Как пандемия изменила ретейл

Печать E-mail
28-07-2020 15:37 | RDT-INFO.RU

Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), накануне Дня работников торговли рассказал, как ретейлеры пережили коронакроизис и какой опыт из него вынесли.

17256– Пандемия коронавируса внесла изменения практически во все сферы нашей жизни. Они коснулись потребительских привычек, привели к частичному отказу от традиционных каналов приобретения товаров и поставили новые задачи перед бизнесом. Залог развития ретейла в новых условиях в быстрой и эффективной адаптации и реагировании на риски.

«Крупы впрок» как новая реальность

С начала марта российский ретейл впервые за последние десятилетия столкнулся с массовым ажиотажным спросом в масштабах страны. Самым востребованными оказались крупы, консервы и товары личной гигиены. Ситуация развивалась по спирали: ускоренное выбытие отдельных товаров с полок супермаркетов могло спровоцировать новую волну паники и очередной приток покупателей, стремящихся пополнить личные запасы. Фотографии опустошенных полок зарубежных супермаркетов еще больше нагнетали обстановку и провоцировали дополнительный спрос. И все это – при отсутствии объективных предпосылок к дефициту, заполненных товарных складах и распределительных центрах.

Для ретейла, формировавшего запасы опираясь на многолетние, в том числе сезонные, тренды, как и для всей экономики, такое потребительское поведение стало полной неожиданностью. Было непонятно – чего ожидать дальше и насколько длительным будет такое иррациональное поведение людей.

В результате российской торговле пришлось инвестировать не только в формирование дополнительных запасов, переработку схем снабжения и логистики, увеличение частоты поставок и расширение штата сотрудников, но и работать с покупателями, успокаивая, объясняя и показывая, что нет причин для создания больших домашних запасов продуктов.

Новая реальность стала стресс-тестом для всего бизнеса - и поставщиков, и ретейлеров. Спрос на отдельные товары вырос втрое. Для того, чтобы адаптировать к ажиотажному спросу все процессы – от закупок до выкладки на полку - у ретейлеров было не больше недели. В противном случае мы бы повторили европейский сценарий, с очередями и ограничением распределения продуктов. Избежать дефицита стало задачей номер один. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что мы ее решили, и весьма успешно. Причем, общими усилиями, как поставщиков, так и торговли, в отличие от США или стран Европы. Например, в Калифорнии полностью исчезали из продажи консервы, в Великобритании в поставках продуктов были разрывы до двух недель, в Японии пропадали из магазинов средства гигиены.

Казалось бы, массовый высокий спрос – это хорошо. Но резкий рост числа покупок и среднего чека в конце марта, был полностью отыгран в обратную сторону в начале апреля. Оставшись на самоизоляции и закупившись самыми необходимыми товарами, потребители существенно изменили свою модель поведения. Люди оставались дома, в магазин ходили как можно реже, делая покупки впрок. До минимума упал процент импульсивных покупок и приобретения товаров для ухода за собой, товаров с долгими сроками хранения. В результате трафик обрушился по всем крупнейшим торговым сетям во всех регионах России к середине апреля на 50%.

По итогам апреля продовольственный товарооборот сократился более чем на 9% по сравнению с прошлым годом. С непродовольственным все было намного хуже – магазины были просто закрыты, а онлайн-каналы обеспечивали лишь небольшую долю продаж. Общий оборот розничной торговли в апреле составил 76% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. С мая розничный товарооборот начал восстанавливаться, составил 80,8% по сравнению с маем 2019 года, в июне - 92,3%. Росту способствовало и открытие непродовольственных магазинов. За полгода в сопоставимых ценах оборот составил 93,6% к первому полугодию прошлого года.

Сейчас нас ждет долгий период восстановления, об успешном окончании которого в ближайшем будущем говорить пока не приходится, в том числе, и с учетом вероятности прихода повторных волн коронавируса.

Кризис как точка роста

Анализируя опыт прохождения российского ретейла через кризис, нельзя не отметить эффект, оказанный «шоковой терапией» на развитие онлайн-каналов торговли. В целом по стране по итогам прошлого года e-commerce занимал не более 6% от общего товарооборота. Этот скромный показатель в разы ниже, чем в западных странах. Онлайн-каналы воспринимались, скорее, как дополнение, дань развитию технологий, а не полноценное направление, на которое стоит делать ставку.

Коронавирус и карантин изменили ситуацию. Раньше у нас в стране доля онлайн-каналов в FMCG в целом не превышала 1,8%, сейчас она уже приближается к 4% и становится значимой для российского рынка. Каждый третий покупатель, который сейчас совершает покупки онлайн, освоил этот канал в период пандемии. Фактически за время самоизоляции онлайн-торговля расширила свою базу более чем на 30%.

Переориентация на онлайн была обоснована двумя факторами: потребители боялись заразиться во время похода в магазин и выбирали бесконтактную доставку; попробовав же доставку товаров на дом и оценив комфорт, они предпочитали не носить сумки от магазина до дома самостоятельно. В более выигрышном положении оказались те ретейлеры, которые еще до пандемии начали развивать онлайн-направление. Остальным же пришлось запрыгивать в уходящий поезд и запускать службы доставки самостоятельно или в сотрудничестве с уже работающими курьерскими сервисами.

Количество заказов, которые во время самоизоляции ежедневно доставляли курьеры крупнейших торговых сетей, превысило 50 тысяч. Это втрое больше, чем в начале года. И вновь есть повод для гордости: если в Англии минимальный срок доставки продуктов во время пандемии составлял 18 дней, то российские ретейлеры справлялись в пиковые даты за 2-4 дня, а уже с начала мая начали доставлять товары день в день.

Что дальше?

В настоящий момент о завершении пандемии говорить еще рано, а ее последствия будут долго напоминать о себе. Мы ожидаем максимальную экономическую нагрузку на отрасль именно в третьем квартале этого года. Вероятно, мы ощутим на себе тот отложенный эффект, который смягчали и старались нивелировать в разгар кризиса. От эффективности антикризисных мер, реализуемых Правительством РФ, будет зависеть, как быстро мы перейдем к восстановлению. Я надеюсь, что предложенные меры сработают, и к концу 2021 года и экономика в целом, и отрасль восстановятся. Разумеется, это произойдет, если мы снова не столкнемся с непрогнозируемыми рисками – такими, как коронавирус.

Пока мы видим плавную стабилизацию по всем каналам продаж, причем онлайн-торговля увеличила свои докризисные показатели. Офлайн-магазины, пройдя через пиковый спрос и дальнейшее катастрофичное снижение продаж, начинают потихоньку выравнивать товарооборот и стабилизировать трафик. При этом каждая торговая сеть ставит приоритетной задачей безопасность процесса покупок. Этот же фактор, судя по последним социологическим опросам, становится важнейшим и для потребителей. Даже при определенном ослаблении реакции людей на все еще действующие карантинные требования, большинство считает крайне важным наличие антисептиков в магазинах, и использование масок и перчаток как персоналом, так и покупателями, соблюдение социальной дистанции в прикассовой зоне.

Есть тренды, которые сохранятся и на длинной дистанции, заставляя бизнес адаптироваться к новым запросам. Если до начала пандемии, мы говорили о том, что покупатели стараются не закупаться впрок и предпочитают ходить в магазин чаще, но покупать меньше, то теперь доля тех, кто покупает продукты заранее на следующую неделю, увеличилась минимум на 10%. Эта особенность поведения сохранится надолго.
Как связаны давление на бизнес и рост цен, читайте здесь.

Также по меньшей мере на треть выросло число тех, кто стал пристальнее следить за акциями и обращать внимание на цены и промо. В кризисных условиях покупательная способность упала, и люди стремятся экономить.

Наконец, возросла популярность домашнего потребления, превратившись в своеобразный тренд среди тех, кто раньше отдавал предпочтение заведениям общественного питания. Все это становится и вызовами, и, одновременно, возможностями для развития ретейла, которые российская торговля должна реализовывать уверенно и быстро.

