«Эксмо»: себестоимость книжного производства продолжает дорожать

Печать
01-12-2022 08:53 | RDT-INFO.RU

Российский издательский рынок столкнулся не только с удорожанием производства, но и с существенным сокращением предложений со стороны западных правообладателей, пишут «Известия».

рынок детской литературы проблемы перспективы мнения

Гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев рассказал о том, что «книжный рынок ощутил на себе все изменения и новые условия, которые претерпела российская экономика за последние месяцы».

— Можно сказать, что индустрия переживает одновременно все кризисы последних десятилетий. Среди них — дефицит бумаги, рост цен на типографские услуги, при этом покупательная способность читателей падает.

Эксперт отметил, что себестоимость книжного производства еще в марте подорожала на 25–30%, этот рост стал рекордным за последнее десятилетие.

Острее всего дефицит ощущается в сегменте высококачественной мелованной бумаги, предназначенной для печати альбомов, детских книг и подарочных изданий: она в основном поставлялась из Финляндии. Но сегодня эти цепочки поставок прерваны. Что же до сотрудничества с азиатскими производителями, то, по признанию игроков книжного рынка, пока переговоры с ними не принесли значительного успеха.

— Российские издательства будут приостанавливать выпуск определенных книг, которые обычно печатались на мелованной бумаге. Остальные сорта (газетная, офсетная и типографская) все производятся в России, и дефицита в них нет, — пояснил Евгений Капьев.

Еще один фактор подорожания — рост стоимости типографских услуг. По данным «Эксмо», он составил от 30 до 50%. Типографии испытывают сложности с оборудованием, так как поставки из Европы приостановились; а работа с китайскими и индийскими производителями имеет целый ряд особенностей: например, их техника не соответствует стандартам качества, и пока нет устойчивых каналов поставки.

— Именно бумажные книги определяют состояние рынка и составляют более 80% прибыли издательств. Объем книжного рынка в 2021 году, без учета цифровых книг, составил 269 млн экземпляров. В 2022 году он достигнет лишь 252 млн, — отметил Евгений Капьев.

Елена Дорофеева из издательства «Городец» добавила, что качественное издание сегодня может стоить от 700 рублей до 1000. Мы изо всех сил стараемся удерживать цены — например, делая бумагу тоньше или экономя на ее качестве. «Но на детской литературе так экономить просто нельзя…», — заключила она.

Меняет российский книжный рынок и уход западных правообладателей: в портфеле издательств доля иностранных авторов в среднем составляет около 30–40%, а некоторых доходит и до 90%.

— Сегодня мы фиксируем сокращение предложений со стороны западных правообладателей более чем вдвое. А текущие договоры, по которым работают российские издательства, могут быть не продлены. Освободившуюся нишу могут занять «пираты» — те самые, с которыми отрасль успешно боролась на протяжении последних 20 лет, обеспечивая национальным и иностранным авторам и правообладателям стабильные доходы, защищая их права, — указывает Евгений Капьев.

Найти замену известному имени в издательском деле не так просто, говорит Елена Дорофеева. Даже если книга «выстрелила», то без столь же удачного продолжения автора быстро забудут. Создать из «способного-перспективного» писателя популярное имя, чьи книги будут стабильно покупать и читать, даже при хорошем маркетинге, — это дело даже не года, а нескольких лет, рассказывает она.

При этом Евгений Капьев отметил, что поиск новых российских имен уже демонстрирует большие успехи во всех жанрах, включая young adult, фэнтези и комиксы.

— Одна из самых активных читающих целевых групп сегодня — молодежь до 26 лет. Они предпочитают бумажные книги — в топе продаж «манга», графические романы, так называемая подростковая литература.

Впрочем, больше всего представители издательской отрасли опасаются, что дальнейшее подорожание книг неминуемо приведет к снижению уровня чтения в России. / RDT-info.ru

Выбор редактора: