Взрастил «Клевер»: Как выходец из АСТ зарабатывает на детской литературе

Печать E-mail
08-06-2018 08:23 | RDT-INFO.RU

Основатель и генеральный директор российского издательства детской литературы Clever — Александр Альперович. В год «Клевер-Медиа-Групп» выпускает более 3 млн книг, выручка достигла 750 млн рублей. О том, как топ-менеджер АСТ открыл успешное детское издательство, пишет журнал Forbes.

14103 2

Ни доктор, ни банкир

«Я мечтал быть историком, филологом или экономистом, — рассказывает Альперович. — Но отец настоял на фундаментальном медицинском образовании, в итоге выучился на педиатра». С врачебной практикой будущий предприниматель завязал практически сразу. Со старших курсов вместе с другом Артуром Исаевым искали любые способы «страшно разбогатеть в кратчайший срок». В 1992 году приятели открыли рекламное агентство, потом торговали овощами, производили свекловичный сахар в Краснодаре. «С этих авантюр мы зарабатывали немного, хотя и удалось купить «семерку» «Жигули», — вспоминает Альперович. — Мы были очень довольны собой. Тогда стало понятно, что врачами мы не будем».

В итоге приятели решили получить экономическое образование и в 1995 году переехали из родного Ростова-на-Дону в Москву, поступив в бизнес-школу МИРБИС на специальность «финансы и кредит». Тогда же Альперович узнал об инвестиционной компании «Тройка Диалог» — она в то время была на слуху.

После защиты диплома Исаев решил заняться аудиторским бизнесом, а Альперович вернулся в Ростов-на-Дону, где открыл брокерскую контору, но мысль о «Тройке» не оставляла. В начале 1998 года у Альперовича появился план: он добился встречи с партнерами «Тройки Диалог» Михаилом Бройтманом и Павлом Теплухиным в Москве и предложил им открыть филиал в Ростове-на-Дону. Идея партнерам «Тройки» понравилась: с 1995 года компания начала выход в регионы, на тот момент уже работал филиал в Нижнем Новгороде.

На техническое открытие филиала летом 1998-го в Ростов прилетел старший партнер Рубен Варданян. Официальный запуск состоялся в августе, в тот самый день, когда в России объявили дефолт. Банковская система стихийно рушилась: компании банкротились, и толпы возмущенных вкладчиков штурмовали банки. «Если в начале 1998 года объем зарегистрированных сделок на фондовой бирже РТС доходил до $100 млн, то в конце того же года в отдельные дни он не превышал $1 млн», — отмечалось в корпоративном журнале «Тройки».

За пару месяцев курс рубля к доллару США вырос с 6,3 рубля до 15,9 рубля. Несмотря на это, Альперовичу удалось убедить своего начальника Андрея Мовчана не закрывать филиал в Ростове. «Мы действительно хорошо сработали в кризис, увидев возможности в реструктуризации долгов», — говорит он. Через год рынок выровнялся, и Альперович ушел в «Ренову» Виктора Вексельберга, где проработал еще несколько лет.

Несостоявшийся партнер

В мае 2002 года рынок печатных СМИ всколыхнула неожиданная новость, ее главным героем стал Олег Дерипаска. Компания «Базовый элемент», принадлежащая бизнесмену, за $27 млн получила контроль над ОАО «Роспечать» — лидером в сфере распространения печатной продукции. Зачем компании с основными активами в сырьевой промышленности, авто- и авиаиндустрии такая диверсификация, было неясно. Но интерес миллиардера к медиарынку сыграл на руку Альперовичу. В команду «Роспечати» он пришел по приглашению гендиректора Светланы Соколовой. «Я ездил по регионам и скупал компании, которые владели киосковыми сетями бывшей «Союзпечати», — говорит Альперович. — И за два-три года количество торговых точек достигло трех тысяч. Мы стали крупнейшими распространителями печати».

Альперович успешно справлялся с ролью управленца, но его не отпускала идея собственного бизнеса. Еще около двух лет он работал в компании «Арт и Дизайн», которая занималась печатью почтовых и праздничных открыток и была монополистом в этом сегменте. Была попытка войти в состав акционеров и получить долю в бизнесе, но не сложилось. «Быть младшим партнером у меня никогда не получалось», — признает Альперович.

Своего нового будущего работодателя Альперович встретил во дворе дома — сосед Олег Бартенев оказался совладельцем издательской группы «АСТ». «Ему часто приходили предложения о покупке долей, и он совершенно не знал, что с этим делать», — говорит Альперович. Узнав про опыт соседа в крупнейших финансовых структурах, Бартенев попросил проконсультировать его и старшего партнера и основателя «АСТ» Якова Хелемского по поводу нескольких потенциальных сделок.

В 2006 году Альперович перешел в штат. «Мне нравилась издательская среда, в «АСТ» все было заполнено книгами, на них сидели, лежали», — говорит он. Да и сам Хелемский производил сильное впечатление: книжник, который держал в уме имена всех авторов и тиражи. В кулуарах его добродушно называли «дедушкой», но в бизнесе он был настоящим монстром, уверяет источник Forbes.

На тот момент «АСТ» фактически являлось монополистом на издательском рынке, авторские гонорары измерялись цифрами с шестью нулями, хотя у издательства были проблемы с уплатой налогов.

«В компании не занимались структурированием финансов. Времена менялись, а они оставались в 1990-х», — объясняет Альперович. В 2008 году ближайший конкурент «Эксмо» Олега Новикова впервые предложил «АСТ» объединиться. «Планировалась большая сделка по слиянию равных партнеров, но переговоры ничем не закончились, — говорит Альперович. — А я всерьез задумался о собственном издательстве».

14103 1

Сам себе издатель

К тому времени он уже хорошо понимал, как работает рынок книг. За полгода до увольнения, зимой 2009 года, топ-менеджер как частное лицо поехал на книжную выставку во Франкфурт, а весной 2010-го — в Болонью, где и нашел книгу аргентинского детского писателя Родриго Фольгейра «Пес по имени Боб». Составить бизнес-план нового предприятия Альперовичу помогли два консультанта, выходцы из Ernst & Young. «Хелемский обо всем знал, — говорит Альперович. — Я иногда советовался с ним и даже надеялся на помощь «АСТ» в дистрибуции».

Выбор в пользу издания детских книг, по словам Альперовича, был интуитивным. Хотя тренд рынка был налицо: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2001–2010 годах выпуск детской литературы в России вырос по тиражу почти на 90% (несмотря на сокращение детского населения на 16% за 10 лет). Если в начале нулевых на одного ребенка приходилось 2,75 экземпляра книги, то сегодня это 6,17, говорилось в отчете.

В мае 2010 года Альперович подписал в печать несколько первых книг, в сентябре — заявление об увольнении из «АСТ». Через месяц книги детского издательства Clever попали на полки магазинов. Стартовые инвестиции составили $500 000, в равных долях в бизнес вложились Альперович, его старший брат Дмитрий (глава «Росгосстрах-Юг») и Александр Мерзленко (бывший топ-менеджер «Ренессанс Капитала»). «Когда брал деньги у ребят, казалось, что втягиваю их в авантюру», — вспоминает Альперович.

За четыре года «Клевер-Медиа-Групп» нарастила ассортимент до 500 наименований, наладила связи с типографиями в Твери, Китае, Италии и Прибалтике. Издательство сделало ставку на малоизвестных авторов: лишних денег на высокие гонорары не было. «В отличие от конкурентов я старался инвестировать в дизайн, качество полиграфии и систему продаж». С 2010 года Clever подписал договоры с магазинами Ozon, Московский дом книги, «Москва», «Лабиринт», «Детский мир», «Республика», уговорил поставить книги даже в «Аптечную сеть 36,6». Сейчас в портфеле издательства более тысячи наименований. Через интернет Clever продает около 50% продукции, что отличает это издательство от остальных, для которых ключевой канал сбыта — традиционная офлайн-розница.

«Покупатель выбирает книгу по обложке, аннотации и в соответствии с возрастом ребенка, — говорит генеральный директор My-Shop.ru Игорь Супрун. — Интернет расширяет эти возможности благодаря подробной информации о товаре на сайте и уровню сервиса интернет-магазина». Интернет-магазин сотрудничает с Clever около семи лет, сегодня партнер обеспечивает 3,6% продаж всех детских книг в ассортименте ретейлера. Кроме того, Clever пробует выпускать книги в виде «коллекций», объединенных общей темой и дизайном, и продвигает их как единый продукт. «Такой подход дает высокую оборачиваемость и внушительный процент продажи от объема всей серии», — добавляет Супрун.

Три года назад об издательстве Альперовича узнал основатель «М.Видео» Александр Тынкован и приобрел 12% акций компании при оценке бизнеса в $11 млн. «Для меня это family&friends-инвестиции — не ради прибыли. Понравились идея и команда», — говорит Тынкован. Перспективности бизнеса он не отрицает: на низкой базе (когда темпы роста объясняются низким стартовым показателем) Clever растет по 40% в год. По итогам 2017-го выручка детского издательства составила 750 млн рублей, EBITDA — чуть менее 225 млн рублей.

С сентября 2018 года планируется начать продажи книг в США и Канаде. Тынкован поначалу был против этого: если бизнес растет на основном рынке — в России, на нем и стоит сконцентрироваться. Но Альперович снова убедил, что выпуск 150 000–200 000 книг (по данным предварительных заказов американских и канадских сетей) даст Clever новые преимущества. Похоже, эта очередная авантюра предпринимателя может обернуться успехом. Публикует Forbes.

Просмотров: 667
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 18/04

    О тенденциях детского рынка в России

    О переходе торговли детскими товарами в онлайн-канал, исчезновении среднего ценового сегмента в продукции для детей, использовании персонажей и геймификации в упаковке товаров для взрослой аудитории и других тенденциях детского рынка в России рассказывает совладелец брендинговой компании Labelmen Анатолий Татауров.

  • 09/04

    Кейс компании Mobydick: Кофты-игрушки за пять шагов

    Супруги Серафима и Александр Блохины запустили производство дождевиков для обуви, а затем разработали кофты–трансформеры, которые превращаются в мягкие игрушки. В конце 2018 года они учредили компанию Mobydick, и уже сейчас ее оборот достигает 1 млн рублей в месяц.

  • 02/04

    Кейс Cinemood: вытащить из небытия советские диафильмы и подсадить на них американцев и россиян

    Выйти на западные рынки и успешно торговать там российским гаджетом — задача из области фантастики. Но это удалось компании Cinemood с ее одноименным портативным и беспроводным проектором. Компактное устройство для просмотра встроенного и стороннего визуального контента пользуется устойчивым спросом в США, Западной Европе и постсоветских республиках. C 2015 года российская компания продала более 25 тыс. гаджетов в 90 странах мира, а в числе ее партнеров — «Телеканал Мульт», онлайн-кинотеатр ivi, «Союзмультфильм» и Disney. Сооснователи Cinemood Михаил Буховцев и Дарья Мингалиева рассказали, как их подвели китайские подрядчики, что стартапу дает участие в акселераторах и зачем они подшутили над Майком Бутчером из TechCrunch.

  • 20/03

    Как строитель коттеджей Владислав Конечнов придумал новый вариант конструкторов для детей Wawata

    Товары для детей — одна из тех категорий товаров, на которые всегда есть спрос. Сейчас прилавки детских магазинов заполнены, но это богатство выбора зачастую сбивает с толку. Очень сложно выбрать игрушку, которая увлечет ребенка надолго, поможет его развитию и при этом будет сделана из безопасных материалов. Как сделать такую игрушку, рассказал соучредитель компании Wawata Владислав Конечнов.

  • 12/03

    Сергей Курицын, «Мишутка»: Бизнес должен чутко и оперативно реагировать на перемены в социальной сфере

    В Челябинске есть собственный производитель детских автокресел? Таким вопросом встречают собственника компании «Поколение» (торговые марки «Мишутка» и Teddy Bear) Сергея Курицына в большинстве организаций. Даже в Министерстве экономического развития региона удивились, когда узнали, что товары под брендами «Мишутка» и Teddy Bear выпускаются в столице Южного Урала. Принято считать, что этот рынок захвачен китайцами и европейцами, а отечественной продукции в данном сегменте нет. Между тем первый в стране цех детских автокресел с челябинской пропиской обеспечивает своими товарами не только российских малышей, но и экспортирует продукцию за рубеж — в Казахстан и Белоруссию. А филиалы компании открыты в Челябинске, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Ростове и Москве. Как долго бизнесу приходилось работать в минус, прежде чем выйти на проектные мощности? Почему у «Мишутки» не заладился выпуск колясок?

  • 13/02

    «Степ-Пазл» об ожиданиях и трендах 2019

    Участие в специализированных выставках, ожидания от текущего года, тренды на рынке — эти и другие темы мы решили поднять с организаторами предстоящей выставки Kids Russia 2019. Мы узнали мнения постоянных и новых экспонентов отраслевого события, которое по традиции закрывает весенний сезон в индустрии детских товаров. Сегодня на вопросы RDT-info.ru отвечает Елена Рожкова, PR-менеджер компании «Степ-Пазл».

  • 11/02

    Акции Mattel взлетели на 20% благодаря Hot Wheels и Barbie

    Американский производитель игрушек Mattel превзошел ожидания Уолл-Стрит по выручке и прибыли. Компании помогли высокие продажи кукол Barbie и машинок Hot Wheels в праздничный сезон. Котировки выросли на 20%.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image14:46 | ООО Инфания
Новые стильные расцветки колясок премиум класса UPPAbaby Vista уже в России
News image08:48 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» расширяет ассортимент настольных игр-ходилок
News image23/04 | ООО Бейби-Трейд
Новинка от ZerO-99: Первая помощь маме для налаживания и поддержания ГВ
News image18/04 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новые настольные игры для детей и взрослых от «Десятого королевства»
News image17/04 | Полесье
Новинка от фабрики «Полесье» — развивающая игрушка «Кассовый аппарат»
News image16/04 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» расширило линейку деревянных кубиков на оси
News image12/04 | Полесье
«Полесье» выпустило новую серию детских каталок
News image11/04 | ООО РОКСИ
Аспиратор назальный с мягким наконечником – уникальная разработка ROXY-KIDS
News image11/04 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинка «Десятого королевства» — мягкие аппликации с героями «Союзмультфильма»
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
  • Новые комментарии
  • Популярные
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2019 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.

Рейтинг@Mail.ru