В этом году с российского анимационного рынка ушли иностранные студии-мейджоры, забрав с собой не только армию своих мультгероев, но и лицензии на программное обеспечение для 3D-анимации. Одномоментно заменить одних героев другими без волшебства, достаточного бюджета и необходимого программного обеспечения невозможно. Тем не менее надежда есть.
Фото: Станислава Красильникова / ТАСС
Придется начать с нуля?
В последнее время эта сфера развивалась впечатляющими темпами. В прошлом году объем рынка отечественной анимации составил около 20 млрд рублей. По данным Ассоциации анимационного кино (АКК), за десять лет объем выручки вырос в пять раз, российские студии создали около 70 полнометражных картин, 200 анимационных сериалов. На сегодняшний день отрасль объединяет 80 компаний, для сравнения: в 2011 году их было только 30.
Все это время активно развивался и лицензионный рынок, объем выручки в 2021 году составил три миллиарда рублей. На рынке работают 70 отечественных анимационных брендов (в 2011 году их было всего пять). До недавнего времени российские аниматоры продавали свою продукцию в 160 стран, переводили ее на 60 языков мира. С такими прекрасными показателями отрасль пришла в нынешний год, который изменил все.
«Российская анимация после 90‑х годов прошлого века уже начинала практически с нуля, — напоминает ведущий режиссер ГК «РИКИ» Денис Чернов. — Но даже в тех сложных условиях удалось сделать много. К примеру, в Петербурге двадцать лет назад было полтора аниматора, а сегодня есть две крупные студии. Появились интересные региональные проекты (например, в Воронеже). Опыт, потенциал и перспективы у отечественной анимационной индустрии есть. Другое дело, что сегодня отрасли приходится решать совершенно другие задачи, нежели тогда».
Прежде всего необходимо заменить ушедших героев и создать контент, которого сейчас катастрофически не хватает. Для этого необходимы свежие творческие идеи и… технические возможности. С идеями дефицита нет, а вот с техникой ситуация сложнее. Не секрет, что анимация сегодня во многом компьютерная. Производство отечественной анимации построено на импортном программном обеспечении, которое требует ежегодных лицензионных отчислений компаниям из США, Канады, Великобритании и стран ЕС.
Теперь иностранный софт для 3D-анимации не лицензируется и не поддерживается в России. Нужен собственный софт, но его разработка — удовольствие очень дорогое. На сегодняшний день в нашей стране есть анимационная студия в Воронеже, которая давно разрабатывает часть программного обеспечения, но, чтобы эта работа продолжалась, нужна системная работа. Отдельно взятая студия позволить себе такую роскошь не сможет. Остается надеяться, что ситуацию смогут спасти совместные проекты и господдержка.
Что касается пополнения контента, то на Петербургском международном контент форуме-2022 прозвучала интересная идея, которая могла бы стать одним из вариантов развития отечественного рынка мультиндустрии. Мультипликаторам было предложено обратить внимание на комиксы и графические романы, которые на фоне сформированного Интернетом клипового мышления сегодня пользуются популярностью у детской (и не только) аудитории.
«Комиксы и графические романы тесно связаны с кинематографом и могут отлично ложиться в основу экранизаций, — отмечает художник, создатель комиксов и автор графических романов Александр Полторак. — Комикс — это полноценная заготовка для создания анимационного фильма. Более того, у комиксов есть своя аудитория, которая обязательно пойдет в кино на экранизацию любимых проектов. Другое дело, что, несмотря на востребованность российских комиксов и графических романов за рубежом, как такового внутреннего рынка в России не существует. В этой сфере внутри страны работают в основном те, кого коллеги-аниматоры выгнали или не взяли. А заслуженные профессионалы ориентируются на западный рынок. Это связано с тем, что до недавнего времени отечественные издатели не вкладывались ни в создание таких продуктов, ни в их продвижение. В результате российские авторы получали дома в разы меньше, чем в Европе и тем более в США».
Восток — дело тонкое
Попрощавшись с Европой и Западом, российские производители анимации начали активнее работать с азиатской частью мира.
«Население Востока больше той части мира, с которой мы раньше работали. Рынки ОАЭ, Вьетнама, Индии, в целом Юго-Восточной Азии — это места, где нас ждут. И мы заинтересованы в том, чтобы развивать с ними совместное производство», — констатирует исполнительный директор Ассоциации анимационного кино РФ Ирина Мастусова.
Сейчас ААК при поддержке Минэкономразвития налаживает контакты со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В декабре ассоциация провела переговоры с коллегами из Китая и Индонезии, в результате была создана «дорожная карта» дальнейшего сотрудничества. Осенью российские анимационные компании приняли участие в южнокорейском рынке контента Broadcast Worldwide 2022 (BCWW). Всего было представлено более 160 проектов от 34 отечественных компаний. В мероприятии участвовали закупщики контента из Южной Кореи, Китая, Вьетнама, Японии, Филиппин, Тайваня, Сингапура и ряда европейских стран.
При этом некоторые участники рынка отмечают, что работать с Азией не так просто, как кажется. Все дело в особенном, отличном от нашего, менталитете. Кроме того, в КНР на показ иностранных фильмов на большом экране действуют жесткие квоты. Что касается импорта азиатской продукции, то здесь проблем еще больше.
