Подробности

14/12Mediascope: подростки 14-17 лет активны на маркетплейсах: топ популярных категорий
13/12Короткие видео стали самым популярным видом контента среди детей поколения «альфа»
13/12Как вывести новый продукт на конкурентный рынок: опыт анимационной студии Platoshka
12/12«Котофей»: россияне все чаще выбирают валенки
07/12Дистрибьютор игрушек «Inventive Toys»: «Основной задачей было не обогатиться немедленно, а понять — сможем ли мы поставить конкретный набор на полку»
06/12Как растут цены в массовых категориях детских товаров
06/12Любимые мультгерои на упаковке: дети выбрали Топ-10 популярных персонажей
06/12Эксперты рассказали об инструментах бизнес-аналитики на рынке детских товаров
04/12Фабрика игрушек «Полесье» приступила к популяризации отечественных промышленных брендов
01/12Кейс: как продвигать приложение детской одежды на примере Gulliver Market
01/12В России запустят новый семейный телеканал «КиноМульт»
30/11Производитель игр «Hobby World» объявил о выходе на рынок Юго-Восточной Азии
30/11Lassie выяснила, как родители влияют на самовыражение детей через выбор одежды
29/11Исследование: как изменился образ современного родителя в эпоху гаджетов
28/11«Детский мир» вошел в топ-10 рейтинга омниканальных ритейлеров
28/11Темпы запуска новых потребительских брендов в России, в том числе в детской категории, замедлились
27/11На предприятии «Звезда» нарастили объемы производства настольных игр
23/11«Воткинская промышленная компания» планирует вдвое нарастить объемы производства детской мебели
22/11Рынок ищет баланс между онлайном и офлайном
21/11Как производство пазлов «Харди Гарди» стало бестселлером на маркетплейсах
21/11В России зашкаливает спрос на склады
17/11В Роскачестве назвали бренды детской обуви, соответствующие критериям безопасности
16/11Расходы семей выросли впервые с начала 2022 года
15/11Рекламу книг в России могут сделать социальной
15/11Какую музыку слушают дети — исследование «Mediascope»
10/11Как продавать детские товары на маркетплейсе. Кейс
02/11Категория спорттоваров обогнала по обороту магазины электроники и игрушек
02/11За 2018-2022 гг численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений в России сократилась на 7,5%

Кто спасет мультяшек? Что ждет российский анимационный рынок?

Печать E-mail
20-12-2022 11:50 | RDT-INFO.RU

В этом году с российского анимационного рынка ушли иностранные студии-мейджоры, забрав с собой не только армию своих мультгероев, но и лицензии на программное обеспечение для 3D-анимации. Одномоментно заменить одних героев другими без волшебства, достаточного бюджета и необходимого программного обеспечения невозможно. Тем не менее надежда есть.

20724

Фото: Станислава Красильникова / ТАСС 

Придется начать с нуля?

В последнее время эта сфера развивалась впечатляющими темпами. В прошлом году объем рынка отечественной анимации составил около 20 млрд рублей. По данным Ассоциации анимационного кино (АКК), за десять лет объем выручки вырос в пять раз, российские студии создали около 70 полнометражных картин, 200 анимационных сериалов. На сегодняшний день отрасль объединяет 80 компаний, для сравнения: в 2011 году их было только 30.

Все это время активно развивался и лицензионный рынок, объем выручки в 2021 году составил три миллиарда рублей. На рынке работают 70 отечественных анимационных брендов (в 2011 году их было всего пять). До недавнего времени российские аниматоры продавали свою продукцию в 160 стран, переводили ее на 60 языков мира. С такими прекрасными показателями отрасль пришла в нынешний год, который изменил все.

«Российская анимация после 90‑х годов прошлого века уже начинала практически с нуля, — напоминает ведущий режиссер ГК «РИКИ» Денис Чернов. — Но даже в тех сложных условиях удалось сделать много. К примеру, в Петербурге двадцать лет назад было полтора аниматора, а сегодня есть две крупные студии. Появились интересные региональные проекты (например, в Воронеже). Опыт, потенциал и перспективы у отечественной анимационной индустрии есть. Другое дело, что сегодня отрасли приходится решать совершенно другие задачи, нежели тогда».

Прежде всего необходимо заменить ушедших героев и создать контент, которого сейчас катастрофически не хватает. Для этого необходимы свежие творческие идеи и… технические возможности. С идеями дефицита нет, а вот с техникой ситуация сложнее. Не секрет, что анимация сегодня во многом компьютерная. Производство оте­чественной анимации построено на импортном программном обеспечении, которое требует ежегодных лицензионных отчислений компаниям из США, Канады, Великобритании и стран ЕС.

Теперь иностранный софт для 3D-анимации не лицензируется и не поддерживается в России. Нужен собственный софт, но его разработка — удовольствие очень дорогое. На сегодняшний день в нашей стране есть анимационная студия в Воронеже, которая давно разрабатывает часть программного обеспечения, но, чтобы эта работа продолжалась, нужна системная работа. Отдельно взятая студия позволить себе такую роскошь не сможет. Остается надеяться, что ситуацию смогут спасти совместные проекты и гос­поддержка.

Что касается пополнения контента, то на Петербургском международном контент форуме-2022 прозвучала интересная идея, которая могла бы стать одним из вариантов развития отечественного рынка мультиндустрии. Мультипликаторам было предложено обратить внимание на комиксы и графические романы, которые на фоне сформированного Интернетом клипового мышления сегодня пользуются популярностью у детской (и не только) аудитории.

«Комиксы и графические романы тесно связаны с кинематографом и могут отлично ложиться в основу экранизаций, — отмечает художник, создатель комиксов и автор графических романов Александр Полторак. — Комикс — это полноценная заготовка для создания анимационного фильма. Более того, у комиксов есть своя аудитория, которая обязательно пойдет в кино на экранизацию любимых проектов. Другое дело, что, несмотря на востребованность российских комиксов и графических романов за рубежом, как такового внутреннего рынка в России не существует. В этой сфере внутри страны работают в основном те, кого коллеги-­аниматоры выгнали или не взяли. А заслуженные профессионалы ориентируются на западный рынок. Это связано с тем, что до недавнего времени отечественные издатели не вкладывались ни в создание таких продуктов, ни в их продвижение. В результате российские авторы получали дома в разы меньше, чем в Европе и тем более в США».

Восток — дело тонкое

Попрощавшись с Европой и Западом, российские производители анимации начали активнее работать с азиатской частью мира.

«Население Востока больше той части мира, с которой мы раньше работали. Рынки ОАЭ, Вьетнама, Индии, в целом Юго-Восточной Азии — это места, где нас ждут. И мы заинтересованы в том, чтобы развивать с ними совместное производство», — констатирует исполнительный директор Ассоциации анимационного кино РФ Ирина Мастусова.

Сейчас ААК при поддержке Мин­экономразвития налаживает контакты со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В декабре ассоциация провела переговоры с коллегами из Китая и Индонезии, в результате была создана «дорожная карта» дальнейшего сотрудничества. Осенью российские анимационные компании приняли участие в южнокорейском рынке контента Broadcast Worldwide 2022 (BCWW). Всего было представлено более 160 проектов от 34 отечественных компаний. В мероприятии участвовали закупщики контента из Южной Кореи, Китая, Вьетнама, Японии, Филиппин, Тайваня, Сингапура и ряда европейских стран.

При этом некоторые участники рынка отмечают, что работать с Азией не так просто, как кажется. Все дело в особенном, отличном от нашего, менталитете. Кроме того, в КНР на показ иностранных фильмов на большом экране действуют жесткие квоты. Что касается импорта азиатской продукции, то здесь проблем еще больше.

«Вряд ли получится полностью заменить американскую продукцию азиатской, потому что контент из Китая или Пакистана наши дети не поймут, — считает продюсер, генеральный директор детских каналов «Малыш» и «СуперГерои» Игорь Шибанов. — У нас другой культурный код. Скорее мы создадим что‑то свое, нежели подсядем на азиатов».

«Безусловно, анимация — штука международная. Без мирового рынка развиваться сложно, но хотелось бы, чтобы нас воспринимали не только в Китае и Индии, — говорит продюсер, гендиректор студии «КиноАтис» Вадим Сотсков. — В любом случае создателям анимационных фильмов необходимо ориентироваться на зарубежные рынки, так как наши проекты зарабатывают значительные суммы именно за счет международных продаж. Если не будет хорошего международного рынка, бюджеты сильно упадут. Но, чтобы что‑то продать на международном рынке, нужно, чтобы это было понятно всем. Конечно, с национальными чертами продавать сложнее. Тем не менее есть немало примеров, когда русские герои становятся узнаваемыми не только в России».

«Солнце» взошло в декабре

Как бы то ни было, даже сейчас в нашей стране появляются новые успешные проекты. Согласно рейтингу «Топ-30. Самые кассовые российские релизы» 2022 года (по данным на ноябрь), который опубликовал «Бюллетень кинопрокатчика», полнометражный анимационный фильм «Финник» от ГК «Рики» занял вторую строчку в общем списке (уступив место фильму «Сердце Пармы») и первую — среди анимационных проектов. Общие сборы этого проекта в России и СНГ составили более 455 млн руб.

Анимационная семейная комедия «Финник», созданная режиссером Денисом Черновым на студии «Петербург», рассказывает о приключениях девочки Кристины и домового. По этому проекту ГК «Рики» и телеканал «СТС» анонсировали начало сотрудничества. Одноименный персонаж фильма стал официальным домовым телеканала и будет задействован в визуальной презентации его бренда. Кроме того, зрителей ждет премьера сериала «Детектив Финник» — продолжение приключений домового и его друзей. А еще в этом году состоялась премьера от создателей хита «Три кота» («СТС Медиа») — мультсериал «Отель у овечек».

А что же с прекратившим сотрудничать с Россией каналом Disney? C 14 декабря вместо него начал вещание федеральный семейный развлекательный канал «Солнце», запуск которого в рекордно короткие сроки осуществила группа компаний «Медиа1». Российский офис Disney начал телевизионное кабельное вещание в России в 2010 году. «Медиа1» владел 80 % телеканала, а The Walt Disney Company — 20 %. После мартовских событий компания заявила о частичном уходе с российского рынка, однако вещание канала до сегодняшнего дня продолжалось.
Супергероические студии

Говоря о бюджете, который выделялся на анимационные проекты в России, аниматоры только тяжело вздыхают. «Сегодня от студий ждут появления новых супергероев, — комментирует Денис Чернов. — Но если сравнить бюджет отечественных студий (даже в «сытые» годы) с бюджетами студий Disney и Pixar, то роль супергероев выполняют сами создатели отечественной анимации, работая в таком режиме экономии».

В нынешних условиях этих ресурсов вряд ли хватит для того, чтобы просто выжить. Понимая это, мультикам решило оказать помощь государство. Так, президент РФ поручил законодательно закрепить нормы о полном государственном финансировании производства и проката фильмов для детей и юношества. Срок исполнения поручения установлен до 30 декабря 2022 года.

Также правительство при участии АНО «Институт развития Интернета» должно обеспечить регулярное производство в новых форматах востребованного цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. На эти цели начиная с 2023 года из федерального бюджета будут выделять 3,9 млрд рублей ежегодно.

Минкульт РФ уже обозначил 17 тем, приоритетных при получении государственной финансовой поддержки. В этом списке «Сохранение, создание и распространение традиционных ценностей», «Истории сильных личностей современной России», «Мотивация молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей», «Жизнь малых городов и сел, жизнь в провинции», «Экранизация произведений русской классической литературы, в том числе с применением средств анимации», «Фильмы о подростках» и другие. Порядок и условия проведения конкурсных отборов в 2023 году будут объявлены в конце декабря 2022 года.

В следующем году в Воронеже должно стартовать строительство Дома анимации. Он станет масштабной базой для развития анимационного технопарка, который объединит производственную площадку, образовательный сектор, музей анимации и творческую мастерскую для создания авторского анимационного кино. Согласно проекту, здание Дома анимации будет отсылать к серии мультфильмов популярной франшизы студии о Снежной Королеве.

Кроме того Ассоциация анимационного кино России работает над возможностью введения субсидии на компенсацию роялти для покупателей лицензии на мультперсонажей российских производителей. Это позволит поддержать в том числе индустрию детских товаров, которая является ближайшим парт­нером создателей мультфильмов и источником монетизации анимационных брендов. Это значит, что Россия сможет запустить собственное производство игрушек, созданных на основе брендов анимационных героев. Перспективы в этом направлении достаточно неплохие.

Остается добавить, что уже с нынешнего года в нашей стране официально утвердили дату профессионального праздника — Дня российской анимации (8 апреля). Это праздник не только создателей мультфильмов, но и правообладателей, лицензионных агентств, а также производителей товаров с использованием анимационных персонажей. Пишут "Санкт-Петербургские Ведомости"

Выбор редактора:

 

Читайте также

  • 20/02

    Выставка «CJF» представила весеннее обновление детской моды - фото

    В этом году выставку «CJF – Детская мода. Весна» отличает разнообразие продукции, обилие трендовых новинок предстоящего осенне-зимнего сезона и коллекций детской одежды и обуви. Участники события в эти дни знакомятся с мировыми тенденциями рынка детских товаров и новыми маркетинговыми инструментами, осуществляют поиск поставщиков, устанавливают новые деловые контакты и заключают выгодные контракты. Выставка открыта до 22 февраля.

