Убить сказку. «Король Лев» как доказательство кризиса Disney

Печать
31-07-2019 08:38 | RDT-INFO.RU

Несмотря на рекордные сборы и финансовое благополучие — Disney в кризисе

 15826

Новый "Король Лев" демонстрирует показатели безусловного суперхита, но является ли таковым на самом деле? Впечатляющие доходы почему–то не подкрепляются восторгами посмотревших. Рейтинг фильма среди кинокритиков, по данным сайта Rotten Tomatoes, — 52%, то есть "тройка с минусом", зрительский балл на IMDb — 7,2 — неплохо, но не более того. Эти цифры интереснее и важнее, чем кажутся на первый взгляд. Они не случайность, а закономерность и часть продуманной стратегии Disney, в которую входит и курс на ремейки, и поглощение всех и вся, от "Звездных войн" до Pixar. "Король Лев" лишь фиксирует новый статус компании: студия, производившая чудеса, перепрофилируется в фабрику с культом капиталистических ценностей. Вот доказательства.

Ремейки

Эксплуатация старых хитов — это, пожалуй, главная ставка нынешнего Disney. Один за другим на экраны выходят новые версии "Дамбо", "Аладдина", теперь вот "Короля Льва". Студии больше не интересны оригинальные сценарии и свежие персонажи — они ненадежны, рискованны с точки зрения бизнеса и — да, могут, конечно, пополнить пантеон из Белоснежек, Микки–Маусов и Бэмби, но если существует вероятность потерять сотни миллионов (бюджет "Короля Льва" — $250 млн), то лучше не рисковать. Логика боссов корпорации проста: публике может не понравиться новый Муфаса, но она точно придет на него поглядеть. Билет куплен, дальше — ругайте сколько хотите.

Атрибутика

Disney всегда был не только студией по производству контента. Сегодня можно говорить, что он уже "не столько" такая студия. Продажа игрушек, футболок, бейсболок и прочее–прочее становится важнее, чем продажа билетов в кино. Хотя бы потому, что туда человек может сходить ну два раза, ну от силы три, а мерч покупать — бесконечно. Возьмем "Звездные войны": после покупки франшизы "Диснеем" кассовые сборы фильмов о космических баталиях составили $3,38 млрд, из которых нам стоит вычесть расходы на рекламу, долю кинотеатров и собственно бюджет фильма. За это же время продажи пластмассовых Дартов Вейдеров и иже с ним принесли компании $1,7 млрд. На мультфильме "Тачки" Disney заработал $1,4 млрд, на лицензионной к нему продукции — $1 млрд. Доля от продажи атрибутики растет каждый год, а функция новых фильмов скоро будет сводиться лишь к обеспечению продажных мощностей. Ну и конечно, чтобы мерч покупали, "Диснею" не нужно одобрение критиков, не нужно хорошее кино — ему необходимы лишь талантливые маркетологи.

Покупка конкурентов

"Дисней" монополизирует досуговый кинематограф. Marvel, LucasFilm, 20th Century Fox, Pixar — все они давно потеряли самостоятельность, все они — часть корпорации. Кому–то (как Pixar) позволено экспериментировать чуть побольше, кому–то (как LucasFilm), наоборот, настоятельно рекомендовано отказаться от сюрпризов. Любая монополия — зло, монополия в искусстве — зло в квадрате, она исключает этого искусства развитие.

Технологии

Нет, Disney, конечно, продолжает работать на "вау–эффект", но это эффект не от рассказанных историй, а от того, как они показаны. Фотореалистичная компьютерная анимация сама по себе невероятна, но в компании, кажется, не очень задумываются над тем, как именно ее лучше использовать. Пример "Короля Льва" показателен: новая форма убивает сказку, говорящие и поющие мультяшки — это нормально, поющий в голос "живой" лев — вводит в недоумение. Отдельная ремарка — не очевидная привлекательность некоторых реалистичных животных. Возьмем, к примеру, Пумбу — можно нарисовать обаятельного бородавочника, но в дикой природе это не самое симпатичное животное. Фотореализм работает против персонажа. Кроме того, Disney все так же боится рисковать: у "настоящих" животных, к примеру, нет гениталий! Технология сама по себе перестанет удивлять через пару–тройку фильмов, если Disney продолжить жить по принципу "как бы чего не вышло" — это может стать проблемой.

Итог

Несмотря на рекордные сборы и финансовое благополучие — Disney в кризисе. Любая бизнес–стратегия предполагает и имиджевые проекты. На данном этапе за них отвечает Pixar, но и он становится все более форматным, а самые удачные проекты студии последних лет — тоже продолжения. Зрителю остается надеяться, что в ближайшие годы у компании появится мощный конкурент и в этой гонке родится что–то по–настоящему великое. Но куда реалистичнее другой прогноз: никакой гонки не будет — Disney просто купит своего противника. Пишет газета «Деловой Петербург»

Выбор редактора: