Борис Кац, сеть «Леонардо»: «Ритейлеры теперь в дефиците: как ритейлеры и девелоперы будут выживать после кризиса»

Печать
22-10-2020 09:12 | RDT-INFO.RU

17602 2Две волны пандемии коронавируса, последовавшие режимы самоизоляции и прочие ограничения подкосили бизнес ритейлеров. Осенью и зимой 2020 года многие из них обанкротятся, а торговые центры частично опустеют.

Что поможет самым стойким ритейлерам и девелоперам выжить? Своим мнением делится Борис Кац, председатель совета директоров сети «Леонардо».

«Арендаторы – это те, кто приходят на все готовое. Они не создают добавленной стоимости», – написал у меня в Facebook один управляющий торгового центра. «Девелоперы — дармоеды, эксплуататоры арендаторов», — часто слышно с другой стороны. Особенно часто это звучало в карантин. Правда, как обычно, намного сложнее.

Три типа ритейлеров

На самом деле ритейлеры очень разные. Условно их можно отнести к трем типам:

Перепродают чужой товар. Характерные примеры: «Ашан», «Пятёрочка», «Магнит», «Петрович», «Леруа Мерлен», «Детский мир», «Связной», «М. Видео», DNS, Кант.
Создают свой дизайн товара, продают товары своих марок и их продвигают: «ВкусВилл», Inditex (Zara и тд), UNIQLO, H&M, «Глория Джинс», «Эконика», «Декатлон», «Остин», Finn Flare , Baon и др.

Производят свой товар и продают его: «Алёнка» (шоколад), «Великолукский мясокомбинат», Ralf Ringer, Mr. Doors, «Кухни «Мария», «Штолле» и т.д.
Очевидно, что большинство ритейлеров не принадлежит строго к какому-то одному виду.

Например, «Глория Джинс» когда-то была в первую очередь производственной компанией. Сейчас же швейное производство составляет лишь небольшую часть ее бизнеса. «Спортмастер» продаёт и чужие товары, и существенную долю своей СТМ.

Стратегии выживания для ритейла

Создать нового крупного ритейлера очень сложно. Нужны огромные инвестиции. Разберёмся, как создаются компании каждого из типов:

1. Чтобы стать успешным «перепродавцом», надо перепродавать лучше других. А как это сделать, когда конкуренты уже продают товар по всей стране, имеют огромные объемы продаж и солидные скидки от поставщиков за объемы продаж? Как сразу выйти на большие объемы?

2. Производить? А как и кому продавать? Открытие своего производства — это эффективный шаг, если вы закупите качественное дорогое оборудование и сразу будете выпускать большие объемы с низкой себестоимостью. Но это большие единовременные инвестиции. Инвестировать одновременно в оборудование и розницу? Еще сложнее, ещё больше сумма инвестиций.

3. Таким образом, почти единственный путь сегодня — это разработка собственного уникального дизайна товаров и его размещение на действующих производствах, контрактное производство. Но это путь такой же сложный, как подъем на Эверест — вдоль тропы лежат останки тех, кто не дошел. Хотя некоторым, как, например, «12storeez», это удалось.

Качественный и быстрый контрактный производитель — очень редкая история. В Азии дешево, но производство займет долгое время, а следить за качеством будет очень сложно. В России совсем мало контрактных производств. Кроме того, новый заказчик с небольшими объемами не вызывает огромного энтузиазма ни у российских, ни у азиатских производств.

4. Ещё один возможный путь — создание совершенно нового товара, который пока никто не производит. Но где же такой товар найти?
Для создания новых дизайнов, продуктов, рецептур нужны дизайнеры и технологи, а они и на действующих производствах на вес золота, переманить их почти невозможно. Да и чем стартап может их переманить?

Какие можно сделать выводы?

Массового появления новых ритейлеров в ближайшее время ждать точно не стоит. Если кто-то и появится, то это, скорее, будет случайностью, исключением из правил. Инвестиции в новые розничные проекты настолько велики и рискованны, что мало кто на них пойдет.

У инвесторов из розницы сейчас нет денег, для инвесторов со стороны нет причин инвестировать – риски очень велики, доходность инвестиций маленькая.

17602

Почему многие из ритейлеров не выживут: три причины

А вот причины для сокращения количества ритейлеров есть. Во-первых, карантин сильно ударил по бизнесу ритейлеров. При этом из-за ошибочного ОКВЭД многие из них не получили никакой помощи. Их убытки огромны. Любая осечка, задержка платежа приводит к срыву сроков поставок. И они сорваны. Поэтому осенью и зимой мы будем наблюдать пустые полки у многих компаний.

Но даже те, кто получил помощь, все равно сократили объемы заказов или не вовремя их отправили/оплатили. Они потеряют часть выручки или вовсе лишатся прибыли от деятельности в 2020 году. Значит, им нечего будет вкладывать в развитие — открытие новых точек. Нет прибыли — нет инвестиций (весь рынок знает, что и до всяких карантинов было множество сетей, работавших в ноль, без прибыли). И даже если кто-то из них решит обратиться за кредитом в банк, при отсутствии прибыли он, скорее всего, получит отказ или недостаточную для развития сумму.

Ну и третье. Продажи уходят в интернет: как на свои сайты ритейлеров, так и на маркетплейсы.

Все это приведет к закрытиям, банкротствам ритейлеров и появлению свободных помещений даже в популярных ТЦ. И мы это уже видим.
Кроме того, жизнь ритейлерам осложняет то, что у ряда маркетплейсов появилась возможность торговать беспошлинно, используя эксперимент с бондовыми складами (Таможенный склад, на котором ввезенные товары хранятся под специальным таможенным контролем, но без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов и без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения) в Татарстане.

Особенно сильно это бьет по ритейлерам, занимающимся перепродажей чужих товаров, дорогих, компактных (например, электроника, одежда, товары для дома и т.д.). Для них этот российско-китайский маркетплейс — это не еще один канал сбыта, а прямой конкурент, убийца бизнеса.
Единственное светлое пятно – это некоторый переток не потраченных на зарубежные отпуска денег в розницу. Сейчас положительное влияние ощутили на себе сети электроники, но это временное явление. Причин для падения выручек от уменьшения доходов населения – больше, чем причин для роста.

Что делать арендодателям

Арендодателям надо быть гибкими и не убивать курицу, несущую золотые яйца, то есть своих арендаторов. Гибкость, умение договариваться и находить компромисс становятся все более важными качествами для управляющих торговых центров.

Возможно, им стоит обратить внимание на сегменты, которые все равно продолжат развитие — например, на неудобные товары для интернет-торговли, а также мелкие и недорогие товары (канцтовары, товары для хобби и творчества, сети с фиксированными ценами, сети распродаж и офф-прайс). Кроме того, имеет смысл рассмотреть фирменную розницу от производителей.

Закрытие части магазинов у действующих сетей и почти полная остановка развития (открытия новых магазинов) приведут к рекордному росту вакансий — свободным площадям и падению доходов владельцев недвижимости. Сохранение арендаторов — это способ уменьшить долгосрочные убытки ценой кратковременных потерь.

Новым ТЦ быть

А вот инвестиции в новые девелоперские проекты будут, и они будут успешны. Успех девелопера больше чем на 70% зависит от трех P: Place, Place and Place (место, место и место). К услугам девелопера выбор временных команд и консультантов, привыкших к проектной работе. Сделать хороший проект, нарисовать дизайн и расположение арендаторов, проекты, получить согласование — на все есть армия профессиональных подрядчиков. Это стандартная и привычная практика – работа на проекте (что в среднем не принято в рознице).

Низкие процентные ставки по кредитам дают возможность эффективно реализовывать девелоперские проекты, даже с низкими ставками аренды и даже — кошмар! — с отделкой помещений под ключ для всех якорных арендаторов.

Именно сейчас можно купить отличные, удобно расположенные земельные участки по реальным ценам и, используя низкую стоимость денег, заложить в ТЦ правильные концепции: c большой долей якорей, удобные для клиентов и арендаторов, c большими площадями под общепит и развлечения. Над новыми проектами не будет висеть Дамоклов меч огромных ставок и валютных кредитов. В бизнес-план можно сразу закладывать расходы на отделку и серьезные затраты на маркетинг. В торговых центрах до сих пор не представлено множество специализированных ритейлеров: собственники не предусмотрели их в планах, а им нужны специальные условия и помещения для якорей.

Можно прогнозировать, что в некоторых крупных городах будут появляться все новые и новые девелоперские проекты. Это приведет к увеличению дисбаланса спроса и предложения на рынке аренды в устаревших и закредитованных торговых центрах. Слабым объектам будет сложно… Пишет «New Retail»

Выбор редактора: