Бизнес, который выжил: как компании Южного Урала, имеющие отношение к рынку детских товаров, приспособились к коронакризису |
![]() |
20-01-2022 08:53 | RDT-INFO.RU | |||
«Деловой квартал» опубликовал подборку лучших материалов прошедшего года – яркие, эмоциональные, полные отчаяния и надежды истории выживания компаний из разных сфер бизнеса во время пандемии и локдауна. Со своими важнейшими уроками коронакризисного года и новыми векторами развития в списке оказались в том числе представители бизнеса, имеющие отношение и к рынку детских товаров. Во время пандемии в режим «хоум-офис» вынуждено перешли даже наиболее консервативные виды бизнеса. Малый и средний бизнес пострадал гораздо серьезнее, чем крупные предприятия. Так, настоящим испытанием на прочность локдаун стал для розничной торговли. Екатерина Железнякова, руководитель направления по развитию ритейла обувной компании «Юничел»: — Фабрика простояла полтора месяца. Магазины в полном составе и в полном объеме открылись только в июле-августе. Что будет после локдауна, спрогнозировать было сложно, люди начали активно осваивать покупки через интернет. Онлайн-продажи выросли и в интернет-магазине бренда — в два раза, и на площадках-маркетплейсов — в два с половиной раза. Но удельный вес онлайн-продаж в общем объеме реализации в пределах 5%. Все равно «качают» обычные магазины. В онлайн «Юничел» пришел не так давно: для профессиональных обувщиков это нонсенс, что обувь можно покупать без примерки. А если колодка не подойдет? Качество можно оценить, только повертев обувь в руках. Удобство оценить — только примерив. Но уровень сервиса в онлайн-магазинах сильно вырос за последние несколько лет: понравившуюся модель можно заказать для примерки в нескольких соседних размерах с бесплатной доставкой.
В один прекрасный день Wildberries может объявить о принудительной скидке в 50% по всей площадке, и представленная там обувь будет стоить дешевле, чем в рознице. Производитель повлиять на это не в силах, более того, этот аттракцион неслыханной щедрости — за его счет. Остается только принять правила игры, как и то, что мир изменился. Присутствие на площадках-маркетплейсах — это уже не только про новые каналы сбыта, но и про имидж, узнаваемость бренда. Если тебя там нет, тебя нет в принципе.
Приятная потребительская истерия после изоляции позволила несколько выровнять потери, полученные за время простоя. За второе полугодие многие магазины «нагнали» план и, в общем и целом, сеть закончила год с не слишком страшной просадкой — в пределах 10%. Но сейчас, когда, казалось бы, все самое страшное позади, начинаются непростые времена. Можно бесконечно долго говорить о том, что покупатель стал цифровизированнее, избирательней, требовательней (так оно и есть), но прежде всего покупатель стал беднее. Уровень реальных доходов населения стабильно снижается последние 10 лет, это наглядно подтверждают цифры статистики. Особенно остро ощутили это бренды, работающие в эконом-сегменте.
Сократилась длина чека: покупают всего одну пару вместо двух, трех, как раньше. Берут максимально универсальную обувь, все чаще — спортивную по дизайну. Придирчиво выбирают по соотношению цены и качества. Легкий тренд «куплю за тыщщу — через год выброшу» ушел. Сейчас уже очевидно, что чуда не произошло: рынок быстро не восстановится, трафик в магазинах резко упал, показатели продаж не слишком обнадеживают. В 2020 году мы закрыли 40 магазинов, которые демонстрировали не лучшие показатели продаж. В целом, это органический процесс, так происходит каждый год. С той лишь разницей, что критерии оценки стали гораздо строже: в «жирные» времена магазин можно было бы подержать какое-то время, дать время на раскрутку и наработку аудитории. Сейчас такой возможности уже нет. Торговые точки, не показавшие гарантированно быстрых результатов, закрываем. Как правило, это магазины, расположенные в районах с офисными центрами: кто-то до сих пор сидит на удаленке, кто-то вообще съехал, потому что нечем платить за аренду. И непонятно, сколько продлится эта ситуация. Тем не менее, открываются и новые магазины, с той же оговоркой, что в выборе мест стали осторожнее: встаем только там, где риски равны нулю. Взяли курс на торговые комплексы, все-таки концентрация трафика — именно там. Хотя сейчас основную долю фирменной сети занимает стрит-ритейл. Он, кстати, очень сыграл нам на руку во время самоизоляции: отдельным магазинам разрешили открыться на пару месяцев раньше, чем комплексам. Это время мы работали практически без конкурентов. К тому же обувь «Юничел» всегда воспринималась как «неубиваемая», универсальная и при этом недорогая. В линейке нет ультрамодных моделей — это комфортная обувь на каждый день, та самая единственная пара, которая «и в пир, и в мир, и в добры люди». Брендам, в ассортименте которых львиную долю занимала офисная обувь, пришлось гораздо сложнее — спрос на офисные модели, туфли на высоком каблуке сильно снизился. Государственный кредит в 2% очень помог в мае-июне прошлого года многим предприятиям. Спасительной эта мера оказалась и для обувной фабрики: удалось сохранить уникальных специалистов, которых просто так, с улицы, не наберешь. Да и в ритейле тоже остались на плаву в самый низкий сезон. Непросто во время локдауна пришлось и самому большому книжному магазину Челябинска. Ольга Вахитова, директор «Библио-Глобуса» о том, как изменились читательские предпочтения и вообще книжный бизнес за это время: — Больше трех месяцев не работали, как и весь торговый комплекс. Кто мог предположить, что случится такое? Я никогда прежде не видела мертвого торгового центра: все закрыто, темные витрины, пустые торговые залы, только эхо шагов раздается. Полное ощущение апокалипсиса. Конечно, в 2020 году выручка снизилась: тут и вынужденное закрытие сказалось, и то, что покупательская способность упала — затаив дыхание, наблюдали, как цифры постепенно набирали обороты. Надо отдать должное, мы в пандемию получили определенные дотации, которые позволили хотя бы свести концы с концами в то время, пока магазин был закрыт. Но все равно хотелось бы ощущать поддержку государства в большей степени. Недавно, кстати, прозвучало предложение убрать НДС с детской и учебной литературы — вот если эта инициатива Книжного союза будет поддержана правительством, то это будет иметь самые благоприятные последствия для книгоиздательского бизнеса, книги станут для конечного потребителя на 20-30% дешевле — а это очень чувствительная разница. Книжный бизнес в принципе крайне непростой, и жаль, что книга сейчас рассматривается по большей части как товар. А это не столько товар, сколько прежде всего культурное наследие, связь между настоящим, прошлым и будущим. «Первое выставочное объединение» организует отраслевые выставки в Челябинске с 2007 года, включая выставку детских товаров «Материнство и Детство», но с настолько глубокой просадкой, как в ковидный год, отрасль столкнулась впервые. Основатель и директор «Первого выставочного объединения» Светлана Мещерякова о том, как трансформируется выставочная деятельность с учетом новых реалий: — Сказать, что пришлось сильно скорректировать планы — это вообще ничего не сказать. Фактически на год просто выключили бизнес. Провели всего одно мероприятие за целый год — хорошее, достойное. А потом банально пытались выживать, проводя различные уличные ярмарки. Чтобы хотя бы было, чем людям зарплату платить. Вся выставочная деятельность свернулась же еще в начале марта, еще до официального объявления локдауна. Вышел запрет на проведение массовых мероприятий с численностью более 50 человек. Успели провести в марте в полном формате только форум «Умный город», а традиционную «Ярмарку недвижимости» — уже фактически полуподпольно, с массой ограничений. У меня сильная интуиция, и первая мысль, которая пришла на ум: разгоняй всех к чертям, закрывай офис, это надолго. Через год начнешь заново с нуля. Хотя все вокруг еще не понимали серьезности ситуации и были полны надежд. И я как-то уговорила себя: ничего, и не такое видали, прорвемся как-нибудь, не паникуй раньше времени. Я за прошлый год все стадии прошла: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие… Я же предприниматель со стажем, уже не первый кризис переживаю, но все-таки так тяжело не было никогда. Никогда. Хотя, может быть, и терять-то особо раньше нечего было. А в локдаун я только благодаря психологу не сошла с ума — это совершенно искренне говорю, без всякого преувеличения. Потому что ты работаешь с полной отдачей 15 лет, строишь успешный бизнес — и в один прекрасный момент он заканчивается. И не потому, что ты дурак или где-то допустил промах. А просто потому, что так сложились обстоятельства. И самое страшное: пришлось расстаться с большей частью команды. Я уже проходила через этот тяжелый опыт во время прошлого кризиса и отчетливо осознавала, что это вынужденная мера, без которой просто не выплыть. Из тридцати человек в коллективе сегодня осталось десять. И то это мы уже добрали немного. А были месяцы, когда в офисе сидело четверо. И это при том, что у нас текучки фактически нет, люди по десять лет работали. Каждого отрывала от сердца. Это невероятно тяжело морально. Поэтому даже не буду сейчас пытаться хорохориться и сочинять, как мы легко и без потерь перепрыгнули 2020 год. / RDT-info.ru Выбор редактора: |
|||
Просмотров: 725 |