Время платить по долгам: почему компания миллиардера Евтушенкова продала свой пакет в «Детском мире»

Печать
07-09-2020 09:08 | RDT-INFO.RU

Спустя три с лишним года после вывода «Детского мира» на IPO холдинг Владимира Евтушенкова полностью вышел из капитала ретейлера. Момент продажи выбран удачный, сеть успешно прошла кризисные месяцы. Однако богаче Евтушенков от выхода из «Детского мира» не станет: его холдингу нужно обслуживать связанный с «Башнефтью» долг почти в 200 млрд рублей

17424   Фото Михаила Джапаридзе / ТАСС

2 сентября АФК «Система» Владимира Евтушенкова F 65 и Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) объявили о продаже всех принадлежащих им акций крупнейшего в стране продавца детских товаров, сети «Детский мир». У «Системы» оставалось 20,4% акций компании, у РКИФ — 4,6%, в результате продажи этих пакетов в рамках размещения по ускоренной процедуре они получили 16,9 млрд и 3,8 млрд рублей соответственно.

Владимир Евтушенков остался доволен сделкой. «Вывели компанию на биржу, нарастили ее капитализацию и теперь полностью вышли, — говорит он Forbes. — Это первая в России полностью торгуемая на бирже компания». Одного крупного покупателя у акций не было — в основном покупали британские и американские инвестфонды. Большинство в совете директоров составят независимые директора.

Выход «АФК Системы» и РКИФ не стал неожиданностью: акционеры давно объявили о намерении рано или поздно выйти из актива. Среди претендентов РБК и «Коммерсантъ» называли Михаила Гуцериева и Сулеймана Керимов. Начиная с 2019 года, когда в ходе SPO «Детского мира» «Система» продала первый пакет из своих 52%, она выручила в целом более 40 млрд рублей, рассказывает Евтушенков. А всего с момента IPO розничной сети в 2017 году она принесла АФК больше 60 млрд рублей, если учитывать поступления от продажи акций и дивиденды, подсчитывал на этой неделе президент АФК Владимир Чирахов.

В ходе последней сделки бумаги продали по цене 112 рублей — дисконт к предыдущему дню торгов на Московской бирже составил меньше 1%. Но цена оказалась на 20% выше, чем во время SPO в ноябре 2019 года. Что обеспечило рост котировок в непростое для непродовольственной розницы время? Во время карантина компания продемонстрировала сильные результаты. Выручка «Детского мира» по итогам второго квартала 2020 года увеличилась на 2,9%, до 28,8 млрд рублей, онлайн-продажи выросли в 3,2 раза. По итогам августа 2020-го выручка ретейлера увеличилась на 15%.

Но зачем избавляться от хорошего актива? Эксперты выдвигают несколько версий. Одной из целей сделки, по словам аналитика «Райффайзенбанка» Егора Макеева, могла быть оптимизация инвестиционного портфеля — у «Системы» есть более быстрорастущие активы: Ozon, лесопромышленная Segezha Group, агрохолдинг «Степь». Темпы роста «Детского мира» замедлились из-за зрелости и крупного масштаба бизнеса. «Можно предположить, что «Система» видит некие риски, связанные с пандемией и неопределенностью, вызванной геополитическими событиями», — добавляет Макеев.

«Акционер вышел из бизнеса на пике развития сети, — говорит основатель и гендиректор Infoline Иван Федяков. — За последние годы «Детский мир» стал безоговорочным лидером рынка детских товаров. А своевременное и грамотное развитие онлайн-канала продаж позволило ретейлеру удержать позиции и во время пандемии». «Детскому миру» удалось обогнать конкурентов в сегменте детских товаров, но теперь перед сетью встала новая угроза — маркетплейсы Ozon, Wildberries и другие, подчеркивает он.

Еще одна возможная причина продажи пакета — необходимость гасить долг, который висит на АФК «Система», допускает Макеев. По итогам второго полугодия речь идет о сумме в 198,3 млрд рублей. Корпорация планировала снизить его до 140 — 150 млрд рублей к концу года. «На цели сокращения долга мы планируем привлечь средства, полученные от продажи акций «Детского мира», — говорил вице-президент корпорации по финансам и инвестициям Владимир Травков (цитата по ТАСС). При этом он считал, что до конца года уровень долга, скорее всего, останется выше стратегической цели в 140-150 млрд рублей.

А вот на состояние основного владельца АФК «Система» Владимира Евтушенкова 60 млрд рублей, полученные по итогам владения пакетом в «Детском мире», повлияли не сильно. За последние годы были гораздо более важные факторы, которые направляли котировки акций холдинга, одним из крупнейших активов которого до декабря 2014 года был контрольный пакет компании «Башнефть».

Состояние Евтушенкова в рейтинге Forbes, которое рассчитывается по котировкам принадлежащих ему акций «Системы», достигло пика в 2008 году — тогда оно оценивалось в $10,3 млрд. В кризисные годы оно сильно падало (до $1,2 млрд в 2009 году). В рейтинге 2014 года, рассчитанном по котировкам «Системы» на середину февраля 2014 года, состояние Евтушенкова восстановилось до $9 млрд. Но в том же 2014 году началось дело «Башнефти», в результате которого АФК «Система» лишилась акций нефтяной компании, да еще и заплатила «Башнефти» 100 млрд рублей по мировому соглашению с «Роснефтью», которая в итоге стала владельцем башкирской компании.

IPO «Детского Мира», от которого ведет подсчет доходов Чирахов, прошло 7 февраля 2017 года. Это событие и подготовка к нему привели к росту акций «Системы» на бирже — на момент IPO капитализация холдинга подросла до локального пятилетнего максимума, а состояние самого Евтушенкова — до $3,5 млрд (в рейтинге 2017 года), но после исков «Роснефти» на общую сумму более 300 млрд рублей котировки «Системы» снова полетели вниз. В итоге компания заплатила «Башнефти» 100 млрд рублей по мировому соглашению с «Роснефтью». Можно сказать, что всей прибыли от сделки «Системы» с акциями «Детского Мира» хватило на выплату 60% от этой суммы.

В пятницу вечером состояние Евтушенкова, по данным Forbes Real Time Billionaires List, оценивалось в $2,3 млрд.

Что до ретейлера, то после выхода из капитала АФК «Система» он намерен развиваться сразу по нескольким направлениям. «В результате сделки «Детский мир» продолжит консолидацию рынка детских товаров за счет развития омниканальной бизнес-модели, расширения географии и ассортимента, а также усиления логистики», — отмечает представитель пресс-службы ретейлера. Еще один важный фактор дальнейшего развития бизнеса — это работа собственного маркетплейса. Кроме того, компания планирует запустить цифровые услуги для детей и родителей (например, наём нянь, платный учебный и развлекательный контент, телемедицина) и расширять ассортимент зоотоваров. Пишет «Forbes»

Выбор редактора: