Руководители ритейлеров, в том числе детских, – о перспективах своих компаний

Печать
23-09-2020 09:06 | RDT-INFO.RU

Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года

17489

Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5:

— Помимо успеха в операциях наших основных офлайн-форматов, во II квартале X5 также заняла лидирующую позицию в онлайн-торговле продуктами питания в России. В этом сегменте рынка наблюдался взрывной рост во II квартале 2020 года, и мы полагаем, что его ожидает трехкратный рост в течение 2020 года. Общая прибыльность онлайн-платформ X5 во II квартале значительно превысила плановые показатели бюджета, а наши онлайн-операции в мае 2020 года достигли положительного показателя EBITDA.

Наша компания продолжает увеличивать отрыв по выручке от основных конкурентов на российском рынке продуктового ритейла.

Мария Давыдова, генеральный директор «Детского мира»:

— «Детский мир» успешно преодолевает кризис, вызванный пандемией COVID-19. По итогам II квартала нашей команде удалось не только восстановить понесенные в апреле потери в выручке, но и увеличить скорректированную EBITDA на 2,9%.

Высокие результаты достигнуты благодаря трансформации компании в омниканальный бизнес, что позволило нам оперативно адаптироваться к новым рыночным условиям. На фоне новых рыночных возможностей и вызовов наша команда приняла решение обновить среднесрочную стратегию развития компании. В первую очередь «Детский мир» планирует удержать лидерство в сегменте «Детство» и сохранить двузначные темпы роста продаж за счет развития омниканальной бизнес-модели.

Мы ставим перед собой амбициозную цель: довести долю онлайн-канала в продажах до 45% в среднесрочной перспективе благодаря развитию сервисов прямой доставки и сборки заказов в магазинах сети. Мы хотим обеспечить доставку на следующий день не менее 80% всех онлайн-заказов за счет построения эффективной региональной логистической сети. Кроме того, мы планируем значительно расширить ассортимент детских товаров до 2,4 миллиона наименований (SKU) за счет развития собственного маркетплейса.

Герман Тинга, генеральный директор «Ленты»:

— Мы рады сообщить о впечатляющих результатах работы в первой половине года. Рост розничной выручки на 9,6% вкупе с эффективным контролем затрат и улучшением валовой маржи привел к тому, что рентабельность по EBITDA превысила наши ожидания и составила более 10%.

Во II квартале «Лента» добилась роста сопоставимых розничных продаж более чем на 10%, что отражает привлекательность нашего предложения для покупателей и эффективность действий, предпринятых для того, чтобы наши магазины оставались доступными и безопасными для всех покупателей.

Несмотря на то что долгосрочный эффект от воздействия COVID-19 на покупательское поведение пока неизвестен, мы уверены, что «Лента» занимает хорошие позиции. Наш лидирующий на рынке сегмент гипермаркетов продолжает предлагать покупателям отличный ассортимент продукции и конкурентные цены. Мы очень довольны изменениями в формате «супермаркет» в течение прошедшего года. Кроме того, с оптимизмом смотрим на наш быстрорастущий онлайн-бизнес, где мы можем максимально эффективно использовать существующую инфраструктуру для удобства покупателей. Во второй половине 2020 года мы намерены предоставить заинтересованным сторонам более полную информацию о нашей стратегии.

Мнение

Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс»:

— Динамика розничных продаж отражала сезонные факторы и карантинные меры. В апреле падение объемов продаж составило 28% по отношению к марту, но благодаря росту в последующие месяцы показатель сейчас находится на этапе восстановления.

«Магнит» объявил о росте розничной выручки на 13,6% на фоне увеличения сопоставимых продаж на 7,2% во II квартале. Выручка Х5 во II квартале увеличилась на 12,9%, а сопоставимые продажи – на 4,3%. Удалось добиться улучшения и финансовых показателей. Рентабельность показателя EBITDA у Х5 достигла 13,4%, а прибыли – 3,1%. У «Магнита» маржа EBITDA во II квартале составила 7,9%, а чистая маржа – 3,3%.

При этом крупнейшие ритейлеры схожи как в плане бизнеса, так и по финансовым показателям. «Магнит» выглядит немного лучше по основным мультипликаторам. У Х5 ниже долговая нагрузка. Котировки обеих компаний продемонстрировали рост. Акции «Магнита» преодолели падение в июне и в конце июля достигли максимума за 2 года. Бумаги Х5 восстановились еще быстрее: уже в начале апреля они стоили дороже, чем в феврале. Консенсус-прогноз по акциям Х5 сейчас дает 13%-ный потенциал роста на горизонте года, по бумагам «Магнита» – 19%.

Вместе с тем я ожидаю, что динамика акций компаний продовольственного ритейла будет хуже рынка или наравне с ним. Фундаментальных факторов значительного роста котировок нет. Заметного сдвига в потребительских предпочтениях в пользу дорогих товаров не предвидится. В случае заметного роста заболеваемости COVID-19 вырастет доля онлайн-покупок, а они приносят низкую маржу (а возможно, убыток – компании отказываются раскрывать подробную информацию, есть предположение, что продовольственные заказы рентабельны при сумме от 5000 руб. в крупных городах). Также сети не будут форсировать рост числа магазинов, но будут открывать больше dark stores – магазинов-складов, которые работают на обслуживание интернет-заказов.

Виктор Дима, старший аналитик по потребительскому сектору «Атона»:

— Если смотреть на основных продуктовых ритейлеров, то в целом можно выделить несколько трендов. Первое – то, что коронавирус позитивно сказался на деятельности продуктовой розницы, потому что ритейлеры увидели достаточно хороший рост среднего чека, что с лихвой компенсировало падение общего количества посетителей магазинов. Все компании чувствовали себя лучше ожиданий аналитиков на начало года, стали показывать лучшую операционную финансовую динамику.

Второе – динамика внутри самого сегмента. Большие форматы показали себя достаточно слабо, потому что люди стали избегать крупных торговых центров, даже если продуктовые магазины в них работали. Маленькие форматы, соответственно, выиграли. Так, «Магнит» и X5, у которых по большей части маленькие форматы, продемонстрировали лучшую динамику показателей, чем «OK» и «Лента».

И третий тренд, конечно, – люди начали покупать онлайн, стали привычными к этому. Там, где есть сервис, который позволяет делать такие покупки, появился устойчивый спрос. Не экспериментальный, как раньше, а именно устойчивый. Фактически произошла адаптация к этому тренду, и это послужит основой для дальнейшего многолетнего роста.

Если говорить о текущих фаворитах, то мне нравится в первую очередь X5 Retail Group. Во-первых, это компания, которая всегда показывала хорошие результаты. Во-вторых, у них более 70% торговых точек – это маленькие форматы. В-третьих, X5 – компания-пионер. Они стараются во всем быть быстрее других. Ну и последнее, что важно: они действительно очень много уделяют внимания данным, работе с потребителями, программам лояльности и так далее.

Другое дело, насколько оправданна покупка акций российских ритейлеров именно сейчас. Но это уже вопрос рисков мирового фондового рынка, связанных в первую очередь с вероятностью серьезной турбулентности на фоне ноябрьских президентских выборов в США.

Антон Затолокин, начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер»:

— Пандемия оказала достаточно позитивное влияние на акции ритейлеров во всем мире. Люди перестали ходить в публичные места, в рестораны, пользоваться фастфудом – все это было закрыто. И тот спрос, который раньше существовал в сегменте общественного питания, практически полностью достался розничной торговле.

Был зафиксирован рост продаж продуктов питания, даже несмотря на то что в целом отрасль классической розничной торговли в широком смысле проигрывает в последние годы онлайн-направлению. Но многие из ритейлеров (как в России, так и за рубежом) подстроили форматы к эпидемиологической реальности и начали активно использовать онлайн-каналы для оформления заказов, а также службы доставки. Пандемия оказала положительное влияние на отрасль, сделав ее немного более современной и технологичной. Пришлось быстро подстроиться и переориентироваться.
На акциях российских продуктовых ритейлеров это сказалось благоприятным образом, они ведут себя лучше, чем отечественный фондовый рынок в целом. Если посмотреть на котировки X5 Retail, «Ленты», «Магнита» – все они сейчас выше, чем до пандемии. При этом в предыдущие годы эти бумаги падали из-за усиления конкуренции на рынке и сокращения маржи.

И я ожидаю, что положительная динамика сохранится, хотя это не будет резкий рост, как во время пандемии. С одной стороны, постепенно эпидемиологическая обстановка становится благоприятнее, люди выходят на работу, доходы восстанавливаются, соответственно, растут и траты в магазинах. С другой стороны – привычки формируются быстро. После отмены карантинных мер останется привычка готовить дома. Этот эффект будет чувствоваться в течение как минимум нескольких кварталов. Кроме того, люди обратили внимание, насколько удобно заказывать продукты питания и товары домой. И розничные сети подстроятся, оптимизировав количество торговых площадей и усилив каналы доставки.

Что касается конкретных акций, в данный момент у нас нет официальных рекомендаций, но по динамике мне пока больше других нравится X5. Также интересен «Магнит», который последние годы несколько проседал, но тоже начал восстанавливать позиции. Вообще же говоря, в нынешней ситуации, наверное, целесообразнее собирать портфель из бумаг нескольких сильных игроков, делая ставку на общий органический рост сектора. При этом предпочтительно смотрятся крупнейшие сети – у них больше возможностей для роста за счет размера, а не очень большим компаниям сейчас тяжело выживать.

Эдуард Харин, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»:

— Показатели ритейлеров в текущем году существенно разошлись с изначальным прогнозом, который инвесторы закладывали в начале года. Если до февраля вряд ли кто-то ожидал от сектора существенного роста, то после пандемии показатели торгуемых компаний существенно улучшились, прежде всего за счет нескольких факторов. Во-первых, альтернативные «источники калорий» для потребителей были закрыты (это касается кафе и ресторанов). Во-вторых, для мелких игроков ситуация пандемии не оказала столь же положительного влияния, как на крупных, за счет более сложного доступа к финансированию. В-третьих, ритейлеры оказались в положении, близком к монопольному, когда у потребителя в принципе не оставалось других мест для времяпрепровождения. Конечно, подобная ситуация не прошла бесследно и позволила им повысить эффективные цены, снизить объем промо, которая существенно разъедала маржу компаний. В непродуктовом ритейле ситуация была аналогичной. Плюс добавилась помощь от государства семьям с детьми.

Тем не менее тренды II полугодия могут быть более скромными, поскольку все позитивные факторы I полугодия уже не смогут оказывать такого же воздействия. Это прежде всего «возобновление» работы кафе/ресторанов и снижение господдержки населения.

Основной вопрос: что будет с доходами потребителей к концу 2020 года и не приведет ли их спад к переходу в более дешевые категории товаров, где очевидно, маржа ниже? Тут ситуация очень сильно зависит от динамики ВВП, участия государства в поддержке бизнеса и населения, ценах на нефть, курсе рубля, процентных ставках.

Мы ожидаем, что маржа EBITDA продуктового ритейла может стремиться ближе к 7%, что в принципе можно назвать нормализованным значением в среднесрочном периоде. Из компаний сектора особенно стоит выделить X5, чьи акции могут чувствовать себя лучше за счет нескольких факторов, таких как рост дивидендных выплат, продолжение роста выручки и открытия новых магазинов, достаточно эффективный операционный менеджмент, а также рост онлайн-продаж. Хотя последнее занимает в выручке компании не более 1%, тем не менее рост год к году составил более 300% и позитивный тренд будет сохраняться в долгосрочной перспективе.

На динамику акций потребительского сектора в целом будут оказывать влияние скорость восстановления экономики и поддержка компаний и населения со стороны государства. Мы считаем, что эта динамика будет «флэт», так как большая часть позитивных событий уже заложена в ценах. Пишет «Финансовая газета»

Выбор редактора: