Интересно

18/03«Мы идём своим путем»: как «Харди Гарди» строят бренд детских пазлов и развивающих игрушек
19/02Кейс от бренда детской одежды Choupette: как выйти на международный уровень
13/0260% семей с маленькими детьми имеют кредиты
12/02«Fresh Trend» о Spielwarenmesse: обзор выставки и тренды на рынке игрушек
09/02Школьники штурмуют маркетплейсы: названы самые популярные площадки
09/02Большое интервью с главой «Союзмультфильма» о развитии отечественной анимации
09/02Производители игрушек на Юге: ГОСТ от Роскачества не решит проблемы отрасли
07/02Gulliver активно осваивает новые рынки, смотрит на Восток и планирует заняться развитием бренда для новорожденных
07/02Петербургская сеть «Вотоня» будет расширяться по франшизе
05/02«Яндекс Маркет»: спрос на товары с персонажами российских мультфильмов удвоился
05/02Чем моложе родители, тем больше внимания они уделяют регулированию интернет-активности своих детей - исследование
29/01Как молочный король спас «Смешариков» и что им не дало выйти на международный уровень
28/01Почему бренд детской одежды «Сhoupette» усиливает меры по соблюдению стандартов ESG
23/01Игрушки промаркируют по возрасту: Роскачество определило критерии классификации
23/01Как «Мякиши» построили бренд детских игрушек с выручкой 300 млн рублей в год

Малыш и гаджет — цифровое поколение: мифы и правда

15-07-2019 09:19 | RDT-INFO.RU

В России началось масштабное изучение влияния гаджетов на детей разных возрастов. Цель — изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Как развивается внимание, память, мышление... Первый этап исследования рассчитан на четыре года: итоги планируется подвести уже в 2022 году.

15763 1

Легко фильтруют гигабайты информации, мгновенно переключают внимание, живут в соцсетях 24/7... Кто они "цифровые" дети? И чем отличаются от "аналоговых" родителей? Российская академия образования впервые за пятьдесят лет начинает масштабное исследование "Растем в России", которое охватит тысячи детей по всей стране. Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАО, деканом факультета психологии МГУ Юрием Зинченко.

Юрий Петрович, все чаще слышишь от родителей: малышу не интересны народные сказки. Зато "Свинка Пеппа" на планшете или смартфоне идет "на ура". Не теряется ли за "цифрой" что-то важное, теплое, человеческое?

Когда мамы, бабушки рассказывали нам сказки, мы воспринимали их на слух. Это был инструмент познания родного языка, знакомства с чувствами, эмоциями. А что сегодня? В руки ребенка попадает гаджет, и в приоритете уже не слово, а именно "картинка". Процессы стимуляции головного мозга у современных детей сильно изменились. К примеру, "цифровой" малыш уже сам может выбирать визуальные стимулы, переключать те же комиксы или мультики на "Ютубе". Сегодня есть развивающие приложения, которые учат различать геометрические фигуры, цвета, животных... Только тыкай пальчиком в экран - и выбирай правильный ответ. Мы собираемся детально выяснить, как именно эти факторы влияют на развитие поколения "большого пальца".

Поколение "большого пальца" новая метафора?

Это уже не метафора, а реальные особенности моторики. Нам важно понять, каким образом, скажем, ребенок осваивает социальные роли, если игра в дочки-матери трансформируется в формат мультика или приложения? Как ребенок воспринимает нормы и ценности общества через видео? Все это сейчас остается под большим вопросом, который стоит не только перед психологами и педагогами. Перед родителем и обществом в целом. Нам важно сконцентрировать совместные усилия на особой новой задаче - узнать, какой он, цифровой ребенок, и как нам его развивать, обучать и воспитывать.

Иными словами, психологи составят портрет современного российского ребенка?

Да. Мы начинаем длительное исследование "Растем в России", которое на начальном этапе охватит тысячи ребят в десяти регионах всех федеральных округов. Таких системных научных работ у нас в стране не проводилось примерно полвека. Цель - изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Какие новые способы получения знаний наиболее эффективны и что особенно влияет на успех. Как развивается память, внимание, мышление. Есть ли региональные особенности. Влияет ли, скажем, то, что ребенок одновременно учит и русский, и национальный языки...

Нам важно понять, как ребенок осваивает социальные роли, если игра в дочки-матери трансформируется в формат мультика или приложения

Такой уникальной ситуации, как в России, нет больше нигде: огромная территория, культурное, национальное, конфессиональное разнообразие. Все это будет учитываться в исследовании. То есть, с одной стороны, нужны стандартизованные методы, которые в будущем сможет использовать любой школьный психолог. С другой нужно не "потерять" региональную специфику.

Мы сегодня говорим о цифровом ребенке, который как будто существует отдельно от нас. Мы часто пытаемся изучить его в разрыве от ситуации, в которой он находится, от семьи, в которой он воспитывается, от педагога, который его учит. А ведь на самом деле любой кризис - это несоответствие старой социальной ситуации развития тем новым умениям, которые у ребенка уже есть.

А как же зарубежный опыт? В Америке и Европе подобные исследования ведутся на протяжении десятилетий.

Действительно, сейчас большинство школьных психологов работает с детьми, опираясь на данные международных исследований и опросов. Но нам нужны собственные общенациональные исследования в этой области. И благодаря новым технологиям такая возможность появилась.

Первый этап исследования "Растем в России" рассчитан на четыре года. За это время мы получим огромный массив информации - то, что называют Big Data. Она будет собираться и анализироваться в созданном Дата-центре РАО. Итоги планируем подвести уже в 2022 году. Почему это так важно? Полученные данные должны стать основой для трансформации системы образования, принятия управленческих решений.

Например, запрещать на уроках смартфоны или нет?

В том числе и это. Но круг проблем намного шире. С одной стороны, мы говорим: ребенок перегружен. С другой - учителя-предметники жалуются, что им не хватает часов. А с третьей учитель говорит: я прихожу в класс и не могу удержать внимание. Что делать? Как минимум попытаться мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его. И здесь стандартный подход "читаем параграф, делаем упражнение" уже не работает. Мы хотим понять, какие новые образовательные технологии нужны школе. Каким должен быть современный учитель, какими психологическими, "цифровыми", педагогическими и другими компетенциями ему нужно овладеть.

РАО впервые за 50 лет начинает исследование "Растем в России". Психологи составят портрет современного ребенка

Иначе будем все время "догонять" быстроразвивающегося человечка и окончательно потеряем свой авторитет для него.

Часто можно услышать, что школьники забывают сюжет "Войны и мира", едва закрыв книгу. Если вообще найдут силы ее открыть. Что это? Проблемы с памятью?

— Проблема чаще всего не в памяти, а в удержании внимания. Дети просто не привыкли к большим объемам текста. И если 30-40 лет назад действительно мы могли прочитать "Войну и мир" на каникулах, а затем на уроке литературы вспомнить всех персонажей, подробно пересказать сюжет и проанализировать произведение, то сегодня даешь больше трех страниц серьезного текста и многим ребятам уже тяжело сосредоточиться.

Современные дети быстро откликаются на все новое, легко переключаются между разными видами деятельности. И это вроде бы хорошо. Но насколько глубоко ребенок может погрузиться в тему, если он привык все время "переключаться"? Да, он может механически прочитать текст художественного произведения. Но ведь нужно его еще и понимать, быть вовлеченным в него эмоционально, сопереживать героям. Это возможно только в сотрудничестве с родителем, учителем.

Санитарные нормы разрабатывались для школ около десяти лет назад. Технологии за это время успели несколько раз обновиться, мониторы у компьютеров стали совсем другими, в классах прописываются интерактивные доски и планшеты. Не пора ли и СанПиНы обновить?

Как раз сейчас вместе с Роспотребнадзором мы обсуждаем создание новых СанПиНов для цифровой образовательной среды. Мы должны учитывать те угрозы и риски для здоровья, которые несет цифровизация. В то же время мы не можем не понимать, что это одновременно и мощный инструмент развития. Поэтому вопрос не в том, сколько минут можно сидеть за компьютером с новым монитором. Смотреть нужно гораздо шире: как организовать работу так, чтобы любые гаджеты помогали ребенку в учебе, а не вредили. Причем нельзя ограничиваться только школой. Любой доклад, презентацию, даже стихи, которые нужно учить наизусть - все это ученик ищет в интернете. По дороге домой, в метро, даже на переменах... В новых СанПиНах это нужно учитывать. И без участия родительского сообщества нам будет сложно объективно оценить ситуацию, выстроить эффективную модель цифрового образования. Пишет «Российская газета»

Выбор редактора:

 

Читайте также

  • 28/03

    Дистрибутор «Джамилько» займётся производством детской одежды для сети Motherbear

    Дистрибутор «Джамилько», ввозящий традиционно в Россию одежду западных марок, решил заняться производством детской одежды. Этому предшествовало приобретение российского бизнеса — сеть детских товаров Mothercare. Как отмечают эксперты, перед дистрибутором, пока распродающим остатки Mothercare, стоит задача наполнить магазины ассортиментом, а мультибрендовая модель в условиях конкуренции с маркетплейсами невыгодна.

  • 27/03

    Коэффициент рождаемости в России снизился до 1,41, однако среди третьих и последующих детей вырос

    По сравнению с 2022 годом показатель незначительно снизился, но по итогам 2023 года стал минимальным за 17 лет. В последний раз более низкий коэффициент рождаемости фиксировался в 2006 году. Вместе с тем число третьих и последующих детей в расчете на одну женщину, напротив, выросло.

  • 27/03

    Бренд детской одежды Choupette открыл магазин в Ташкенте

    Торговая точка расположилась в новом  ТРЦ Tashkent City Mall. Это новый для Узбекистана формат многофункционального городского пространства, объединяющий в себе жилую, коммерческую недвижимость и торгово-развлекательный центр регионального формата общей площадью 250 тысяч кв. м. В магазине Choupette представлен полный ассортимент бренда.

  • 25/03

    Ивановские компании приняли участие в Стамбульской выставке игрушек

    Выставка «Istanbul Toy Fair 2024» — одна из крупнейших в индустрии игрушек и детских товаров. Ивановскую область представили три компании. Стенд области пользовался большой популярностью среди посетителей и экспонентов выставки. В рамках выставки представители предприятий провели переговоры с профильными организациями Турции.

  • 25/03

    Компания Lego сообщила об «исключительно плохом годе» для магазинов игрушек

    Это самый низкий прирост за последние пятнадцать лет. Компания объяснила ухудшение показателей снижением спроса на рынке игрушек. На эту общемировую тенденцию наложилось сокращение спроса в Китае, где экономика до сих пор не может полностью восстановиться. Китайские потребители заметно сократили свои расходы.

  • 19/03

    Роскачество исследовало 20 торговых марок детских игрушек

    Всего было проверено 78 показателей безопасности, качества и достоверности маркировки у игрушек брендов Mattel Barbie, Monster High, Bratz, Hasbro, Defa, «Весна», Mattel Enchantimals, Disney, Lansi, «Принцесса София», Amore Bello, Bigga, Happy Valley, LOL O.M.G., Emily, Monster High («Уэнсдей»), Demi Star, Lucky Princess, Miraculous и «Русалка».

  • 11/03

    Китайский бренд детской одежды Balabala готовит к открытию первый магазин в России

    Китайский бренд детской одежды выйдет на рынок РФ через Санкт-Петербург. Первая точка продаж начнет работу 28 апреля в торговом центре «Галерея». Летом и осенью сеть Balabala планирует открытие пяти магазинов в московских торговых центрах: «Метрополис», Afimoll, «Саларис», «Океания» и «Авиапарк».

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image28/03 | RDT-INFO.RU
Фабрика игрушек «Полесье» расширила серию настольных игр «Баскетбол»
News image18/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» дополнила серию песочных наборов «Три кота»
News image17/03 | ООО БЫТПЛАСТ
«Бытпласт» выпустил детский подарочный набор посуды Kidfinity
News image05/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила летающую тарелку «Оранжевая корова»
News image27/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил новые модели инерционных машин, которые легко помещаются в детской руке
News image19/02 | ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
В ассортименте «Десятого королевства» появились занимательные классические пазлы из древесного материала
News image13/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» выпустил новые наборы для детского творчества «Оранжевая корова» и «Самоцветы»
News image07/02 | ПОЛЕСЬЕ
В ассортименте «Полесье» появились новые игрушки: Самолёт, Танк и Вертолет серии «Штурм»
News image02/02 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» дополнил серию «Помощница» игровыми наборами «Утюжок»
рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2024 RDT-INFO.RU - Отраслевой ресурс рынка детских товаров
Главная информационная площадка на рынке детских товаров. Ежедневные новости о рынке детских товаров. Обзоры рынка детских товаров. Обзоры детской промышленности. Обзор рынка лицензий детских брендов. Все о торговле детскими товарами. Все о "детском" франчайзинге. Справочник поставщиков детских товаров. Каталог брендов детских товаров.