Форменный бренд

Печать
10-09-2009 13:48 | RDT-INFO.RU
Школы приучают учеников к корпоративной культуре через введение обязательной школьной формы. И рынок готов им в этом помочь. Школьная форма, вернувшаяся в учебные заведения несколько лет тому назад, с каждым годом завоевывает все больше сторонников. Если сначала к этой практике обратились отдельные классы гимназий или лицеев, то теперь в форму готовы одеваться в некоторых школах буквально все классы. 

"Мы к этому сложно шли и болезненно, преодолевая серьезное сопротивление, - говорит Наталья КАРТАШОВА, директор школы № 7, где с этого года каждый школьник независимо от класса за парту сядет в обязательной форме, - но мы считаем, что приучать к офисной одежде нужно со школы. Дети должны входить в пространство корпоративной культуры".

Спрос на школьную "корпоративную культуру", едва появившись, сформировал предложение на рынке. И хоть сам рынок школьной формы, по мнению его участников, еще не сложился в полной мере, сегодня нет проблем с выбором школьной одежды ни у продавцов готовой формы, ни у продавцов услуги по ее пошиву. При этом фабричного производства на территории края уже года два не существует, как в принципе не существует и специализирующихся исключительно на этой одежде цехов. Ярко выраженный сезонный спрос при невысокой, в целом, рентабельности сдвигает школьную форму, по данным компании "Даванж", на восьмую позицию по объемам из десяти существующих основных видов заказов в ателье. "Услуга по пошиву школьной формы является дополнительной, - говорят в компании "Шеффлера", - т.к. для ателье не рентабельно развиваться в столь узком направлении. Из этого следует, что уровень конкуренции по индивидуальному пошиву школьной формы низкий".

Тем не менее игроки рынка этой услуги отмечают стабильный рост объемов. Елена ТЕМНЮК, директор салона мод "ТЕТА", говорит о ежегодном росте в 30%, по словам Ирины АЛИНИЧЕНКО, руководителя компании "Нить Ариадны", спрос вырос за несколько лет в четыре раза. При этом растут не только объемы реализации, интереснее и качественнее становится модельный ряд, появились атрибуты, отличающие ученика одной школы от любой другой. "На нашей одежде - фирменные школьные пуговицы со школьной символикой", - говорят в компании "ИМО".

"Пять лет тому назад мы ввели технологию компьютерной вышивки, - говорит Елена Темнюк, - и начали брендировать школьную одежду, изготавливать шеврон, т.е. нашивки с логотипом школы. Сейчас школьные отличительные знаки для одежды становятся очень популярными и заказы на эту услугу выросли в несколько раз. В этом году впервые появились заказы в объемах не отдельных классов, а целых школ. При этом средняя цена на логотип колеблется от 70 до 100 руб., в зависимости от сложности, хотя, конечно, цену для покупателя помимо сложности изготовления изделия, определяют и заказанные объемы. Если заказ рассчитан на 20 человек и более, то можно получить реальное снижение цены". 

Ценообразование на этом рынке - вопрос по понятным причинам исключительно острый. Именно поэтому сегментировать приморский рынок по ценовому признаку пока довольно сложно. В принципе сегменты только начинают формироваться, поэтому говорить сейчас можно разве что о двух возможных вариантах: форме, сшитой по индивидуальному заказу, и о мелкосерийном поточном производстве действующих цехов. Крупные проекты массового производства, способные вывести рынок на принципиально иной уровень в крае, пока находятся в стадии обсуждения. "Одним из путей удешевления готовых изделий мы видим введение единообразной формы во всех школах города, ещё не имеющих утверждённую форму, - говорит директор ООО "ИМО" Александра КОРЧАГИНА. - Наше предприятие готово взяться за эту серьёзную работу".

Но, несмотря на столь условное разделение сегментов, рынку не удалось избежать демпинга. Приносят его, как правило, либо продавцы китайской одежды, либо московские компании, отшивающие изделия в Китае. О качестве продукции, и прежде всего тканей, речь зачастую не идет. Их преимущество в цене. В то же время на качественном натуральном сырье работают в основном местные производители. К тому же некоторые из них уже сейчас готовы следовать требованиям нового Техрегламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, принятого весной нынешнего года, хотя сам документ вступит в силу только через два года. 

"Мы изготавливаем форму из сертифицированных полушерстяных камвольных тканей, - говорит Александра Корчагина, - отвечающих всем требованиям Техрегламента. Ткани проходят проверку в органах контроля. В ближайшем будущем мы планируем провести тестирование родителей и учащихся школ, которые приобрели у нас одежду. Это даст нам возможность ещё больше оптимизировать параметры ткани на последующие заказы".

В качестве тенденции, наметившейся в последнее время, наблюдатели отмечают снижение спроса на услуги по пошиву пропорционально развитию рынка готовой продукции. Тем не менее потребитель, заинтересованный в индивидуальном пошиве даже униформы, не исчезнет ни при каких обстоятельствах. Причина не только в неистребимом желании не утратить индивидуальности в ситуации господства стандарта, но и в невозможности следовать стандарту всем детям без исключения. 

"Одевая школьников, мы столкнулись с проблемой обслуживания нетиповых фигур, - говорит Александра Корчагина, - порой ребёнок на две головы выше своего родителя и на три размера больше. Но родитель в магазине школьной одежды требует обслужить своего ученика и не готов оплачивать одежду по ценам взрослого ассортимента. Нестандартных детей не более 8-10 % от общего количества школьников, и эта категория должна обслуживаться в ателье, так как на нашем предприятии цена складывается исходя из затрат времени на массовый пошив по типовым измерениям". "Индивидуальный пошив, - считает Елена Темнюк, - это еще и возможность сделать форму любимой".

Стоимость одежды, изготовленной в массовом производстве и по индивидуальному заказу, заметно различается. Если ООО "ИМО", отшивающее небольшие партии, предлагает изделия стоимостью от 600 до 900 руб., то в салоне "ТЕТА" ценник выше на 100-300 руб.
 
Источник: "Золотой Рог", №69 2009г.