Из пережитой ситуации мы вынесли и еще один важный урок, который сейчас всем кажется очевидным – к подобного рода кризисам надо готовиться заранее. Сейчас мы разрабатываем общие правила, при соблюдении которых, магазины не будут закрываться при возникновении ситуаций, подобных карантину по коронавирусу, увеличиваем количество запасов в распределительных центрах, перестраиваем логистику. Мы обязаны сделать так, чтобы наш покупатель всегда мог безопасно приобрести любой нужный ему товар в необходимом количестве. Пишет «Marketmedia»

Выбор редактора:

Просмотров: 286
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 07/08

    Бомберы и худи планируют включить в стандарт школьной формы

    В обновленный стандарт школьной формы российских школьников могут войти популярные у подростков бомберы и худи. Изначально стандарт включал в себя традиционные элементы формы, такие как пиджаки, жакеты, сарафаны и брюки. Предварительный национальный стандарт вступит в силу в ноябре.

  • 07/08

    Британцы получат до £ 125 на покупку школьной формы

    Растущие цены и пандемия COVID-19 заставляют британцев влезать в долги, чтобы купить школьную форму детям. По закону местные власти могут им помощь, но размер пособия сильно различается в разных регионах страны. Право на финансовую помощь как правило имеют безработные, пенсионеры или граждане с низким уровнем дохода.

  • 07/08

    Траты россиян на школьную форму за год выросли на 22%

    Средний чек при покупке школьной формы в России за год вырос на 22% — до 1810 рублей. Таковы данные исследования «Платформы ОФД». Аналитики «Платформы ОФД» сравнили данные о продажах школьной формы в России в июле 2020 года с показателем за то же время прошлого года.

  • 07/08

    Форменные страдания: неопределенность с форматом обучения школьников грозит потерями для легкой промышленности

    Окончательное решение о формате учебы в средних школах примут 20 августа индивидуально для каждого региона. Известно только, что новый учебный год начнется, как всегда, 1 сентября. Во многом из-за этой неопределенности родители не торопятся с покупкой формы для младших школьников, что вызывает беспокойство у предприятий легкой промышленности. Сервис SuperJob опросил 1500 респондентов во всех федеральных округах об их планах по покупке школьной формы к новому учебному году.

  • 07/08

    Mattel обогнала прогноз квартальных продаж, акции выросли

    Mattel обогнала прогнозы квартальных продаж благодаря тому, что жители Северной Америки покупали куклы Барби и карточную игру Uno, чтобы занять своих детей во время локдауна из-за пандемии. Чистые продажи компании упали почти на 15%, так как экономические последствия кризиса негативно отразились на спросе на зарубежных рынках. Производитель игрушек сообщил, что ожидает улучшения продаж в ближайшие месяцы по сравнению с первым полугодием.

  • 06/08

    «Союзпечать» вышла в тираж: сеть просят признать банкротом

    На рынке распространения прессы готовится очередной передел. После банкротства крупного дистрибутора «Ариа-АиФ», принадлежавшего братьям Ананьевым, к банкротству подошел и другой их бывший актив — сеть киосков «Союзпечать». Связанные с обеими этими сетями менеджеры создали новую компанию, которая уже получила часть киосков «Союзпечати» в Подмосковье и расширяет их сеть по всей стране.

  • 06/08

    Уроки вируса. COVID-19 обрушил спрос на школьные принадлежности

    Нынешний август начался без традиционного для последнего летнего месяца столпотворения в магазинах школьной формы. В некоторых точках продаж активность покупателей, по словам бизнесменов, упала до 90%. Продавцы рассказывают, что родители откладывают покупки в ожидании окончательного решения властей о формате работы школ в новом учебном году. Хотя уже заявлено, что школы начнут с 1 сентября работать в обычном режиме, родители осторожничают.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image
Перейти: Каталог брендов
  • Новые комментарии
  • Популярные

Информационные партнёры

Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2020 RDT-INFO.RU - Отраслевой ресурс рынка детских товаров
Детские товары оптом. Производители детских товаров. Детские товары оптом от производителя. Продать детские товары. Закупка детских товаров. Поставщики детских товаров. Детские товары бизнес. Торговля детскими товарами.

Рейтинг@Mail.ru