  • 19/02

    Кейс от бренда детской одежды Choupette: как выйти на международный уровень

    Директор по развитию торговой марки Choupette Анастасия Василькова выступила 14 февраля 2024 года на мероприятии «День промышленности», который прошёл в рамках выставки-форума «Россия» с докладом: «Сделано в России. Choupette. Мода в мировом масштабе».

  • 12/02

    «Fresh Trend» о Spielwarenmesse: обзор выставки и тренды на рынке игрушек

    Компания «Fresh Trend» в лице генерального директора Сергея Бочарова не могла пропустить столь масштабное событие в мире игрушек. Эксперт по лицензионным товарам для всей семьи поделился с RDT-info.ru своими впечатлениями о выставке, трендами на глобальном и российском рынках и свежими идеями продукции для детей.

  • 09/02

    Производители игрушек на Юге: ГОСТ от Роскачества не решит проблемы отрасли

    Игрушки в российских магазинах предложили отправлять на психолого-педагогическую экспертизу. Производители Юга не считают инициативу бесполезной, однако открыто говорят, что в федеральном центре уделяют внимание не тем проблемам. Представители отрасли страдают из-за падения объема продаж, роста цен на сырье и отсутствия грамотной господдержки. Дополнительные трудности возникают из-за обилия на рынке китайских игрушек низкого качества.

  • 07/02

    Gulliver активно осваивает новые рынки, смотрит на Восток и планирует заняться развитием бренда для новорожденных

    2023 год для многих российских компаний стал годом взрывного развития: ритейлеры выходили в новые ниши, осваивали новые форматы и открывались на новых территориях. В этом материале речь пойдет о бренде Gulliver, который уже 25 лет специализируется на производстве и продаже детской одежды, а сейчас начал активно осваивать новые рынки.

  • 06/02

    Российские киностудии столкнулись с поколенческой проблемой в производстве контента для детей

    Российские киностудии столкнулись с поколенческой проблемой в производстве контента для детей. Ниша фильмов для дошкольников освоена так, что в ней уже становится тесно, а вот пространство подросткового кино остается ни кем не занятым. Авторы не знают, на каком языке говорить с этой аудиторией, и пока не рискуют создавать под нее проекты. Но двигаться в эту сторону придется — подростковая аудитория значительно растет, а дошкольная, наоборот, сужается.

  • 02/02

    Эксперт: успех в индустрии детской моды сегодня напрямую зависит от использования новых маркетинговых инструментов

    На весенней выставке «CJF – Детская мода» многие участники продемонстрируют не только новые коллекции, но и новые маркетинговые инструменты. И среди них – постоянные экспоненты выставки: компании «Котофей», SMENA, «Росодежда» и другие. Рынок детской моды активно меняется, о том, какие компании оказались наиболее успешными, как изменились маркетинговые инструменты и приемы, рассказала эксперт детской моды, руководитель агентства Kids Fashion Retail Елена Письменская.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image19/02 | ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
В ассортименте «Десятого королевства» появились занимательные классические пазлы из древесного материала
News image13/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил новые наборы для детского творчества «Оранжевая корова» и «Самоцветы»
News image07/02 | ПОЛЕСЬЕ
В ассортименте «Полесье» появились новые игрушки: Самолёт, Танк и Вертолет серии «Штурм»
News image02/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» дополнил серию «Помощница» игровыми наборами «Утюжок»
News image30/01 | ООО Стеллар
«Стеллар» выпустил кубики-трансформеры «Спецтехника»
News image29/01 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил серию игрушечной спецтехники по лицензии Минского автомобильного завода МАЗ
News image29/01 | ООО РОКСИ
Новый дизайн посуды «Три кота» от ROXY-KIDS – яркий набор в коллаборации с любимым мультфильмом!
News image24/01 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» пополнил ассортимент новыми конструкторами «Классик-Мозаика» 350 элементов
News image17/01 | ПОЛЕСЬЕ
В ассортименте «Полесье» появились семейные автомобили с изображениями героев мультсериала «Оранжевая корова» и «Простоквашино»
рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2024 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.