиппова, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО: «Важно учитывать возраст детей, а, следовательно, возможности зрительного восприятия (размер иллюстраций и шрифта в книгах), особенности внимания, его избирательность и непродолжительное время, а также эмоциональную лабильность (не напугать ребенка). Задания, предлагаемые ребенку, должны быть красочны, интересны и доступны».
Ольга Доротюк, генеральный директор фабрики «Весна»: «Сегодня формирование интереса к инженерным специальностям в большей степени идет через систему дополнительного образования. Это создание технопарков, кванториумов, которые оснащены современным оборудованием. А в детских садах инженерная мысль формируется при помощи навыков конструирования и проверенных временем, самыми традиционными игрушками — куклами, конструкторами». «Если говорить о нашей компании, то нам бы хотелось с помощью специалистов учреждений дошкольного образования детализировать перечень игрового оборудования. Например, конкретно указать необходимость закупки кукол в костюмах всех регионов и республик Российской Федерации. Какие под эти задачи необходимо создать настольные игры. Разработать методические рекомендации, пособия, чтобы правильно использовать игровое оборудование». «Важно стимулировать спрос на игрушки через оснащение детских садов, путем госзакупок, достаточного бюджетного финансирования. Сегодня в детских садах остается проблема недостаточного финансирования на игровое оборудование».
Валерия Волкова, руководитель коммерческого отдела Торговый дом «Просвещение-Регион» (ГК «Просвещение»): «Важно обеспечить образовательные учреждения достаточным количеством оборудования, чтобы дети могли заниматься на нем в группах — это способствует творческому развитию, а потенциал самого оборудования в таком случае реализуется гораздо выше. Вот почему интересными решениями становится, например, вертикальное конструирование, когда вся стена представляет собой площадь для работы, или различные виды нестандартного конструирования. Разнообразие форм, достаточное количество, сменяемость материалов, доступность – все это позволяет создать среду для развития инженерного мышления у детей».
Анатолий Мурашко, генеральный директор «Мир пластика» говорит, что современные программы для ДОО и начальной школы, которые представлены на Съезде, включают в себя многообразие комплектов для сюжетно-ролевых игр в различных возрастных группах детских садов, наборы для экспериментов по естествознанию и закреплению изучаемых тем по предметам начальной школы. «Наши программы развития детей в детских садах написаны практикующими методистами и воспитателями и рассчитаны на раннюю профориентацию, а также развитие навыков конструирования. В целях улучшения качества работы воспитателей и педагогов важно разрабатывать и оснащать методическими пособиями дошкольные учреждения. Мы в нашем R&D центре создали и внедрили методические пособия к каждому комплекту программы, где подробно определены цели, задачи и методология, приведены конспекты занятий с детьми различных возрастных групп с поэтапным ходом занятия».
Екатерина Чернышова, заместитель генерального директора по развитию образовательного направления «Экзамен-Технолаб»: «Образовательные наборы, представленные на экспозиции УЧПРОМа, направлены на поддержку и усиление традиции качественной инженерной подготовки. Такие наборы не просто сочетают игровые элементы и серьезные компоненты, но и учитывают специфику российской школы инженеров. Внедрение приводов, камер и контроллеров наиболее близких к промышленным аналогам, позволяет обучающимся не только знакомиться с роботами в игровой форме, но и глубже погружаться в мир инженерии».
В трехдневную деловую программу войдут пленарные заседания, экспертные сессии, деловые конференции, презентации и круглые столы. Спикеры обсудят тренды развития промышленности учебного оборудования, определят подходы государства к формированию «лица» современной инфраструктуры образования, озвучат проблемы отрасли средств обучения.
В рамках съезда будет представлен ежегодный Рэнкинг производителей учебного оборудования. Он покажет наиболее эффективные компании и представит лидеров индустрии.
Итогом трехдневной работы УЧПРОМА станет подробный доклад о состоянии отрасли производства учебного оборудования. В него войдут предложения по мерам поддержки, которые могли бы стабилизировать деятельность предприятий и позволить перейти к модернизации производств и увеличению объемов выпускаемой продукции.
В рамках Съезда состоится выставка ведущих отечественных производителей учебного оборудования и средств обучения.


Итоговая пленарная сессия состоится 31 августа 2023 года в пресс-центре ТАСС по адресу: Москва, Тверской бул., 2.
Онлайн-трансляция Съезда:
29 АВГУСТА
11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Промышленность для образования: вызовы настоящего – возможности будущего»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Единая система профориентации школьников: от детского увлечения к будущей профессии»
13:30 – 14:30. 13:30 – 14:30. Практическая сессия «Инфраструктура детского сада: роль промышленности в реализации концепции развития дошкольного образования»
15:30 – 16:30 Практическая сессия «Технология: какие образовательные решения предлагают производители учебного оборудования»
15:30 – 16:30. Практическая сессия «Развивающая среда дошкольного образования: производители VS педагоги»
30 АВГУСТА
11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Государственные закупки в сфере образования: назад в будущее или вперед в прошлое?»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Школа Минпросвещения России - образовательная среда доступного качественного образования»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Детский сад – маршруты развития: организационно-методическое сопровождение создания и модернизации образовательной среды»
15:30 – 16:30. Практическая сессия «Среда развития талантов: учебное оборудование и олимпиадное движение»
15:30 – 16:30. Практическая сессия «Большая & маленькая промышленность: как наборы для проведения опытов по разным отраслям знаний и игрушки для конструирования формируют кадровый потенциал»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Федеральный проект «Профессионалитет»: распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Экспортный потенциал – драйвер развития российских EdTech технологий»
15:30 – 17:00. Пленарная сессия «Учпром – суверенная промышленность для образования»
31 АВГУСТА
11:30 – 13:00. Пленарная дискуссия «Научно-производственная кооперация и сетевое взаимодействие: стратегии обновления»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Федеральный проект «Профессионалитет»: распространение отраслевой модели подготовки кадров и массовая подготовка специалистов по востребованным профессиям»
13:30 – 14:30. Практическая сессия «Экспортный потенциал – драйвер развития российских EdTech технологий»
15:30 – 17:00. Пленарная сессия «Учпром – суверенная промышленность для образования»
Все три дня, с 29 по 31 августа, съезд будет работать на площадке Старт Хаб / Красный Октябрь по адресу: Москва, Берсеневская набережная, 6, стр.3, этаж 4. / RDT-info.ru
Благодарим за подготовку материала «АИДТ» и «Учительскую газету». |