Взрастил «Клевер»: Как выходец из АСТ зарабатывает на детской литературе

Печать E-mail
08-06-2018 08:23 | RDT-INFO.RU

Основатель и генеральный директор российского издательства детской литературы Clever — Александр Альперович. В год «Клевер-Медиа-Групп» выпускает более 3 млн книг, выручка достигла 750 млн рублей. О том, как топ-менеджер АСТ открыл успешное детское издательство, пишет журнал Forbes.

14103 2

Ни доктор, ни банкир

«Я мечтал быть историком, филологом или экономистом, — рассказывает Альперович. — Но отец настоял на фундаментальном медицинском образовании, в итоге выучился на педиатра». С врачебной практикой будущий предприниматель завязал практически сразу. Со старших курсов вместе с другом Артуром Исаевым искали любые способы «страшно разбогатеть в кратчайший срок». В 1992 году приятели открыли рекламное агентство, потом торговали овощами, производили свекловичный сахар в Краснодаре. «С этих авантюр мы зарабатывали немного, хотя и удалось купить «семерку» «Жигули», — вспоминает Альперович. — Мы были очень довольны собой. Тогда стало понятно, что врачами мы не будем».

В итоге приятели решили получить экономическое образование и в 1995 году переехали из родного Ростова-на-Дону в Москву, поступив в бизнес-школу МИРБИС на специальность «финансы и кредит». Тогда же Альперович узнал об инвестиционной компании «Тройка Диалог» — она в то время была на слуху.

После защиты диплома Исаев решил заняться аудиторским бизнесом, а Альперович вернулся в Ростов-на-Дону, где открыл брокерскую контору, но мысль о «Тройке» не оставляла. В начале 1998 года у Альперовича появился план: он добился встречи с партнерами «Тройки Диалог» Михаилом Бройтманом и Павлом Теплухиным в Москве и предложил им открыть филиал в Ростове-на-Дону. Идея партнерам «Тройки» понравилась: с 1995 года компания начала выход в регионы, на тот момент уже работал филиал в Нижнем Новгороде.

На техническое открытие филиала летом 1998-го в Ростов прилетел старший партнер Рубен Варданян. Официальный запуск состоялся в августе, в тот самый день, когда в России объявили дефолт. Банковская система стихийно рушилась: компании банкротились, и толпы возмущенных вкладчиков штурмовали банки. «Если в начале 1998 года объем зарегистрированных сделок на фондовой бирже РТС доходил до $100 млн, то в конце того же года в отдельные дни он не превышал $1 млн», — отмечалось в корпоративном журнале «Тройки».

За пару месяцев курс рубля к доллару США вырос с 6,3 рубля до 15,9 рубля. Несмотря на это, Альперовичу удалось убедить своего начальника Андрея Мовчана не закрывать филиал в Ростове. «Мы действительно хорошо сработали в кризис, увидев возможности в реструктуризации долгов», — говорит он. Через год рынок выровнялся, и Альперович ушел в «Ренову» Виктора Вексельберга, где проработал еще несколько лет.

Несостоявшийся партнер

В мае 2002 года рынок печатных СМИ всколыхнула неожиданная новость, ее главным героем стал Олег Дерипаска. Компания «Базовый элемент», принадлежащая бизнесмену, за $27 млн получила контроль над ОАО «Роспечать» — лидером в сфере распространения печатной продукции. Зачем компании с основными активами в сырьевой промышленности, авто- и авиаиндустрии такая диверсификация, было неясно. Но интерес миллиардера к медиарынку сыграл на руку Альперовичу. В команду «Роспечати» он пришел по приглашению гендиректора Светланы Соколовой. «Я ездил по регионам и скупал компании, которые владели киосковыми сетями бывшей «Союзпечати», — говорит Альперович. — И за два-три года количество торговых точек достигло трех тысяч. Мы стали крупнейшими распространителями печати».

Альперович успешно справлялся с ролью управленца, но его не отпускала идея собственного бизнеса. Еще около двух лет он работал в компании «Арт и Дизайн», которая занималась печатью почтовых и праздничных открыток и была монополистом в этом сегменте. Была попытка войти в состав акционеров и получить долю в бизнесе, но не сложилось. «Быть младшим партнером у меня никогда не получалось», — признает Альперович.

Своего нового будущего работодателя Альперович встретил во дворе дома — сосед Олег Бартенев оказался совладельцем издательской группы «АСТ». «Ему часто приходили предложения о покупке долей, и он совершенно не знал, что с этим делать», — говорит Альперович. Узнав про опыт соседа в крупнейших финансовых структурах, Бартенев попросил проконсультировать его и старшего партнера и основателя «АСТ» Якова Хелемского по поводу нескольких потенциальных сделок.

В 2006 году Альперович перешел в штат. «Мне нравилась издательская среда, в «АСТ» все было заполнено книгами, на них сидели, лежали», — говорит он. Да и сам Хелемский производил сильное впечатление: книжник, который держал в уме имена всех авторов и тиражи. В кулуарах его добродушно называли «дедушкой», но в бизнесе он был настоящим монстром, уверяет источник Forbes.

На тот момент «АСТ» фактически являлось монополистом на издательском рынке, авторские гонорары измерялись цифрами с шестью нулями, хотя у издательства были проблемы с уплатой налогов.

«В компании не занимались структурированием финансов. Времена менялись, а они оставались в 1990-х», — объясняет Альперович. В 2008 году ближайший конкурент «Эксмо» Олега Новикова впервые предложил «АСТ» объединиться. «Планировалась большая сделка по слиянию равных партнеров, но переговоры ничем не закончились, — говорит Альперович. — А я всерьез задумался о собственном издательстве».

14103 1

Сам себе издатель

К тому времени он уже хорошо понимал, как работает рынок книг. За полгода до увольнения, зимой 2009 года, топ-менеджер как частное лицо поехал на книжную выставку во Франкфурт, а весной 2010-го — в Болонью, где и нашел книгу аргентинского детского писателя Родриго Фольгейра «Пес по имени Боб». Составить бизнес-план нового предприятия Альперовичу помогли два консультанта, выходцы из Ernst & Young. «Хелемский обо всем знал, — говорит Альперович. — Я иногда советовался с ним и даже надеялся на помощь «АСТ» в дистрибуции».

Выбор в пользу издания детских книг, по словам Альперовича, был интуитивным. Хотя тренд рынка был налицо: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2001–2010 годах выпуск детской литературы в России вырос по тиражу почти на 90% (несмотря на сокращение детского населения на 16% за 10 лет). Если в начале нулевых на одного ребенка приходилось 2,75 экземпляра книги, то сегодня это 6,17, говорилось в отчете.

В мае 2010 года Альперович подписал в печать несколько первых книг, в сентябре — заявление об увольнении из «АСТ». Через месяц книги детского издательства Clever попали на полки магазинов. Стартовые инвестиции составили $500 000, в равных долях в бизнес вложились Альперович, его старший брат Дмитрий (глава «Росгосстрах-Юг») и Александр Мерзленко (бывший топ-менеджер «Ренессанс Капитала»). «Когда брал деньги у ребят, казалось, что втягиваю их в авантюру», — вспоминает Альперович.

За четыре года «Клевер-Медиа-Групп» нарастила ассортимент до 500 наименований, наладила связи с типографиями в Твери, Китае, Италии и Прибалтике. Издательство сделало ставку на малоизвестных авторов: лишних денег на высокие гонорары не было. «В отличие от конкурентов я старался инвестировать в дизайн, качество полиграфии и систему продаж». С 2010 года Clever подписал договоры с магазинами Ozon, Московский дом книги, «Москва», «Лабиринт», «Детский мир», «Республика», уговорил поставить книги даже в «Аптечную сеть 36,6». Сейчас в портфеле издательства более тысячи наименований. Через интернет Clever продает около 50% продукции, что отличает это издательство от остальных, для которых ключевой канал сбыта — традиционная офлайн-розница.

«Покупатель выбирает книгу по обложке, аннотации и в соответствии с возрастом ребенка, — говорит генеральный директор My-Shop.ru Игорь Супрун. — Интернет расширяет эти возможности благодаря подробной информации о товаре на сайте и уровню сервиса интернет-магазина». Интернет-магазин сотрудничает с Clever около семи лет, сегодня партнер обеспечивает 3,6% продаж всех детских книг в ассортименте ретейлера. Кроме того, Clever пробует выпускать книги в виде «коллекций», объединенных общей темой и дизайном, и продвигает их как единый продукт. «Такой подход дает высокую оборачиваемость и внушительный процент продажи от объема всей серии», — добавляет Супрун.

Три года назад об издательстве Альперовича узнал основатель «М.Видео» Александр Тынкован и приобрел 12% акций компании при оценке бизнеса в $11 млн. «Для меня это family&friends-инвестиции — не ради прибыли. Понравились идея и команда», — говорит Тынкован. Перспективности бизнеса он не отрицает: на низкой базе (когда темпы роста объясняются низким стартовым показателем) Clever растет по 40% в год. По итогам 2017-го выручка детского издательства составила 750 млн рублей, EBITDA — чуть менее 225 млн рублей.

С сентября 2018 года планируется начать продажи книг в США и Канаде. Тынкован поначалу был против этого: если бизнес растет на основном рынке — в России, на нем и стоит сконцентрироваться. Но Альперович снова убедил, что выпуск 150 000–200 000 книг (по данным предварительных заказов американских и канадских сетей) даст Clever новые преимущества. Похоже, эта очередная авантюра предпринимателя может обернуться успехом. Публикует Forbes.

Просмотров: 547
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 14/11

    Елена Письменская, Kids Fashion Retail о перспективах российских брендов детской одежды на европейском рынке

    Когда закрывается одна дверь, то открывается другая. Так и сейчас, после очередного падения рубля, наша продукция неожиданно для всех, в том числе и для нас самих, стала конкурентоспособной на международном рынке. О возможности развития продаж российских брендов детской одежды на международном рынке размышляет Елена Письменская, генеральный директор консалтингового агентства Kids Fashion Retail.

  • 06/11

    Кирилл Пыжов, Mamsy.ru: Как стимулировать спонтанные покупки в интернете

    Кирилл Пыжов, CMO компании Mamsy.ru, закрытого клуба распродаж, в котором зарегистрированы 8 млн женщин, рассказал Inc. о том, как привлечь и удержать клиентов в онлайне.

  • 06/11

    Дмитрий Кибкало, «Мосигра»: Ошибки — это, по сути, платное обучение

    Основатель сети магазинов настольных игр «Мосигра» Дмитрий Кибкало рассказал слушателям программы "Сколково Практикум", почему забота о клиенте  —  это главный инструмент маркетинга, и что на самом деле побуждает людей делать покупки.

  • 26/10

    Cinemood: как коробка с мультфильмами пытается стать серьезным бизнесом

    Михаил Буховцев и Дарья Мингалиева, основатели стартапа Cinemood (ранее известного как «Мультикубик»), нацелились на международную экспансию во время учебы в «Сколково». После выпуска из акселератора они начали глобальную краудфандинговую кампанию на Indiegogo и с 2016 года живут между Россией и США, время от времени приезжая еще и в Китай, где расположено производство. Так как же сделать бизнес из маленького проектора с мультфильмами внутри?

  • 24/10

    Как Свинка Пеппа стала кошмаром малого бизнеса

    Московское ООО «Маша и Медведь» в очередной раз отсудило компенсацию у предпринимателя из Набережных Челнов. Арбитражный суд Татарстана на днях удовлетворил иск на 50 тыс. рублей к ИП "Пеганова Гелюся". Как следует из материалов дела, с предпринимателя, продавшего за 350 рублей товар с изображением героев мультфильма, предписано взыскать 30 тыс. рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарный знак и 20 тыс. рублей — за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства. Число исков к предпринимателям от владельцев мультяшных брендов в судах растет, а сами торговцы тем временем предлагают искать защиты от правообладателей у бизнес-омбудсмена.

  • 14/10

    Как детским брендам самостоятельно вести борьбу с контрафактом

    Ежегодно представители российского бизнеса в детской индустрии сталкиваются с проблемами нарушения своих прав на объекты интеллектуальной собственности. При этом наряду с потерей дохода, подрывается и репутация компании, доверие потребителей к товару снижается, что в долгосрочной перспективе наносит еще больший ущерб деятельности компании. Однако еще до обращения к юристам за профессиональной помощью сама компания, в случае обнаружения в Интернете нарушения своих прав на какие-то из объектов интеллектуальной собственности, может достаточно эффективно, в соответствии с законодательством, воздействовать на нарушителей и остановить реализацию в Интернете контрафактной продукции. Какие базовые инструменты самостоятельной борьбы с контрафактной продукцией может использовать компания (правообладатель)? Об этом RDT-info.ru рассказали в юридической компании «Кирюхин и Партнеры».

  • 16/08

    Fix Price оказалась одним из крупнейших импортеров игрушек в России

    По итогам 11 месяцев 2017 года ООО «Бэст Прайс» (головная компания сети Fix Price) заняло третье место по объему поставок детских товаров в Россию в натуральном выражении — 7,6 тыс. т. В стоимостном — $36,5 млн — такой объем ставит компанию на седьмое место среди крупнейших поставщиков. Такие результаты следуют из данных Федеральной таможенной службы.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image14/11 | ООО РОКСИ
Акция от «РОКСИ»: мини-коврик в подарок к кругу Flipper
News image13/11 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинки от «Десятого королевства» — мозаики для малышей с крупными фишками, серии «Учись, играя»
News image02/11 | ООО Я РАСТУ ТОЙЗ
Новинка серии Пазлы на внимательность от ТМ Dodo — «Подводный мир»
News image01/11 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» представляет наборы елочных украшений своими руками
News image26/10 | ООО Я РАСТУ ТОЙЗ
Новогодние подарки для детских садов от компании «Я РАСТУ ТОЙЗ»
News image26/10 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило деревянные конструкторы БрусОк
News image16/10 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
IQ головоломки «Танграм» от компании «Десятое королевство»
News image16/10 | Полесье
Новинка для девочек от «Полесья» — набор детской посуды «Праздничный»
News image12/10 | Полесье
«Полесье» представляет новинку конструктор-транспорт «Автобус»
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки

НОВОСТИ

14/11В Саратове хозяйка детского магазина отсудила у МВД более 600 тысяч рублей
14/11Елена Письменская, Kids Fashion Retail о перспективах российских брендов детской одежды на европейском рынке
14/11В следующих сезонах мультсериала «Возвращение в Простоквашино» появятся новые герои
14/11Чистая прибыль Disney увеличилась на 33%
13/11Анонс: 14 ноября в передаче "Да-Игра!" поговорят об инвестициях в куклы
13/11Холдинг «СТС Медиа» инициировал иски к продавцам контрафакта
13/11Антон Яковлев, «Играмир»: Через три недели товар может быть уже на полке
13/11Департамент образования Москвы и «Союзмультфильм» представили образовательную технологию на основе мультфильма «Простоквашино»
13/11Мария Ванифатова, NPD Russia: Коллекционные игрушки выросли за последнее полугодие на 95%
13/11«Детский мир» открыл первый магазин в Ноябрьске
12/11Количество участвующих брендов во Всемирном дне шоппинга в России выросло в 1,5 раза
12/11На ежемесячные детские пособия в Подмосковье в 2019 году намерены выделить 3,2 млрд руб
RSS|рассылка на e-mail
  • Новые комментарии
  • Популярные
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2018 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.

Рейтинг@Mail.ru