Проект изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011) проходит процедуру публичного обсуждения. Он выложен на правовом портале Евразийского экономического союза. Это проект изменений № 3, который включил в себя поправки, предложенные, в том числе, ТК 181.
Среди поправок, которые вошли в проект изменений № 3 в редакции, предложенной экспертами Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, - уточнение требований к защитно-декоративному покрытию и поверхностному окрашиванию, а также гигиенических показателей.
В обнародованном проекте изменений появились новые термины: «мягконабивная игрушка», «электромеханическая игрушка», «погремушка», «летающая игрушка», «устройство воспроизведения фонограмм». Также дана трактовка термина «ароматизированная игрушка», который имеет следующее пояснение: «игрушка или часть игрушки, обработанная пищевыми и натуральным ароматизатором». Термин относится к оценке детских товаров по органолептическим показателям (запах образца и водной вытяжки) для ароматизированных игрушек. В этой части регламента было много поправок со стороны ТК 181, но изменения приняты частично и выложены для публичных обсуждений в отредактированном варианте.
В проекте изменений № 3 отражены также требования к таким не так давно появившимся на рынке видам игрушек, как настольные игры для развития обоняния, косметические наборы, вкусовые наборы крупногабаритные игрушки.
Кроме того, в проекте было учтено предложение Росаккредитации России о необходимости исключения из ТР ТС 008/2011 показателей бензальдегида в связи с отсутствием токсического действия и широким использованием в качестве ароматизатора в пищевых продуктах, косметике, фармацевтике, мыле, а также железа в связи с присутствием его в питьевой воде.
Тем не менее, принципиальные поправки, о которых немало говорили эксперты ТК 181, не нашли отражение в проекте изменений № 3. Так, относительно снятия ограничений на использование вторичного сырья при производстве игрушек, а также указания типа сырья в целях вторичной переработки и утилизации, эксперты не пришли к единому мнению. В результате в проект этот пункт вошел без изменений. При этом было принято решение провести дополнительные исследования, на основании которых вопрос использования вторсырья при производстве игрушек будет скорректирован.
Члены ТК 181 не случайно настаивали на снятии ограничений на использование вторсырья при производстве игрушек. Дело в том, что данные требования отражены в целях устойчивого развития и проектах государственного регулирования отходов, в частности, принятой в РФ реализации концепции расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). Между тем, на данный момент в нашей стране большое внимание уделяется повышению цикличности в экономике, например, посредством использования переработанных, но химически безопасных материалов для производства новой продукции, включая игрушки. Запрет на использование вторичного сырья ограничит добросовестных производителей (например, производителей растительного пластика).
Все эти аргументы, к сожалению, не были приняты во внимание рабочей группой, занимающейся редакцией проекта изменений № 3 в технический регламент «О безопасности игрушек». А также не учтено, что в аналогичных технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции») нет требований о запрете использования вторичного сырья.
Впрочем, в рамках общественных слушаний можно еще раз обратить внимание коллег по разработке технического регламента на тот безусловный факт, что международные стандарты игрушек (EN 71, ISO 8124 и ASTM F963) разрешают использование переработанных материалов при условии, что они соответствуют тем же химическим требованиям, которые применяются к первичным материалам. А среди задач, стоящих перед разработчиками регламентов, одной из важных является гармонизация национальных регламентов с международными, чтобы обеспечить свободную торговлю между странами Евросоюза.
Компромиссным решением могло бы стать включение в ТР ТС 008/2011 изменений в форме указания на то, что в игрушках допускается применение вторичного сырья при условии, что каждая единица продукции соответствует требованиям химической безопасности. При этом очень важно обеспечить соответствие игрушек строгим химическим требованиям, независимо от источника происхождения материалов, из которых они произведены.
Что же касается дополнительных исследований, которые требуются для того, чтобы снять ограничения на использование вторсырья при производстве игрушек, то АИДТ совместно с заинтересованными предприятиями промышленности и научно-исследовательскими институтами уже дала старт научно-исследовательской работе по использованию вторичных материалов, прекрасно понимая, что для перехода промышленности детских игр и игрушек на принципы устойчивого развития, «зеленой» промышленности и механизма рециклинга, а также внедрения расширенной ответственности производителей, требуются научно-обоснованные доказательства безопасности игр и игрушек из вторичного сырья для применения их детьми.
Не вошло в проект изменений № 3 и предложение АИДТ по исключению дополнительного исследования на лабораторных животных в случаях получения отрицательного результата по индексу токсичности, хотя в Европе давно пользуются исключительно методиками in vitro. При доработке данный пункт исследования на животных оставили в качестве арбитражного при согласовании с заявителем, несмотря на то, что данные требования отражены в целях устойчивого развития и кодексах добросовестных практик международных производителей игрушек и организаций торговли. Российские экспортеры уже столкнулись с рядом торговых барьеров, связанных с тем, что в ЕАЭС неприменимы такие исследования в игрушках и детских товарах.
Также не было принято замечание ТК 181 о некорректном разделении уровней озвученных игрушек по возрастам, поскольку риск воздействия звука в первую очередь зависит от звуковой функции игрушки, длительности воздействия шума, расстояния игрушки до пользователя, расположение игрушки относительно органов слуха при применении по назначению.
По всем пунктам изменений сейчас могут высказаться специалисты и все заинтересованные лица, которые используют регламент в своей постоянной работе.
Дата окончания общественного обсуждения: 25 февраля 2022 года.
Ознакомиться с проектом изменений № 3 и отправить свои предложения и замечания можно на правовом портале Евразийского экономического союза.
Кроме того, комментарии, замечания, предложения можно направить до 31 января 2022 года по адресу –
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
, так как Ассоциация предприятий индустрии детских товаров является официальным членом рабочей группы по внесению изменений в ТР ТС 008/2011 и собирает замечания участников индустрии и готовит консолидированные предложения в адрес ЕЭК.
Шаблон предложений к проекту
Проект изменений № 3 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)
Пояснительная записка к проекту изменений № 3
Справочно
Технический комитет по стандартизации «Игрушки и товары для детства» (ТК 181) – сообщество заинтересованных во взаимодействии организаций и органов власти при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации в сфере деятельности индустрии товаров, услуг и сервисов для детей и семей с детьми.
Структура ТК представлена референтными группами: экспертными организациями в сфере стандартизации, профильных научно-исследовательских организаций, экспертами испытательных лабораторий и сертификационных центров, аккредитованных на соответствующие технические регламенты, специалистами в сфере технологий и производственных процессов промышленности детских товаров, представители профильных министерств и ведомств. Сообщает «АИДТ»
Выбор редактора:
|