Денис Чернов, "Смешарики": Наш мультсериал — это энциклопедия человеческих пороков

Печать
19-06-2018 08:39 | RDT-INFO.RU

1 июня, исполнилось 15 лет российскому мультсериалу "Смешарики". За это время на Студии Компьютерной Анимации "Петербург" сняли 400 серий самого сериала и его спин-оффа "Смешарики. Пин-код", плюс к тому — сотни эпизодов образовательных "Азбук" и три полнометражных фильма. Последняя из них, "Смешарики. Дежавю", к этому моменту собрала четверть миллиарда рублей в прокате. Денис Чернов, бессменный режиссёр "Смешариков" рассказал изданию Metro, как все начиналось.

14142 5

В кабинете у Чернова есть "Стена плача": пока идёт производство, она заполнены раскадровками. Когда закончили снимать "Дежавю", режиссёр повесил туда рисунки семилетнего сына.

— Денис, ваш сын смотрит "Смешариков"?

— Смотрит. И раньше для меня это было довольно тяжело. Почему? Ну представьте: на работе восемь часов вы "развлекаетесь" с Крошем и Нюшей, потом идёте в супермаркет и видите там те же "лица" на соках и шоколадках, а дома у тебя ещё и ребёнок требует их поставить. Но потом я адаптировался, сейчас уже даже в магазине не идентифицирую их как собственное творчество.

— Герои изменились, повзрослели?

— Нет. Внутри Смешарики остались точно такими же, как и были. Они не изменились, но расширили свои горизонты. Сначала была крошечная деревня, потом появились пустыня и моря. Дальше мы оказались в джунглях, а теперь стали путешествовать во времени и пространстве. Но самым любимым героем так и остаётся Крош. Это показывают наши опросы.

14142 3

— Почему у проекта такая долгая и счастливая, судя по сборам в кино, судьба сложилась?

— Если бы у нас не подобралась такая довольно суровая компания, "Смешарики" были бы совсем другими. Когда мне Салават Шайхинуров (арт-директор проекта) показал этих круглых героев, я, если честно, на них довольно косо посмотрел, это не из моей вселенной было… Ну представьте: я всегда слушал тяжелую музыку, иногда — очень тяжелую. Наш сценарист Алексей Лебедев учился в Суворовском, потом в театральном, потом плюнул на всё и ушёл в программисты. И тут вот эти карамельные мультяшные ребята. Мы компенсировали эту "няшность", наделили их какими-то своими чертами характера и реакциями — и получилось то, что до сих пор людям интересно. Плоские герои превратились в сложных и объёмных. Энциклопедия человеческих пороков получилась…

— Журнал "Афиша" много лет назад первым написал о феномене "Смешариков". Вам приятно, что критики видят эту "взрослую" основу в детском сериале?

— Ну мы никогда не работали с оглядкой на то, что подумают или поймут критики. А вот когда зрители в интернете рассказывают, какие философские смыслы разглядели в какой-то конкретной серии — это очень ценно и очень для нас приятно.

14142 2

— Расскажите, пожалуйста, о съёмочном процессе. Это совсем не похоже на обычное кино?

— От обычного он вообще принципиально не отличается. Но, если, чтобы снять обычное кино, надо строить декорации и ходить по площадке, то у нас всё умещается, условно говоря, на нескольких компьютерах. Но вообще — это два очень похожих процесса: в анимации есть отмоделенные локации, есть герои, есть "осветительные приборы" и "камера"… Есть раскадровка, эпизод, понимание сцены. Мы только разговаривать напрямую с "актёрами" не можем — общаемся через аниматоров. Всё то же самое: если не ярко отыграна эмоция — то это "Не верю!", если не такой ракурс, то "Камеру на другую сторону!".

— А дубли бывают?

— Технология очень дорогая, каждый кадр стоит приличных денег. Потому дублей как таковых в анимации нет, для этого делается подробная раскадровка.

— Свои новые проекты вы по такому принципу делаете? И герои похожие?

— Нет, это совсем не Смешарики. У этих героев есть голова, руки и ноги, они довольно человекоподобны. Это будет сериал и полнометражный фильм.

— И тоже 3D?

— Да. Я несколько лет проработал аниматором и знаю все классические технологии, и кукол, и пластилин. Честно скажу, что больше мне нравится компьютерная анимация. Но к старой школе, к тёплой ламповой — ручной — анимации я отношусь очень уважительно. Сейчас появляется столько новых технологий, позволяющих создавать миры какой угодно сложности. За ними нужно следить и быстренько их осваивать. Вот в нашем последнем полнометражном фильме мы показали, как это делать: шерстинки у Кроша, кожица на носу — мы на международном уровне находимся, и этим вполне можем гордиться.

14142 4

— Ну, это, конечно, не первые Смешарики двухмерные…

— Ещё бы. Когда создавались "Смешарики. Начало", в России не было ни одной анимационной полнометражной ленты формата Full 3D. Мы всему учились сами, а там столько нюансов… К примеру, если это самое 3D будет сделано неправильно, у зрителя начнёт болеть голова, и он захочет просто выбежать из зала. Мы "ставили" в кадр две "камеры" — для левого глаза и для правого. Процесс был длительный, дольше всего обсчёты занимали. Но мы сделали всё как нужно, ни к каким ухищрениям вроде конвертации 2D в 3D не прибегая.

— Вы вообще в кино ходите, смотрите зарубежные мультики?

— Да, хожу – чтобы понимать тенденции. DreamWorks, Pixar и Disney планку задирают очень высоко. И да, то, что они выпускают в последнее время — вдохновляет. Ты не приходишь домой и не злишься, а наоборот, понимаешь: и так можно сделать, нужно только напрячься немного. Что мы и стараемся делать всё это время. Причём силами более-менее тех же людей.

— Все пятнадцать лет "Смешариков" делают в Петербурге. Никогда не было желания перенести производство в столицу?

— В Москву? А нет необходимости. Сейчас на анимационном рынке России происходит довольно странная ситуация: отличные ленты делают не в Москве, где "Союзмультфильм", школа и традиция, а в городах, где нет такого бэкграунда — в Петербурге, к примеру, да, или в Воронеже. Потому нам у себя дома очень комфортно. Публикует Metro.