Об административном регулировании рынка детских товаров и правонарушениях, с которыми сталкиваются продавцы и поставщики при реализации детской продукции, «RDT-info.ru» поговорил с Вадимом Кирюхиным, управляющим партнером, адвокатом юридической компании «Кирюхин и Партнеры». В настоящий момент фирма работает с такими компаниями, как «Первые шаги», ГК «Юнитойс», «ТОМИ», «Фестиваль игрушек», «Би Эль», «Мосрезьба». — Насколько сейчас ужесточилось административное регулирование рынка детских товаров? — После принятия в 2011 году изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, существенно увеличилась ответственность поставщиков и продавцов за нарушение требований технических регламентов. К примеру, в настоящий момент минимальный штраф в отношении организации составляет 100 тыс. рублей. А в случае причинения вреда жизни и здоровью, штраф возрастает до 600 тыс. рублей. Повторение подобных нарушений, грозит увеличением штрафа до 1 млн. рублей. Не стоит в этом случае забывать и про уголовную ответственность. Если мы посмотрим на количество рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, мы сможем проследить явную динамику роста. По сравнению с 2010г., количество рассматриваемых судами дел увеличилось практически на 50% (с 41 682 дел до 76 109 дел). Ежегодно, судами рассматриваются на 10-20% дел больше , чем в прошлом периоде (в среднем, ежегодно, идет увеличение на 5 - 6 тыс. дел). Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время происходит явное ужесточение и увеличение проверок бизнеса со сторон проверяющих органов. В связи с последними внешнеэкономическими и внутренними изменениями в стране, перспектива ослабления административного контроля и надзора маловероятна. — Какие наиболее распространенные административные правонарушения на рынке детских товаров сейчас встречаются? — В настоящий момент, я могу выделить несколько видов административных правонарушений, по которым на рынке увеличилась судебная практика. Во-первых, нарушения в сфере подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В процентном соотношении это порядка 30% от общего количества дел. В этот раздел можно отнести ответственность, предусмотренную статьями 14.43, 14.44, 14.45 КоАП РФ. Наиболее распространенные правонарушения связаны с причинением вреда жизни и здоровью ребенка при использовании приобретенной в магазине продукции; неправильным или недостоверным подтверждением соответствия качества продукции; использование поддельных или ложных документов в процессе подтверждения соответствия качества продукции. Во-вторых, нарушения требований технических регламентов при разработке маркировки продукции. В процентном соотношении это порядка 50% от общего количества дел. Достаточно часто встречающееся в настоящие дни правонарушение, ответственность по которому предусмотрена ст. 14.43 КоАП РФ. Пока мы видим, что по подобным правонарушениям, судом устанавливается минимальная ответственность. В-третьих, нарушения в сфере интеллектуальной собственности. В процентном соотношении это порядка 20% от общего количества дел. Достаточно большой участок, к которому можно отнести нарушения в сфере незаконного использования товарных знаков и их копирование, недобросовестную конкуренцию, импорт продукции без разрешения (согласия) правообладателя. — Сколько дел за год вы успели рассмотреть? Сколько из них положительных решений? — В текущем году мы приняли участие в рассмотрении порядка десяти административных дел. Семь из которых были решены в пользу клиентов. Три к сожалению, нет. В настоящее время у нас в работе одно административное производство, в отношении нового клиента. В отношении компаний, с которыми мы работаем давно, административных производств сейчас нет. Они уже все решены - это безусловно положительный момент. Тут как наша заслуга в предупреждении рисков, так и успешное решение возникающих уже в процессе торговли дел. — Какова специфика работы юридической компаний на рынке детских товаров? — Учитывая ужесточающуюся политику государства по контролю за качеством детских товаров, работа в детской индустрии накладывает особую ответственность на участников рынка детских товаров, в том числе и на юристов, сопровождающих деятельность компаний. В настоящий момент помимо общих норм права, существуют отдельные нормативные акты, регулирующие рынок детских товаров. К ним можно отнести в частности: ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ФЗ "О рекламе" (с отдельными положениями о защите несовершеннолетних), Постановление Правительства РФ "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности игрушек", Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров" и прочие нормативные акты, регулирующие данную область. Как следует из вышеуказанных нормативных актов, практически в каждой области (торговля, реклама, сертификация, налогообложение и т. д.) существуют отдельные нормы и правила. Так, например, юристу необходимо разбираться во всех особенностях сертификации детской продукции, оценивать риски при работе с органом по сертификации и обезопасить клиента от каких-либо неблагоприятных последствий. — Существуют ли пробелы в законодательстве? И каким образом вы решаете эту проблему? — В настоящее время существует множество нормативных актов, которые регулируют рынок детских товаров. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» и технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» играют одну из ключевых ролей. Как показывает практика, применимо к данным документам, не все ответы на вопросы, с которыми сталкивается рынок детских товаров в них отражены. В настоящий момент не существует каких-либо официальных разъяснений со стороны государственных органов по вопросам их применения. К примеру, ФНС России и Минфин довольно часто выпускают те или иные пояснения, комментарии, информационные письма по вопросам применения налогового законодательства, которые помогают бизнесу в правильном принятии решений. К сожалению, мы пока можем только наедятся, что проверяющие органы обратят на это внимание и дадут свои практические разъяснения и рекомендации относительно к нашему рынку. Пока же, в своей деятельности юристам проходится помимо анализа нормативных актов и судебной практики, направлять большое количество письменных запросов с просьбой пояснить тот или иной спорны момент. Практически в 90% случаях мы обращаемся за дополнительной информацией к государственным органам ввиду недостаточно четкого описания тех или иных вопросов. Довольно часто, в 7-ми случаях из 10-ти, нам удается получить внятный и понятный ответ, но не всегда. Исходя из этого, при решении какого-либо вопроса, юристу всегда необходимо сопоставлять теорию с практикой и дополнительно сравнивать ее с текущей позицией проверяющих органов. Только такие действия могут должным образом обезопасить бизнес и свести риски к минимуму. / RDT-info.ru Уважаемые участники рынка детских товаров! Если у Вас есть вопросы по юридической теме, присылайте их в редакцию RDT-info.ru. |