Взрастил «Клевер»: Как выходец из АСТ зарабатывает на детской литературе

Печать E-mail
08-06-2018 08:23 | RDT-INFO.RU

Основатель и генеральный директор российского издательства детской литературы Clever — Александр Альперович. В год «Клевер-Медиа-Групп» выпускает более 3 млн книг, выручка достигла 750 млн рублей. О том, как топ-менеджер АСТ открыл успешное детское издательство, пишет журнал Forbes.

14103 2

Ни доктор, ни банкир

«Я мечтал быть историком, филологом или экономистом, — рассказывает Альперович. — Но отец настоял на фундаментальном медицинском образовании, в итоге выучился на педиатра». С врачебной практикой будущий предприниматель завязал практически сразу. Со старших курсов вместе с другом Артуром Исаевым искали любые способы «страшно разбогатеть в кратчайший срок». В 1992 году приятели открыли рекламное агентство, потом торговали овощами, производили свекловичный сахар в Краснодаре. «С этих авантюр мы зарабатывали немного, хотя и удалось купить «семерку» «Жигули», — вспоминает Альперович. — Мы были очень довольны собой. Тогда стало понятно, что врачами мы не будем».

В итоге приятели решили получить экономическое образование и в 1995 году переехали из родного Ростова-на-Дону в Москву, поступив в бизнес-школу МИРБИС на специальность «финансы и кредит». Тогда же Альперович узнал об инвестиционной компании «Тройка Диалог» — она в то время была на слуху.

После защиты диплома Исаев решил заняться аудиторским бизнесом, а Альперович вернулся в Ростов-на-Дону, где открыл брокерскую контору, но мысль о «Тройке» не оставляла. В начале 1998 года у Альперовича появился план: он добился встречи с партнерами «Тройки Диалог» Михаилом Бройтманом и Павлом Теплухиным в Москве и предложил им открыть филиал в Ростове-на-Дону. Идея партнерам «Тройки» понравилась: с 1995 года компания начала выход в регионы, на тот момент уже работал филиал в Нижнем Новгороде.

На техническое открытие филиала летом 1998-го в Ростов прилетел старший партнер Рубен Варданян. Официальный запуск состоялся в августе, в тот самый день, когда в России объявили дефолт. Банковская система стихийно рушилась: компании банкротились, и толпы возмущенных вкладчиков штурмовали банки. «Если в начале 1998 года объем зарегистрированных сделок на фондовой бирже РТС доходил до $100 млн, то в конце того же года в отдельные дни он не превышал $1 млн», — отмечалось в корпоративном журнале «Тройки».

За пару месяцев курс рубля к доллару США вырос с 6,3 рубля до 15,9 рубля. Несмотря на это, Альперовичу удалось убедить своего начальника Андрея Мовчана не закрывать филиал в Ростове. «Мы действительно хорошо сработали в кризис, увидев возможности в реструктуризации долгов», — говорит он. Через год рынок выровнялся, и Альперович ушел в «Ренову» Виктора Вексельберга, где проработал еще несколько лет.

Несостоявшийся партнер

В мае 2002 года рынок печатных СМИ всколыхнула неожиданная новость, ее главным героем стал Олег Дерипаска. Компания «Базовый элемент», принадлежащая бизнесмену, за $27 млн получила контроль над ОАО «Роспечать» — лидером в сфере распространения печатной продукции. Зачем компании с основными активами в сырьевой промышленности, авто- и авиаиндустрии такая диверсификация, было неясно. Но интерес миллиардера к медиарынку сыграл на руку Альперовичу. В команду «Роспечати» он пришел по приглашению гендиректора Светланы Соколовой. «Я ездил по регионам и скупал компании, которые владели киосковыми сетями бывшей «Союзпечати», — говорит Альперович. — И за два-три года количество торговых точек достигло трех тысяч. Мы стали крупнейшими распространителями печати».

