Президент АИДТ: о регулировании трансграничной интернет-торговли детскими товарами

Печать
11-06-2021 07:56 | RDT-INFO.RU

18452Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина рассказала об эксперименте ЕЭК по регулированию трансграничной интернет-торговли.

С 1 июля стартует эксперимент ЕЭК регулирования трансграничной интернет-торговли, соответствующее распоряжение Совет ЕЭК подписал 5 апреля 2021 г. № 7.

- О регулировании трансграничной торговли дискуссия идет давно и все уже поняли, что оно неизбежно, но также были опасения как это будет в действительности, что произошло. Отлично сегодняшнюю ситуацию описывает расхожая фраза «дьявол кроется в деталях». Я и наши коллеги понимали, что детские товары ждут две крайности, либо они будут первыми в регулировании, либо, на что мы и надеялись – последними. Чуда не случилось и первой пилотной группой стали «мои бедные игрушки». Декларируется значительное расширение товарных групп, включаемых в эксперимент.

— Что не так в проводимом эксперименте?

— Акцент в распоряжении сделан на необходимости подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным законодательством ЕАЭС, т.е. Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). Думаю, что многие из ведомств, очарованные этим обстоятельством и желанием избавить детей от некачественных детских игрушек, с чувством выполненного долга согласовали проект распоряжения.

За кадром осталось то, что происходит это не в форме обязательной сертификации в аккредитованных органах и лабораториях, а в виде нотификации, т.е. простого письма руководителя о подтверждении соответствия требованиям. Глупый вопрос, а кто-то перевел регламент, стандарты и методики на иностранные языки с подтверждением эквивалентности требований? Ответ очевиден.

А тем временем, основная суть эксперимента – развертывание бондовых складов и введение преференциального режима для интернет-заказов физических лиц.

Бондовые (или свободные) склады — площадки, где импортный товар можно хранить неограниченно долго без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов. Юридически такой склад приписан к одной из таможен, и формально товары не пересекают таможенную границу России до того, как покинут склад.

В первую очередь бондовые склады выгодны для интернет-магазинов, ввозящих товар из-за рубежа: для их клиентов существенно сокращается время доставки покупок, от нескольких недель до 1–2 дней. Сами же ритейлеры могут платить налоги и сборы только за реально проданный товар, а не за всю ввезённую партию — а то, что не продалось, отправить назад. Таким образом снимается проблема возврата продукции, одно из серьезных препятствий для развития трансграничной торговли. А еще, для таких складов устанавливают отдельные таможенные пошлины и применяют их к товару поштучно.
Эксперты оценивают потенциальный объём рынка российской трансграничной торговли к 2024 году в $10 млрд, из которых $5 млрд придётся на практически отсутствующий сейчас транзит, который будет завязан на сеть свободных складов. В перспективе бондовые склады могут обрабатывать до половины всей трансграничной торговли страны, а цены на проходящие через них товары могут снизиться в среднем на 10%.

Предлагаемый эксперимент направлен исключительно на создание удобного и финансово выгодного механизма ввоза готовых потребительских товаров иностранного производства, закупаемых физическим лицом на иностранных интернет-площадках и получаемых в России, без использования посредников-импортеров, системы международных ВЭД договоров, транспортно-экспедиционной логистики, маркировки, прослеживаемости, защиты прав интеллектуальной собственности и техрегулирования.

— Снизятся цены на игрушки, разве это плохо?

— Снижение стоимости на продукцию – мощный триггер для изменений на рынках, его консолидации, совершенствование товаропроводящих цепочек, оптимизации операционных расходов. По сути, это новые правила игры для его участников. И новые возможности для … лидеров.

Управлять всем этим процессом будет единый оператор электронной торговли. При этом неясно, что мешает указанному лицу действовать в рамках действующего законодательства, как обычному участнику ВЭД, который закупает, ввозит и консолидирует иностранные товары, пользующиеся устойчивым спросом у потребителей на территории РФ.

— А как национальное производство игрушек?

— О встречных изменениях, которые позволили бы российским производителям подготовиться к таким изменениям, никто и не подумал.

Отечественный производитель игрушек, как и прежде, не имеет права даже самостоятельно отобрать образцы для испытаний своей продукции, а должен оплатить работу, транспортные расходы для эксперта и продукции, проводимые испытания лаборатории органе и выдачу сертификата органом по сертификации исключительно в аккредитованной Росаккредитацией. Затем – инспекционный контроль производства и он ежегодный. Стоимость анализа состояния производства (АСП) порой превышает затраты на сертификацию в несколько раз.

Процедура оценки партии продукции идентична, из нее исключается лишь выезд на производство и ежегодный АСП.

Фактически, государства ЕАЭС рассматриваемыми изменениями в ТК ЕАЭС радикально меняют свои сложившиеся и успешно развиваемые подходы к регулированию международной и внутренней торговли, устраняя между национальным потребителем и иностранным производителем все барьеры и существующие механизмы государственного регулирования, все сложившиеся цепочки - импортеров, ритейлеров, традиционной оффлайн торговли, создавая предпосылки к разрушению традиционной внешнеэкономической деятельности в трансграничном обороте сферы готовых потребительских товаров.

Если начать действовать в предлагаемом направлении упрощения трансграничной торговли, логично было бы отказаться в целом или сократить для всего внешнеторгового оборота функции государства в регулировании ВЭД, отказаться от технического регулирования, соблюдения санитарных и иных мер, обязательной маркировки, прослеживаемости, взимания пошлин и налогов в отношении ввозимых товаров. Однако, все эти меры в торговом обороте сохраняются, но исключительно для организаций ЕАЭС.

Данный проект представляет собой серьезную угрозу производителям товаров в России, поскольку к российской продукции будут применяться налоги, регуляторные требования национального законодательства, а к продукции, закупленной физическими лицами в иностранных интернет- магазинах-не будут.

При этом, предлагаемые изменения не содержат никаких результатов и расчетов объемов ввоза товаров физлицами через интернет магазины, не приводятся данные о планах производства в России взаимозаменяемых товаров, нет расчетов о влиянии предложений на ситуацию в сфере производства аналогичных товаров, государственных расходов на обеспечение контроля многих десятков миллионов «посылок» в адрес физического лица вместо контроля крупных товарных партий иностранных товаров. Нет понимания, готова ли наша страна юридически и фактически к контролю оборота, например, контрафактной продукции. Достаточно ли цифровизация проникла в оптовую розничную торговлю, смогут ли традиционные игроки вписать свои бизнес-модели в предлагаемую модель? Думаю, нет.

На мой взгляд, такая деятельность не создает ни рабочих мест, ни добавленной стоимости в цепи поставки, ни инноваций, ни дополнительных налоговых поступлений (как минимум, не взимается НДС, который при обычном торговом обороте уплачивается и компенсируется конечным потребителем при приобретении товара в розничной торговле). Почему в этом случае физлица должны освобождаться от уплаты НДС, если они совершают международную сделку купли- продажи? Слишком много вопросов.

По-моему, она уничижительна по отношению к национальному производителю.

— Что будет делать наше профессиональное сообщество для защиты интересов участников АИДТ?

— Зададим не приятные вопросы, почему не было обсуждения с бизнес-сообществом и процедуры общественного обсуждения. Интересно узнать, как и почему профильное министерство согласовало нашу товарную группу, хотя ранее декларировалось, что продукция со льготным налоговым режимом не будет включаться в процедуру. Как и каким образом будут достигаться показатели, обозначенные в государственной программе развития промышленности, частью которой является и индустрии детских товаров.

Конечно же мы будем инициировать включение дополнительных требований в части соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности.
Настаивать на том, что выпуск товаров с таможенного склада должен происходить с уплатой пошлин по ставкам ЕТТ. Ведь в противном случае, создаются неравные условия с национальным ритейлом, а также нарушаются условия конкуренции и создается несправедливый режим налогообложения российских и иностранных аналогичных товаров, приобретаемых одним и тем же покупателем.

Мы выйдем с предложением отменить сертификацию игрушек и заменить ее декларированием, чтобы требования были соразмерными и справедливыми, а также разработать новые методики оценки по аналогии с требованиями государственной регистрации для продукции для новорожденных, детского питания и иных детских товаров, которые не содержат обременительные требования по отбору образцов и оценки производства.

Обратимся в ФАС с просьбой провести анализ, как это скажется на конкуренции на рынке игр и игрушек.

А также настаивать на необходимости нормативно определить требования в сфере подотчетности и прозрачности результатов проведения эксперимента и экспериментального правового режима, включая публикацию итогов оценки их результативности и эффективности. Нам нужна системная оценка проводимого эксперимента.

Считаю, что это будет по крайней мере честно по отношению к национальному производителю. Если мы декларируем доверие к зарубежному производителю игр и игрушек, то давайте не забудем и про национального.

Мы понимаем и поддерживаем, необходимость создания в ЕАЭС и РФ благоприятных нормативно-правовых, организационных и технических условий для стимулирования деловой активности участников электронной торговли, формирования конкурентной среды и создания комфортного потребительского климата для населения. Но это вовсе не подразумевает создание неравных конкурентных условий ведения бизнеса между российскими и зарубежными интернет-магазинами.

На наш взгляд, это подразумевает упрощение экспортных процедур, решение вопросов, связанных с справедливой налоговой нагрузкой, в первую очередь, в части уплаты НДС, а также регулированием трансграничной торговли и деятельности товарных агрегаторов. Сообщает «АИДТ»

Выбор редактора: