Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями

Печать
11-07-2023 08:45 | RDT-INFO.RU

Родители ожидают, что модели поведения героев мультфильмов могут стать примером для их детей в реальной жизни. Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы изучил степень влияния российской анимации и составил первый рейтинг мультфильмов, оказывающих, по мнению родителей, наиболее сильное ценностное воздействие на детей. Социологической базой исследования стали позиции родителей, сегментированные по различным критериям.

Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями — фото: 1 

Среди 25 картин родители выбрали те, которые, по их мнению, сильнее всего оказывают ценностное воздействие на детей. В топ-6 вошли мультсериалы «Фиксики», «Три кота», «Простоквашино» (новое), «Барбоскины», «Лунтик» и «Маша и Медведь». Они являются примером баланса между реальными потребностями детей и интересами взрослых. Кроме того, они привлекают родителей к совместному просмотру, благодаря заложенным в картинах смыслам и универсальным ценностям. Их можно считать по-настоящему семейными.

«Смешарики» также высоко оцениваются родителями по уровню ценностного воздействия, однако меньше вовлекают родителей в просмотр.

Лидеров рейтинга объединяет наличие в сюжете примеров общегуманитарных ценностей, способствующих формированию личности и мировоззрения ребенка. Так, 89% родителей отметили, что «Фиксики» и «Три кота» сильнее других картин демонстрируют дружбу как основную ценность, а мультфильм «Лунтик» — воспитанность и вежливость. Осознание индивидуальности каждого человека, «понимание, что все разные», по мнению родителей, ярче всего транслируется в «Барбоскиных» (89%), в «Трех котах» (88%), в «Смешариках» (87%) и новом «Простоквашино» (87%). Однако, как и все базовые ценности, оно также присутствует и в других картинах.

Наибольший разброс в оценках с точки зрения воспитания ценностей получил мультсериал «Маша и Медведь»: в числе сильных сторон опрошенные выделяют пример дружбы и «понимание, что все люди разные» (84%), а в числе наиболее слабых — уважение и помощь родителям, людям старшего возраста (57%). И это самый низкий показатель воспитания ценности среди лидеров рейтинга.

Также в рейтинг вошли: «Сказочный патруль», «Ми-ми-мишки», «Буба», «Лекс и Плу», «Малышарики», «Отель овечек», «Кошечки-собачки», «Кот Басик», «Приключения Пети и Волка», «Геройчики», «Катя и Эф. Куда-Угодно-Дверь», «Финик», «Иван Царевич и Серый Волк 5», «Кощей. Похититель невест», «Кощей. Начало», «Три богатыря и Конь на троне», «Гора самоцветов», «Зебра в клеточку». Опрошенные родители выделяют их как возможный «инструмент воспитания».

Выбор за ребенком

Как правило, ребенок сам решает, какой мультфильм смотреть. 76% родителей позволяют детям самостоятельно выбирать контент. Это связано с двумя факторами: доверием и сложностью управления контентом, так как «ребенок смотрит то, что ему нравится, невзирая на рекомендации взрослых», и занятостью — предположительно, у большинства взрослых нет достаточного количества времени на фильтрацию детского контента.

23% родителей подходят к этому вопросу строже: они сами выбирают контент за ребенка. Свой выбор они строят на основе того, что сами смотрели в детстве (77%), а также соответствуют ли новинки их собственным ценностям (59%) или нет. Функцию «Родительский контроль» для выбора контента используют лишь 9%.

Даже несмотря на разницу в подходах к выбору контента и независимо от возраста ребенка, большинство опрошенных родителей называют мультсериалы «Маша и Медведь», «Три кота» и «Фиксики» любимыми у своих детей, что показывает их «универсальность»: одобрение как взрослых, так и детей.

Советское — значит лучшее… или не совсем?

По данным фокус-групп с родителями, дети постарше в большей степени готовы к просмотру и сравнению персонажей разных лет. Им нравится их поведение, фразы, индивидуальность. В лентах той эпохи им не хватает динамичности, ярких красок, более быстрых реакций героев и быстрого развития сюжета в сравнении с современными мультфильмами. И это становится барьером для активного вовлечения ребенка в просмотр советской анимации.

Детям младшего возраста советскую анимацию воспринимать трудно: им сюжет кажется сложным и растянутым.

Мультфильмы двух эпох отличаются и ценностями: советские формируют в большей степени индивидуальность, а современные, напротив, интегрируют ребенка в коллективный социальный мир, показывая множество моделей взаимодействия с ним.

Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями — фото: 2

Герои анимации

Родители считают, что герои анимации должны помогать им в процессе воспитания детей. Поэтому и требования к их качествам формируют соответствующие. Так, положительный герой, по мнению участников фокус-групп, в первую очередь, должен быть «добрым», «смелым», «веселым», а потом уже «сочувствующим», «дружелюбным» и «послушным». Примерами таких героев для них являются Кот Леопольд, Дядя Федор из советского «Простоквашино», Гончик из сериала «Щенячий патруль» и Дим Димыч из «Фиксиков».

Современные родители не хотят видеть отрицательных качеств в персонажах. Например, герои детских мультфильмов не должны быть «жестокими», «капризными», «агрессивными», «грубыми» и т.д. Примерами таких качеств для них стали Буба, Шапокляк из советского мультфильма «Чебурашка» и Гена Барбоскин.

Кроме этого, родители детей младше 8 лет ожидают стабильности и однозначности мультипликационного героя, отсутствия динамики его развития и взросления. Герои, не отвечающие этим требованиям, многогранные и противоречивые, чаще подвергаются критике. Самый яркий пример — Маша из «Маша и Медведь».

Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями — фото: 3

Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями — фото: 4

Рейтинг детской анимации - топ-25 мультфильмов, одобренных родителями — фото: 5

Новые запросы — новая зона развития российской анимации

Почти половина (46%) опрошенных родителей разных возрастных групп высоко оценивает уровень современной российской анимации, отмечая, что она не уступает западной в качестве и характере транслируемых ценностей.

88% считают, что мультфильмы в целом меняют характер и внутренний мир ребенка. А разнообразие контента способствует всестороннему и качественному развитию, дает возможность видеть разные примеры моделей поведения и реакций. Например, «Три кота» и «Барбоскины», по мнению родителей-участников фокус-групп, «учат общаться в расширенной семье», «Фиксики» — «помогать, быть любознательным и интересоваться точными науками, уметь делать что-то своими руками», а «Маша и Медведь» — «быть свободным и самостоятельным».

В то же время, по мнению родителей, современная мультипликация должна учитывать и другие их запросы: для молодых родителей важна тема заботы об экологии и инклюзия, а для людей постарше — патриотизм и забота о пожилых людях.

Топ-5 ответов родителей о темах, которые должны побуждать детей к действию:

· Умение ценить семью, уважать родителей — 63%

· Умение дружить, независимо от пола, национальности — 57%

· Уважать окружающих — 39%

· Заботиться о пространстве вокруг себя — 28%

· Заботиться об экологии, окружающей среде — 27%

В то же время родители считают, что анимация будущего должна совмещать развитие бытовых навыков (домашние обязанности, учебу и хобби) и интеллектуальное и эмоциональное взросление (быть самостоятельным, отстаивать собственные интересы, уметь разговаривать и договариваться и т.д.). Такой запрос может быть связан с желанием родителей усилить поддержку тех ценностей и смыслов, которые они закладывают в процессе воспитания за счет подачи через мультипликацию.

Светлана Баланова, генеральный директор Национальной Медиа Группы:

«Дети — самая чуткая аудитория. Они внимательны к образам и восприимчивы к смыслам. Поэтому на создателях детского контента всегда лежит огромная ответственность перед детьми и перед родителями. Как выглядят герои мультфильмов, как они себя ведут, как разговаривают, чему учат, какие ценности вложены в сюжеты — все это заботит нас и требует нашего внимания. Это исследование для нас — способ узнать предпочтения детей и родителей, понять, какие мультфильмы нравятся аудитории, и что можно сделать, чтобы наши анимационные проекты стали еще более интересными, полезными и востребованными».

Исследование проводилось в марте – мае 2023 года. В опросе приняли участие более 1200 родителей детей в возрасте от 2 до 8 лет, а также две фокус-группы с этой же целевой аудиторией. В рамках исследования были проведены глубинные интервью родителей и детей, а также опрошены 20 экспертов и 10 родителей для составления рейтинга топ-25 картин, имеющих влияние на детей. Исследование проводилось Национальной Медиа Группой в рамках деятельности Альянса по защите детей в цифровой среде. / RDT-info.ru

Выбор редактора:

Просмотров: 3151