Интересно

18/03«Мы идём своим путем»: как «Харди Гарди» строят бренд детских пазлов и развивающих игрушек
19/02Кейс от бренда детской одежды Choupette: как выйти на международный уровень
13/0260% семей с маленькими детьми имеют кредиты
12/02«Fresh Trend» о Spielwarenmesse: обзор выставки и тренды на рынке игрушек
09/02Школьники штурмуют маркетплейсы: названы самые популярные площадки
09/02Большое интервью с главой «Союзмультфильма» о развитии отечественной анимации
09/02Производители игрушек на Юге: ГОСТ от Роскачества не решит проблемы отрасли
07/02Gulliver активно осваивает новые рынки, смотрит на Восток и планирует заняться развитием бренда для новорожденных
07/02Петербургская сеть «Вотоня» будет расширяться по франшизе
05/02«Яндекс Маркет»: спрос на товары с персонажами российских мультфильмов удвоился
05/02Чем моложе родители, тем больше внимания они уделяют регулированию интернет-активности своих детей - исследование
29/01Как молочный король спас «Смешариков» и что им не дало выйти на международный уровень
28/01Почему бренд детской одежды «Сhoupette» усиливает меры по соблюдению стандартов ESG
23/01Игрушки промаркируют по возрасту: Роскачество определило критерии классификации
23/01Как «Мякиши» построили бренд детских игрушек с выручкой 300 млн рублей в год

Мультфильмы для всех: как аниматоры работают над экспортом российских мультиков

05-12-2019 08:58 | RDT-INFO.RU

Портал "Будущее России. Национальные проекты" выяснил, как адаптируют российские мультики для иностранного зрителя, чем различаются требования к персонажам в Европе и Азии, а также как сделать удачный мультфильм на экспорт.

Еще несколько лет назад российские мультфильмы были известны лишь зрителям внутри страны, а теперь "Смешариков", "Йоко", "Ми-ми-мишек", "Лео и Тига" показывают на американской платформе Netflix. Мультсериал "Маша и Медведь" студии "Анимаккорд" и вовсе собрал 20 млрд просмотров по всему миру. Все это стало возможным потому, что российские анимационные студии решили изменить подход к распространению мультиков.

Чтобы окупить затраты на создание мультфильмов, студии стараются еще на стадии подготовки проекта определиться с аудиторией, ведь содержание ленты будет зависеть от того, в каких странах ее покажут. Как адаптируют российские мультики для иностранного зрителя, чем различаются требования к персонажам в Европе и Азии, а также как сделать удачный мультфильм на экспорт, выяснял корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты".

"Мы живем в эпоху рыночной экономики"

Киностудия "Союзмультфильм", компания более чем с 80-летней историей, на протяжении 2000-х годов испытывала настоящий кризис: новые ленты не снимали, и компания держалась на плаву только за счет продажи прав на выпущенные в советское время мультики — "Ну, погоди!" или "Простоквашино".

Но в 2017 году студия прошла кадровое и финансовое обновление. Сменив менеджмент и заручившись поддержкой Минкультуры, "Союзмультфильм" начал работу над новыми проектами. Они пользуются успехом у юной аудитории, а один — мультсериал "Оранжевая корова", запущенный студией около года назад, — продолжат снимать в партнерстве с французскими коллегами. Как рассказал директор "Союзмультфильма" Борис Машковцев, этот контракт даст компании дополнительную прибыль от экспортных продаж и опыт работы за рубежом.

Пока же аниматорам тяжело конкурировать с иностранцами даже на российском рынке, а соперничество вне домашнего региона сильнее в десятки раз. Создать хороший, качественный мультфильм и окупить затраты на него только прокатом в России не получится, рассказывает Машковцев.

"Экономика анимации такова, что окупить хорошую и дорогую ленту только на внутреннем рынке просто невозможно. И приходится делать выбор: либо ты снимаешь недорогое кино для российского рынка, но почти наверняка его бюджет будет заметен зрителю, либо ты заранее продумываешь, где еще лента будет продаваться. Мы живем в эпоху рыночной экономики и подчиняемся ее законам", — говорит он.

Мультики на экспорт

Экспорт мультипликации относится к категории экспорта услуг в рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт". В планах правительства — зарабатывать 100 млрд долларов в 2024 году, продавая мультипликационную и кинопродукцию, образовательные, медицинские и другие услуги.

Предполагается, что 70% создаваемого "Союзмультфильмом" контента будет экспортироваться, но пока студия только начала работу в этом направлении. Другая студия — "Рики" — уже продает за рубеж свои мультпроекты "Панда и Крош", "Тима и Тома" и "ДиноСити" (последний транслируется в Италии и Финляндии).

16343 3   Мультипликационный сериал "Маша и Медведь". Артем Коротаев/ТАСС

Самый успешный экспортный мультпроект на сегодняшний день — это "Маша и Медведь", говорят в Российском экспортном центре (РЭЦ, дочерняя структура корпорации ВЭБ.РФ). Но на этом истории успеха не заканчиваются: российская студия анимационного кино "Мельница" провела переговоры с CBBC, Sony Pictures Televisions, KIKA и Turner, представив новые сезоны мультсериалов "Лунтик и его друзья" и "Барбоскины", а студия "Аэроплан" продала права на третий сезон мультсериала "Фиксики" американской компании Condista’s Kids Central, параллельно расширив на него контракт с Vme Kids в США.

Российские компании имеют опыт продажи не только мультсериалов, но и полнометражного кино. Так, Wizart уже подтвердила дату выхода фильма "Снежная королева: Зазеркалье" в прокат в Латинской Америке.

РЭЦ поддерживает российских аниматоров, компенсируя им затраты, связанные с участием в выставках и ярмарках. Развитию отечественной мультипликации содействует и Ассоциация анимационного кино России, созданная несколько лет назад продюсером Ильей Поповым, соавтором сериала "Смешарики". Она создает условия для продвижения российской анимации за рубеж, а также снижает производственные издержки компаний.

Для кого и как снимать

Содержание мультфильма зависит от того, в какой стране он, как ожидают, будет транслироваться. Сейчас дети уже не воспринимают мультипликационных персонажей как что-то фантастическое, и мультфильмы все больше несут образовательную функцию. Дети относятся к мультгероям как к друзьям — тем, с кем встречаешься и у кого учишься каждый день, говорят в "Союзмультфильме". Поэтому дошкольники предпочитают не полнометражные картины, а мультсериалы.

Главные герои в кадре обязательно должны подавать зрителю хороший пример: не шалить, не баловаться, не попадать в опасные ситуации, не причинять другим зла. Особенно эти требования высоки в Европе.

"На Западе жестче требования к детской безопасности на экране. В итоге персонаж почти не имеет шансов совершить героический поступок, потому что это непременно связано с какими-нибудь рисками. Еще персонаж, подобно ребенку, должен быть защищен, рядом с ним всегда должны быть взрослые. Если утрировать, то персонажи западной мультипликации должны быть одеты в спасательный круг, если по сюжету готовятся встать в лужу", — смеется Машковцев.

По его словам, несколько раз студии приходилось перерисовывать свои мультфильмы для иностранных дистрибьюторов, например перекрашивать асфальт в одном из эпизодов. Иначе, говорили заказчики, складывается ощущение, что персонажи без взрослых идут по проезжей части, а это недопустимо. Порой приходится убирать из сезона целые серии: так было с выпуском, в котором главные герои решили помочь родителям покрасить стены, оставшись одни, пока взрослые отправились в строительный магазин.

"То, что для нас кажется нормальным мультприключением, для европейского зрителя просто недопустимо. Дети дошкольного возраста не должны оставаться одни, а уж тем более заниматься таким самоуправством", — шутят в "Союзмультфильме".
Как рассказывают мультипликаторы, противоположностью Европе становится вольный Восток, где персонажи мультиков запросто могут самостоятельно отправиться в самостоятельное путешествие.

16343 2   Технопарк киностудии "Союзмультфильм" в Москве. Михаил Терещенко/ТАСС

При этом требования к мультипликации и в Европе, и в Азии определены не законами, а скорее судебной практикой. Дистрибьюторы учитывают опыт трансляций, следят за рейтингами популярности и знают, на чем можно обжечься при покупке мультфильма.

"Все упирается в экономику проекта. Если нам удается доказать, что наш мультфильм принесет прибыль, если он соответствует нравственным и воспитательным нормам страны и мы проходим первый отсев со стороны дистрибьюторов, дальше начинается точечное обсуждение проекта", — рассказывают мультипликаторы.

Трудности перевода

Все экспортные контракты обсуждаются и заключаются на профильных мероприятиях, таких как прошедший в середине ноября Санкт-Петербургский международный культурный форум. По-настоящему универсальный продукт, который не придется исправлять, учитывая предпочтения страны-приобретателя, можно сделать, если найти партнеров еще на стадии подготовки проекта. Однако это получается не всегда.

Часто за рубеж продается готовый мультфильм или мультсериал, который уже показали в России. Тогда студия обращается за помощью к профессиональным бюро переводчиков.

"Очень важно, чтобы на каждый язык перевод делали носители языка. К тому же дубляж в мультфильмах должен быть полным и совпадать с мимикой персонажей. Чтобы предложить дистрибьютору свой продукт, мы берем одну-две пилотные серии сериала, переводим сначала на английский, потом с него на язык страны-покупателя. Естественно, финансовые риски при этом остаются за нами, ведь мы уже потратились на дубляж, а гарантий того, что мультфильм закажут, у нас нет", — рассказывают в киностудии "Союзмультфильм".
В мультфильме переводится все: название, реплики, даже надписи в кадре. Чтобы переводчики правильно передали интонации, им отправляют и русскоязычный вариант серии: те сверяются по хронометражу и передают голосом эмоции персонажей. При этом в дублированной версии мультфильма сохраняются оригинальная музыка и фоновые звуки.

В конечном счете качество российского контента растет с каждым годом, а соответственно растут доверие и интерес зарубежных дистрибьюторов к российским фильмам и сериалам, рассказывает заместитель генерального продюсера по международному развитию группы компаний "Рики" Диана Юринова. Эта студия в последние два года вышла сразу с тремя мультпроектами на так называемый копродакшн.

Договор мелким шрифтом

Существует множество видов контрактов с иностранными заказчиками, рассказывает Юринова. В частности, копродакшн предполагает участие иностранного телеканала в финансировании части проекта, а другие формы сотрудничества предполагают переход прав к телеканалу или, наоборот, сохранение всех прав за студией.

16343 1  Персонажи мультфильма "38 попугаев" в экспозиции анимационного технопарке киностудии "Союзмультфильм". Михаил Терещенко/ТАСС

Прибыль от продажи прав за рубеж может быть единовременной или длительной. Так, на успешном проекте можно заработать от 20% производственного бюджета однократно, продав права на определенную территорию и на определенный срок. А можно, наоборот, заключить контракт с процентными отчислениями от доходов дистрибьютора — такая схема порой позволяет зарабатывать на проекте в течение нескольких лет, многократно его окупая, рассказывают в "Рики".

Существует и смешанная схема, когда студия имеет минимальный гарантированный доход, а также проценты, если дистрибьютор продолжает получать прибыль от трансляций, говорят в "Союзмультфильме". Такая схема дает стимулы и экспортеру, и покупателю, убеждены в компании.

Отдельно можно зарабатывать на продаже лицензионной продукции с героями мультфильмов: игр, мягких игрушек, брендированных вещей. Но пока российские аниматоры только учатся зарабатывать на этом, сетует Машковцев.

По мнению директора "Союзмультфильма", будущее анимированного кино за кооперацией. По отдельности российский и европейские рынки мультипликации малы. А объединение нескольких студий для создания универсального контента гарантирует им прибыль и защитит от социальных рисков, уверен Машковцев. Пишет «Будущее России»

Выбор редактора:

 

Читайте также

  • 08/04 Нюансы продвижения товаров для детей: 4 совета директора по марке­тингу «Детского мира»

    Директор по маркетингу «Детского мира» Андрей Осокин рассказал, что важно предусмотреть в рекламе предпринимателю, который хочет наладить систему привлечения и продаж товаров для детей, и как лучше понимать детей и родителей. Если вы рассказываете про новую игрушку родителям, вкладывайтесь в контент-маркетинг и подробно говорите о свойствах товара. Если хотите общаться с ребенком, покажите, как можно с ней играть, и запустите в соцсетях связанный с игрушкой челлендж.

  • 08/04 Smena обновила образ: российский бренд детской одежды представил результаты ребрендинга

    Бренд одежды для детей и подростков smena провел перезагрузку, которая затронула обновление позиционирования, ребрендинг розничной сети и всех каналов коммуникации. Для фирменного стиля иллюстраторы создали графических персонажей – тинейджеров в разных позах и модных луках. Они будут использоваться на карточках товаров, в социальных сетях, на бирках и в других коммуникационных материалах.

  • 04/04 Котовскому производителю «МКИ» исполнилось 5 лет: результат — 4,5 млн выпущенных игрушек в 2023 году

    Руководитель ООО «МКИ» Максим Бавин рассказал о развитии своего предприятия за минувшие пять лет. Котовский производитель игрушек нацелен на подготовку квалифицированных кадров и планомерное развитие. Ежемесячно на производстве выпускают до 10 новых коллекций игрушек. В дальнейших планах у руководства наращивать обороты.

  • 01/04 Интеграция Gulliver в контент «СТС Kids»: кейс о секретах успешной спонсорской кампании

    Осенью 2023 года телеканал «СТС Kids» совместно с Kids Project провёл музыкальную премию для детей — «Супер Лайк Шоу» в концертном зале «Москва» на «Острове мечты». Команда телеканала рассказала Sostav, как удалось реализовать масштабную музыкальную премию для детей с успешной интеграцией бренда Gulliver.

  • 25/03 Как производителям и продавцам детской одежды работать с поколением альфа

    Рынок одежды для подростков сегодня наиболее сложный для освоения, но вместе с тем, в условиях снижения рождаемости, — наиболее перспективный. В этот сегмент заходит все больше российских компаний. Хотя поколение альфа только вступило в подростковый период, большинство его представителей влияет на решение родителей о покупке и уже обладает покупательной способностью. Альфа станет первым массовым потребителем цифровой моды.

  • 18/03 Исследование PROfashion: как игроки рынка детской одежды оценивают текущую ситуацию в индустрии

    Помог ли российским брендам одежды уход зарубежных игроков? Как повлияли на цены колебания валютных курсов? Как изменился за последний год спрос на продукцию для подрастающих поколений? Журнал PROfashion провел опрос участников рынка детских товаров.

  • 17/03 Что стало с рынком Барби в России после санкций

    На рынке всегда было большое разнообразие «барбиподобных» кукол, в том числе разработанных в России. Тем не менее Барби остается безусловным лидером в своей категории. По словам экспертов, «у нас нет фабрик в России, которые могут повторить всю линейку игрушек — особенно маленьких кукол и аксессуаров, начиная от домиков, до питомцев и одежды».

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image25/04 | RDT-INFO.RU
Фабрика игрушек «Полесье» расширила серию реалистичных автомобилей «Профи» новинками: трейлер с краном или экскаватором
News image18/04 | ООО Стеллар
Новинка от «Стеллар»: развивающая игрушка «Спиннер» с мягкими ручками
News image16/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила автомобиль-кран эксклюзивной серии «Mammoet», который не боится воды и суши
News image11/04 | ПОЛЕСЬЕ
Новые самолёты «Илья» и «Ильюша» для юных пилотов от фабрики игрушек «Полесье»
News image11/04 | Фирма ГАММА
Новинка — готовый набор для шитья подушки «Сплюшка Черепаха» ТМ Miadolla
News image08/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила автомобиль-каталку "Боби" с ручкой
News image01/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила детский игровой набор «Стоматолог»
News image28/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» расширила серию настольных игр «Баскетбол»
News image18/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» дополнила серию песочных наборов «Три кота»
рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2024 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.