«Вряд ли получится полностью заменить американскую продукцию азиатской, потому что контент из Китая или Пакистана наши дети не поймут, — считает продюсер, генеральный директор детских каналов «Малыш» и «СуперГерои» Игорь Шибанов. — У нас другой культурный код. Скорее мы создадим что‑то свое, нежели подсядем на азиатов».
«Безусловно, анимация — штука международная. Без мирового рынка развиваться сложно, но хотелось бы, чтобы нас воспринимали не только в Китае и Индии, — говорит продюсер, гендиректор студии «КиноАтис» Вадим Сотсков. — В любом случае создателям анимационных фильмов необходимо ориентироваться на зарубежные рынки, так как наши проекты зарабатывают значительные суммы именно за счет международных продаж. Если не будет хорошего международного рынка, бюджеты сильно упадут. Но, чтобы что‑то продать на международном рынке, нужно, чтобы это было понятно всем. Конечно, с национальными чертами продавать сложнее. Тем не менее есть немало примеров, когда русские герои становятся узнаваемыми не только в России».
«Солнце» взошло в декабре
Как бы то ни было, даже сейчас в нашей стране появляются новые успешные проекты. Согласно рейтингу «Топ-30. Самые кассовые российские релизы» 2022 года (по данным на ноябрь), который опубликовал «Бюллетень кинопрокатчика», полнометражный анимационный фильм «Финник» от ГК «Рики» занял вторую строчку в общем списке (уступив место фильму «Сердце Пармы») и первую — среди анимационных проектов. Общие сборы этого проекта в России и СНГ составили более 455 млн руб.
Анимационная семейная комедия «Финник», созданная режиссером Денисом Черновым на студии «Петербург», рассказывает о приключениях девочки Кристины и домового. По этому проекту ГК «Рики» и телеканал «СТС» анонсировали начало сотрудничества. Одноименный персонаж фильма стал официальным домовым телеканала и будет задействован в визуальной презентации его бренда. Кроме того, зрителей ждет премьера сериала «Детектив Финник» — продолжение приключений домового и его друзей. А еще в этом году состоялась премьера от создателей хита «Три кота» («СТС Медиа») — мультсериал «Отель у овечек».
А что же с прекратившим сотрудничать с Россией каналом Disney? C 14 декабря вместо него начал вещание федеральный семейный развлекательный канал «Солнце», запуск которого в рекордно короткие сроки осуществила группа компаний «Медиа1». Российский офис Disney начал телевизионное кабельное вещание в России в 2010 году. «Медиа1» владел 80 % телеканала, а The Walt Disney Company — 20 %. После мартовских событий компания заявила о частичном уходе с российского рынка, однако вещание канала до сегодняшнего дня продолжалось. Супергероические студии
Говоря о бюджете, который выделялся на анимационные проекты в России, аниматоры только тяжело вздыхают. «Сегодня от студий ждут появления новых супергероев, — комментирует Денис Чернов. — Но если сравнить бюджет отечественных студий (даже в «сытые» годы) с бюджетами студий Disney и Pixar, то роль супергероев выполняют сами создатели отечественной анимации, работая в таком режиме экономии».
В нынешних условиях этих ресурсов вряд ли хватит для того, чтобы просто выжить. Понимая это, мультикам решило оказать помощь государство. Так, президент РФ поручил законодательно закрепить нормы о полном государственном финансировании производства и проката фильмов для детей и юношества. Срок исполнения поручения установлен до 30 декабря 2022 года.
Также правительство при участии АНО «Институт развития Интернета» должно обеспечить регулярное производство в новых форматах востребованного цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. На эти цели начиная с 2023 года из федерального бюджета будут выделять 3,9 млрд рублей ежегодно.
Минкульт РФ уже обозначил 17 тем, приоритетных при получении государственной финансовой поддержки. В этом списке «Сохранение, создание и распространение традиционных ценностей», «Истории сильных личностей современной России», «Мотивация молодежи к освоению рабочих и инженерных специальностей», «Жизнь малых городов и сел, жизнь в провинции», «Экранизация произведений русской классической литературы, в том числе с применением средств анимации», «Фильмы о подростках» и другие. Порядок и условия проведения конкурсных отборов в 2023 году будут объявлены в конце декабря 2022 года.
В следующем году в Воронеже должно стартовать строительство Дома анимации. Он станет масштабной базой для развития анимационного технопарка, который объединит производственную площадку, образовательный сектор, музей анимации и творческую мастерскую для создания авторского анимационного кино. Согласно проекту, здание Дома анимации будет отсылать к серии мультфильмов популярной франшизы студии о Снежной Королеве.
Кроме того Ассоциация анимационного кино России работает над возможностью введения субсидии на компенсацию роялти для покупателей лицензии на мультперсонажей российских производителей. Это позволит поддержать в том числе индустрию детских товаров, которая является ближайшим партнером создателей мультфильмов и источником монетизации анимационных брендов. Это значит, что Россия сможет запустить собственное производство игрушек, созданных на основе брендов анимационных героев. Перспективы в этом направлении достаточно неплохие.
Остается добавить, что уже с нынешнего года в нашей стране официально утвердили дату профессионального праздника — Дня российской анимации (8 апреля). Это праздник не только создателей мультфильмов, но и правообладателей, лицензионных агентств, а также производителей товаров с использованием анимационных персонажей. Пишут "Санкт-Петербургские Ведомости"
Выбор редактора:
|