Родители ожидают, что модели поведения героев мультфильмов могут стать примером для их детей в реальной жизни. Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы изучил степень влияния российской анимации и составил первый рейтинг мультфильмов, оказывающих, по мнению родителей, наиболее сильное ценностное воздействие на детей. Социологической базой исследования стали позиции родителей, сегментированные по различным критериям.
Среди 25 картин родители выбрали те, которые, по их мнению, сильнее всего оказывают ценностное воздействие на детей. В топ-6 вошли мультсериалы «Фиксики», «Три кота», «Простоквашино» (новое), «Барбоскины», «Лунтик» и «Маша и Медведь». Они являются примером баланса между реальными потребностями детей и интересами взрослых. Кроме того, они привлекают родителей к совместному просмотру, благодаря заложенным в картинах смыслам и универсальным ценностям. Их можно считать по-настоящему семейными.
«Смешарики» также высоко оцениваются родителями по уровню ценностного воздействия, однако меньше вовлекают родителей в просмотр.
Лидеров рейтинга объединяет наличие в сюжете примеров общегуманитарных ценностей, способствующих формированию личности и мировоззрения ребенка. Так, 89% родителей отметили, что «Фиксики» и «Три кота» сильнее других картин демонстрируют дружбу как основную ценность, а мультфильм «Лунтик» — воспитанность и вежливость. Осознание индивидуальности каждого человека, «понимание, что все разные», по мнению родителей, ярче всего транслируется в «Барбоскиных» (89%), в «Трех котах» (88%), в «Смешариках» (87%) и новом «Простоквашино» (87%). Однако, как и все базовые ценности, оно также присутствует и в других картинах.
Наибольший разброс в оценках с точки зрения воспитания ценностей получил мультсериал «Маша и Медведь»: в числе сильных сторон опрошенные выделяют пример дружбы и «понимание, что все люди разные» (84%), а в числе наиболее слабых — уважение и помощь родителям, людям старшего возраста (57%). И это самый низкий показатель воспитания ценности среди лидеров рейтинга.
Также в рейтинг вошли: «Сказочный патруль», «Ми-ми-мишки», «Буба», «Лекс и Плу», «Малышарики», «Отель овечек», «Кошечки-собачки», «Кот Басик», «Приключения Пети и Волка», «Геройчики», «Катя и Эф. Куда-Угодно-Дверь», «Финик», «Иван Царевич и Серый Волк 5», «Кощей. Похититель невест», «Кощей. Начало», «Три богатыря и Конь на троне», «Гора самоцветов», «Зебра в клеточку». Опрошенные родители выделяют их как возможный «инструмент воспитания».
Выбор за ребенком
Как правило, ребенок сам решает, какой мультфильм смотреть. 76% родителей позволяют детям самостоятельно выбирать контент. Это связано с двумя факторами: доверием и сложностью управления контентом, так как «ребенок смотрит то, что ему нравится, невзирая на рекомендации взрослых», и занятостью — предположительно, у большинства взрослых нет достаточного количества времени на фильтрацию детского контента.
23% родителей подходят к этому вопросу строже: они сами выбирают контент за ребенка. Свой выбор они строят на основе того, что сами смотрели в детстве (77%), а также соответствуют ли новинки их собственным ценностям (59%) или нет. Функцию «Родительский контроль» для выбора контента используют лишь 9%.
Даже несмотря на разницу в подходах к выбору контента и независимо от возраста ребенка, большинство опрошенных родителей называют мультсериалы «Маша и Медведь», «Три кота» и «Фиксики» любимыми у своих детей, что показывает их «универсальность»: одобрение как взрослых, так и детей.
Советское — значит лучшее… или не совсем?
По данным фокус-групп с родителями, дети постарше в большей степени готовы к просмотру и сравнению персонажей разных лет. Им нравится их поведение, фразы, индивидуальность. В лентах той эпохи им не хватает динамичности, ярких красок, более быстрых реакций героев и быстрого развития сюжета в сравнении с современными мультфильмами. И это становится барьером для активного вовлечения ребенка в просмотр советской анимации.
Детям младшего возраста советскую анимацию воспринимать трудно: им сюжет кажется сложным и растянутым.
Мультфильмы двух эпох отличаются и ценностями: советские формируют в большей степени индивидуальность, а современные, напротив, интегрируют ребенка в коллективный социальный мир, показывая множество моделей взаимодействия с ним.
Герои анимации
Родители считают, что герои анимации должны помогать им в процессе воспитания детей. Поэтому и требования к их качествам формируют соответствующие. Так, положительный герой, по мнению участников фокус-групп, в первую очередь, должен быть «добрым», «смелым», «веселым», а потом уже «сочувствующим», «дружелюбным» и «послушным». Примерами таких героев для них являются Кот Леопольд, Дядя Федор из советского «Простоквашино», Гончик из сериала «Щенячий патруль» и Дим Димыч из «Фиксиков».
Современные родители не хотят видеть отрицательных качеств в персонажах. Например, герои детских мультфильмов не должны быть «жестокими», «капризными», «агрессивными», «грубыми» и т.д. Примерами таких качеств для них стали Буба, Шапокляк из советского мультфильма «Чебурашка» и Гена Барбоскин.
Кроме этого, родители детей младше 8 лет ожидают стабильности и однозначности мультипликационного героя, отсутствия динамики его развития и взросления. Герои, не отвечающие этим требованиям, многогранные и противоречивые, чаще подвергаются критике. Самый яркий пример — Маша из «Маша и Медведь».
Новые запросы — новая зона развития российской анимации
Почти половина (46%) опрошенных родителей разных возрастных групп высоко оценивает уровень современной российской анимации, отмечая, что она не уступает западной в качестве и характере транслируемых ценностей.
88% считают, что мультфильмы в целом меняют характер и внутренний мир ребенка. А разнообразие контента способствует всестороннему и качественному развитию, дает возможность видеть разные примеры моделей поведения и реакций. Например, «Три кота» и «Барбоскины», по мнению родителей-участников фокус-групп, «учат общаться в расширенной семье», «Фиксики» — «помогать, быть любознательным и интересоваться точными науками, уметь делать что-то своими руками», а «Маша и Медведь» — «быть свободным и самостоятельным».
В то же время, по мнению родителей, современная мультипликация должна учитывать и другие их запросы: для молодых родителей важна тема заботы об экологии и инклюзия, а для людей постарше — патриотизм и забота о пожилых людях.
Топ-5 ответов родителей о темах, которые должны побуждать детей к действию:
· Умение ценить семью, уважать родителей — 63%
· Умение дружить, независимо от пола, национальности — 57%
· Уважать окружающих — 39%
· Заботиться о пространстве вокруг себя — 28%
· Заботиться об экологии, окружающей среде — 27%
В то же время родители считают, что анимация будущего должна совмещать развитие бытовых навыков (домашние обязанности, учебу и хобби) и интеллектуальное и эмоциональное взросление (быть самостоятельным, отстаивать собственные интересы, уметь разговаривать и договариваться и т.д.). Такой запрос может быть связан с желанием родителей усилить поддержку тех ценностей и смыслов, которые они закладывают в процессе воспитания за счет подачи через мультипликацию.
Светлана Баланова, генеральный директор Национальной Медиа Группы:
«Дети — самая чуткая аудитория. Они внимательны к образам и восприимчивы к смыслам. Поэтому на создателях детского контента всегда лежит огромная ответственность перед детьми и перед родителями. Как выглядят герои мультфильмов, как они себя ведут, как разговаривают, чему учат, какие ценности вложены в сюжеты — все это заботит нас и требует нашего внимания. Это исследование для нас — способ узнать предпочтения детей и родителей, понять, какие мультфильмы нравятся аудитории, и что можно сделать, чтобы наши анимационные проекты стали еще более интересными, полезными и востребованными».
Исследование проводилось в марте – мае 2023 года. В опросе приняли участие более 1200 родителей детей в возрасте от 2 до 8 лет, а также две фокус-группы с этой же целевой аудиторией. В рамках исследования были проведены глубинные интервью родителей и детей, а также опрошены 20 экспертов и 10 родителей для составления рейтинга топ-25 картин, имеющих влияние на детей. Исследование проводилось Национальной Медиа Группой в рамках деятельности Альянса по защите детей в цифровой среде. / RDT-info.ru
Выбор редактора:
|