«Медиа-НН»: как действовать ритейлеру или производителю, если поступили требования по факту нарушения интеллектуальных прав?

Печать
21-01-2022 08:39 | RDT-INFO.RU

Сегодня в нашей стране развернута широкая кампания по борьбе с нарушением интеллектуальных прав. Проходит она как в оффлайн ритейле, так и в секторе интернет-торговли. Эта кампания вполне обоснована: контрафакт серьезно тормозит развитие лицензионного рынка и снижает прибыли правообладателей. Получается, что их вложения в борьбу с пиратами с лихвой окупаются продажами лицензионных, законных товаров. Крупные и мелкие ритейлеры по всей стране получают претензии от правообладателей, платят штрафы и несут убытки. Некоторые – закрываются. Специалист юридической компании «Медиа-НН» Кристина Майорова рассказала, как нужно действовать ритейлеру или производителю, если он получил «письмо счастья» с претензией о нарушении интеллектуальных прав, и дала важные ссылки для проверки поступившего документа.

19400

Как правило, претензионные требования направляются почтовым отправлением по юридическому адресу нарушителя (адресу регистрации). Следует обратить внимание, что неполучение корреспонденции влечет неблагоприятные последствия для адресата: нарушитель попросту может не знать о том, что в отношении него инициированы действия по привлечению к ответственности и ведется исковое производство. В связи с этим советуем отслеживать корреспонденцию по месту регистрации. Также индивидуальный предприниматель или юридическое лицо могут узнать о том, что в отношении них возбуждено исковое производство, обратившись к сервису «Картотека арбитражных дел» (https://kad.arbitr.ru/), указав свой ИНН/ОГРН или наименование в графе «Участник дела». Таким образом, можно найти информацию о гражданских делах, в которых индивидуальный предприниматель или юридическое лицо являются одним из участников судебного процесса.

Получили претензию. Что важно сделать?

В направляемых в адрес нарушителя претензии, либо иске, указываются обстоятельства, которые послужили основанием для их направления, нормативное обоснование и требования.

Получив претензию, вам необходимо совершить следующие действия:

1. Детально изучить содержание документа.

Важно проверить информацию, которая указана в претензии. На что необходимо обратить внимание: кому адресованы документы (Вы ли это?), ведется (велась) ли деятельность, которая послужила основанием для предъявления требований. Возникают случаи, когда претензия направляется лицам, которые не причастны к допущенному нарушению по различным причинам, например, ошибка в адресе, по которому направлено письмо с требованием.

2. Изучить документы, которые приложены к претензии.

К примеру, если требование предъявлено относительно незаконного использования товарного знака или патента, то необходимо проверить информацию о владельце соответствующего объекта интеллектуальной собственности, сроках его действия в разделе «Открытые реестры» на сайте Федерального института промышленной собственности (https://www.fips.ru/registers-web/) .

В случае, если информация не подтверждается или необходимы дополнительные документы, мы рекомендуем связаться по контактам, которые указаны в претензии, и запросить недостающие документы и информацию.

3. В том случае, если требования правообладателем предъявлены обоснованно, советуем оперативно связаться с Правообладателем или его представителем и уточнить информацию о возможности досудебного урегулирования возникшего спора.

Следует иметь в виду, что в случае, если нарушитель не откликнется на полученную им претензию и не урегулирует спор с правообладателем в течение 30 дней с даты направления в адрес нарушителя претензии, правообладатель по истечении указанного срока обратится с исковым заявлением в суд. Это повлечет для правообладателя дополнительные расходы, которые в конечном итоге, скорее всего, будут возложены на нарушителя. В связи с этим урегулирование ситуации по факту допущенного нарушения на досудебной стадии позволит нарушителю избежать дополнительных финансовых затрат. Досудебное урегулирование, как правило, оформляется соответствующим соглашением.

4. В случае, если по какой-либо причине не удалось урегулировать спор на претензионной стадии и судом принято к рассмотрению исковое заявление, ответчику необходимо соблюсти нормы процессуального законодательства и направить в суд свои возражения по существу заявленных исковых требований и представить доказательства, обосновывающие данные возражения.

Исходя из норм законодательства складывающейся судебной практики по данной категории споров Истец должен доказать наличие у него исключительных прав на объект интеллектуальной собственности и факт использования объектов интеллектуальной собственности Ответчиком, а Ответчик должен доказать правомерность использования объекта интеллектуальной собственности. В случае если ответчик считает, что требования в его адрес предъявлены необоснованно, в возражениях можно указать и представить в суд цепочку документов, которые будут подтверждать факт введения данной продукции в гражданский оборот с согласия правообладателя или письма от правообладателя/лицензиата, которые подтверждают легальность товара.

5. Важно помнить, что подача искового заявления в суд не исключает возможности урегулирования спора посредством заключения мирового соглашения, которое будет утверждено судом.

Между тем, в отличие от досудебного урегулирования спора, при заключении мирового соглашения Ответчик будет вынужден нести дополнительные расходы: оплата 30% от суммы государственной пошлины, оплаченной истцом, могут быть и иные расходы. Кроме того, сумма компенсации по мировому соглашению, как правило, выше, чем сумма, на которую готов правообладатель при досудебном урегулировании спора. Это обусловлено дополнительными трудозатратами, связанными с ведением судебного процесса.

Итак, в случае получения претензии/иска не нужно его игнорировать. Наоборот, рекомендуем связаться с Правообладателем или его представителем и уточнить возможность урегулирования спора, как в досудебном порядке, так и в судебном. Стоит отметить, что урегулирование спора в досудебном порядке, зачастую получается на более выгодных для обеих сторон условиях, чем при заключении мирового соглашения в суде.

Как не попасть на иски?

К лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, предъявляются повышенные требования, невыполнение которых может повлечь за собой серьезные последствия. Поэтому мы рекомендуем очень ответственно подходить к ведению предпринимательской деятельности.

Чтобы удостовериться в отсутствии нарушения прав третьих лиц на товары с изображением персонажей, вы должны получить необходимую информацию от своих контрагентов.

Необходимо проверять документы на приобретаемую продукцию, уточнять информацию о производителе и лицензиате, требовать предоставления цепочки документов, которые будут подтверждать факт введения данной продукции в гражданский оборот с согласия правообладателя.

В соответствии со статьей 10 Закона РФ «О Защите прав потребителей» на товаре в обязательном порядке должна содержаться информация об адресе (месте нахождения), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортере. Также практически во всех случаях правообладатели требуют обязательного указания на лицензионной продукции информации о правообладателе и знака охраны «©». Как правило, на контрафактной продукции указанная информация отсутствует, что является одним из признаков, по которому можно отличить легальную продукцию от контрафактной. В случае возникновения сомнений в легальности продукции, предприниматель также может обратиться к правообладателю либо уполномоченным им лицам с просьбой подтвердить легальность.

В том случае, если вы сами хотите производить товары, оказывать услуги с использованием объектов интеллектуальной собственности, то необходимо заключить лицензионный договор с Правообладателем. Практика показывает, что, нарушение интеллектуальных прав влечет ощутимую для предпринимателей ответственность, в связи с чем торговля контрафактной продукцией несет в себе риски, которые себя не оправдывают. Сообщает «Вестник лицензионного рынка»

Выбор редактора: