Зоя Синельщикова, Сергиево-Посадский филиал «Высшей школы народных искусств»: Кукольная мода имеет удивительную историю

Печать
23-07-2018 10:15 | RDT-INFO.RU

14280 1На первом интерактивном фестивале-форуме «Да-Игра!», который прошел в Москве с 30 мая по 3 июня, была представлена коллекция игрушек из Сергиева Посада. После мероприятия преподаватель Сергиево-Посадского филиала «Высшей школы народных искусств» Зоя Синельщикова рассказала о кукольной моде: существовала ли она и действительно ли отражала модные тенденции своего времени.

Маленькая кукольная мода имеет удивительную историю в прошлом, интересные решения сегодня и большие задачи на будущее.

Первые куклы, одетые в модные платья, не были игрушками. Это был своего рода элемент рекламы по продвижению новых тенденций во взрослой одежде в уменьшенном варианте. К ним относятся знаменитые куклы мадам Помпадур. Их производили во Франции, одевали в самые роскошные платья и костюмы, изготавливали для них аксессуары и дополнения. Разработкой одежды для таких кукол занимались лучшие специалисты и модельеры того времени. Наряды шились миниатюрными, но в деталях давали полное представление о том, какими они будут на самом деле: соблюдались все пропорции и элементы одежды — ткань, складки, кружево. Шитьё такой модели —  поистине ювелирная работа.

14280 2

Новинки рассылали во все страны Европы и Азии. Именно данный прием способствовал ускоренному процессу введения европейской моды, в том числе и в России. Появились так называемые будуарные куклы, которые стали модными игрушками для дам, а вовсе не для девочек. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды. Почему дети не допускались в прежние времена до этих чудесных созданий, сейчас остается только гадать. Возможно, играла роль чрезвычайная дороговизна «модных» кукол, их хрупкость (материалы не отличались надежностью), возможно, суеверия, ведь эти куклы так были похожи на живых людей, а кое-где до сих пор верят, что, причинив вред кукле, можно тем самым причинить вред человеку, на которого она похожа.

Безликие куклы долгое время существовали и в России, дети играли в куклы из тряпочек без лица, деревянные и глиняные игрушки. Наряды для таких кукол шили из лоскутков, которые оставались и хранились в каждой семье после пошива одежды. Кукольная одежда почти всегда копировала местные особенности народной одежды. Образ таких кукол часто не давал представления об антропометрических особенностях половозрастной принадлежности.

14280 3

В середине XIX века в городе появляются куклы для детской игры, в которых имелось сходство с ребёнком. Детский типаж в русской кукле появился и в Сергиевом Посаде – центре игрушечного промысла.

14280 4 14280 5

В 1893 году в Хотьково крестьянином Сергеем Дунаевым было основано производство фарфоровых головок для кукол. Народный промысел, специализирующийся на изготовлении кукол, приобрёл широкую известность в России и за ее пределами. Куклы из Сергиева Посада впечатляют продуманностью композиционного решения, умением мастера чувствовать материал.

Технология изготовления кукольных головок из папье-маше позволила добиться невероятно правдивого детского внешнего вида игрушки. Костюмы для этих кукол шились самые разнообразные: от простых народных до самых роскошных в стиле модерн.

14280 6

Кукольные костюмы становятся настоящим произведением прикладного искусства. Одной кукле можно было скомплектовать целый гардероб одежды. Кукольная мода чаще всего следовала за детской модой, копируя самые лучшее её элементы и детали, принося удовольствие ребёнку.

В ранних нарядах кукол XIX века тонкий внутренний шов ручной работы, элементы отделки подобраны со вкусом, детали одежды имели лаконичные и сложные конструктивные линии. Большим спросом пользовались не только сами куклы, но и предметы, создающие их быт: нарядная одежда и обувь, неотличимые по качеству от настоящих.

14280 7

В Сергиевом Посаде появляются артели одевальщиц кукол. Мастерицы умели кроить, шить, вышивать, работать бисером. В частных семейных мастерских ремесло одевальщицы передавалось индивидуально от мастера к ученику, из рук в руки.

14280 8

Все модные новинки неизменно появляются и в кукольном гардеробе: кукольные шляпки и зонтики, мебель и посуда, кукольные манекены и утюжки. Все это, хоть и кукольное, можно было использовать по прямому назначению – девочки могли шить и гладить наряды для своих любимиц. Для кукол появляются специальные журналы мод, по которым дети учились шитью и рукоделию. Развивающееся кукольное производство требовало подготовки молодых мастеров.

В 1913 году в Сергиевом Посаде была открыта школа-мастерская по игрушечному кустарному производству. Здесь обучались будущие мастерицы по специальности «Вышивка и шитьё кукольных костюмов». Ремеслу учили четыре года.

После Октябрьской революции производство игрушек приобретает промышленный характер, но по-прежнему особое внимание уделяется кукольной одежде. Одежда куклы становится разговорным языком. Она полностью отражает особенности исторических событий того времени, сохраняя общие модные тенденции в костюме. Это игровой образ – символ обретает «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. В этой роли он фиксирует время, историю культуры страны, сохраняет в своем образе характерные черты, создавшего ее народа. В этом главная ценность кукольной одежды.

История игрушек советского периода, безусловно, представляет интерес не только для специалистов, но и для широких слоёв населения. Куклы 20-х годов XX века отражают суровую жизненную правду гражданской войны и коллективизации. Материалы для кукольных платьев простые, из хлопковых волокон. Конструкция костюма без каких-либо украшений и отделки. Все продиктовано рациональностью и символикой революционного времени.

14280 9

Сергиев Посад (Загорск) становится центром проектирования и производства игрушек, подготовки кадров для игрушечной промышленности. В 1928 году в Загорске была открыта фабрика по производству игрушек №1. Куклы того периода имели сдержанные и лаконичные наряды.

В 1931 году сюда переводят созданный после революции Н.Д. Бартрамом, единственный в своем роде Музей игрушки, имеющий уникальную коллекцию кукол.

В 1932 году начинает работать Научно-исследовательский институт игрушки, который разрабатывает новые образцы кукол, внедряет на игрушечные производства страны новые технологические процессы и материалы для изготовления кукольной одежды.

В 1933 году открывается индустриальный техникум игрушки, ставший единственным в стране учебным заведением, готовившим специалистов по проектированию и оформлению игрушки. Сейчас это Сергиево-Посадский филиал Высшей школы народных искусств (академия), имеющий 85-летнюю историю.

14280 1014280 11

Интересное решение принимает коллектив преподавателей и студентов колледжа игрушки в 1957 году. Они решают выполнить коллекцию кукол в костюмах всех республик СССР. При этом они добиваются в национальных костюмах полного внешнего сходства, даже ткани и материалы были присланы непосредственно из союзных республик.

14280 13 14280 14

Куклы 60-х годов XX века «заболели» производственной тематикой. Это были летчики, космонавты, парашютисты, капитаны, шахтеры, строители. Появившиеся новые виды материалов из синтетических волокон позволяли при изготовлении кукольной одежды добиться необходимого эффекта.

14280 15

В 1972 году в лабораториях Научно-исследовательского института игрушки была спроектирована первая безниточная швейная машина, которая позволяла выполнять соединительные швы на искусственных материалах методом сварки токами высокой частоты. При изготовлении кукольной одежды это был быстрый, прогрессивный, высокотехнологичный метод того времени. Кукольная мода шагнула далеко вперёд, обогнав моду своих создателей.

14280 16 14280 17

В настоящее время опять появился спрос на индивидуальные игрушки, выполненные малой партией или в единственном экземпляре. В последние годы можно наблюдать настоящий кукольный бум, особенно дороги коллекционные куклы в оригинальных платьях, выполненные мастерами-кукольниками.

Сейчас Загорск опять стал Сергиевым Посадом, он по-прежнему сохраняет статус столицы игрушечного промысла, здесь проходит ежегодный фестиваль «Игрушка в культуре России», который собирает многочисленных игрушечников, увлеченных своим делом.

Хотя сейчас в городе нет активной работы Научно-исследовательского института игрушки, закрыты крупные фабрики по производству игрушек, но все-таки исторические наработки бережно сохраняют, изучают и приумножают в Сергиево-Посадском филиале «Высшей школы народных искусств (академия)» и в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама, где ведется научно-исследовательская работа.

Студенты Сергиево-Посадского филиала ВШНИ осваивают непростую профессию дизайнера игрушки, требующую самых разнообразных знаний и умений. В процессе проектирования они учитывают традиции русской народной игрушки, требования современного дизайна, особенности технологии материалов для кукольной одежды. В дипломных проектах новых игрушек выпускники показывают свое искреннее стремление создать востребованную современную игрушку, которая принесет ребенку радость, вызовет у него интерес к творческой игре.

Молодые художники продолжают традиции кукольного мастерства игрушечников и производят красивую, модную одежду для маленьких кукольных человечков, обладающих притягательной силой.

Публикует PROfashion.ru.