Альперович успешно справлялся с ролью управленца, но его не отпускала идея собственного бизнеса. Еще около двух лет он работал в компании «Арт и Дизайн», которая занималась печатью почтовых и праздничных открыток и была монополистом в этом сегменте. Была попытка войти в состав акционеров и получить долю в бизнесе, но не сложилось. «Быть младшим партнером у меня никогда не получалось», — признает Альперович.

Своего нового будущего работодателя Альперович встретил во дворе дома — сосед Олег Бартенев оказался совладельцем издательской группы «АСТ». «Ему часто приходили предложения о покупке долей, и он совершенно не знал, что с этим делать», — говорит Альперович. Узнав про опыт соседа в крупнейших финансовых структурах, Бартенев попросил проконсультировать его и старшего партнера и основателя «АСТ» Якова Хелемского по поводу нескольких потенциальных сделок.

В 2006 году Альперович перешел в штат. «Мне нравилась издательская среда, в «АСТ» все было заполнено книгами, на них сидели, лежали», — говорит он. Да и сам Хелемский производил сильное впечатление: книжник, который держал в уме имена всех авторов и тиражи. В кулуарах его добродушно называли «дедушкой», но в бизнесе он был настоящим монстром, уверяет источник Forbes.

На тот момент «АСТ» фактически являлось монополистом на издательском рынке, авторские гонорары измерялись цифрами с шестью нулями, хотя у издательства были проблемы с уплатой налогов.

«В компании не занимались структурированием финансов. Времена менялись, а они оставались в 1990-х», — объясняет Альперович. В 2008 году ближайший конкурент «Эксмо» Олега Новикова впервые предложил «АСТ» объединиться. «Планировалась большая сделка по слиянию равных партнеров, но переговоры ничем не закончились, — говорит Альперович. — А я всерьез задумался о собственном издательстве».

14103 1

Сам себе издатель

К тому времени он уже хорошо понимал, как работает рынок книг. За полгода до увольнения, зимой 2009 года, топ-менеджер как частное лицо поехал на книжную выставку во Франкфурт, а весной 2010-го — в Болонью, где и нашел книгу аргентинского детского писателя Родриго Фольгейра «Пес по имени Боб». Составить бизнес-план нового предприятия Альперовичу помогли два консультанта, выходцы из Ernst & Young. «Хелемский обо всем знал, — говорит Альперович. — Я иногда советовался с ним и даже надеялся на помощь «АСТ» в дистрибуции».

Выбор в пользу издания детских книг, по словам Альперовича, был интуитивным. Хотя тренд рынка был налицо: по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2001–2010 годах выпуск детской литературы в России вырос по тиражу почти на 90% (несмотря на сокращение детского населения на 16% за 10 лет). Если в начале нулевых на одного ребенка приходилось 2,75 экземпляра книги, то сегодня это 6,17, говорилось в отчете.

В мае 2010 года Альперович подписал в печать несколько первых книг, в сентябре — заявление об увольнении из «АСТ». Через месяц книги детского издательства Clever попали на полки магазинов. Стартовые инвестиции составили $500 000, в равных долях в бизнес вложились Альперович, его старший брат Дмитрий (глава «Росгосстрах-Юг») и Александр Мерзленко (бывший топ-менеджер «Ренессанс Капитала»). «Когда брал деньги у ребят, казалось, что втягиваю их в авантюру», — вспоминает Альперович.

За четыре года «Клевер-Медиа-Групп» нарастила ассортимент до 500 наименований, наладила связи с типографиями в Твери, Китае, Италии и Прибалтике. Издательство сделало ставку на малоизвестных авторов: лишних денег на высокие гонорары не было. «В отличие от конкурентов я старался инвестировать в дизайн, качество полиграфии и систему продаж». С 2010 года Clever подписал договоры с магазинами Ozon, Московский дом книги, «Москва», «Лабиринт», «Детский мир», «Республика», уговорил поставить книги даже в «Аптечную сеть 36,6». Сейчас в портфеле издательства более тысячи наименований. Через интернет Clever продает около 50% продукции, что отличает это издательство от остальных, для которых ключевой канал сбыта — традиционная офлайн-розница.

«Покупатель выбирает книгу по обложке, аннотации и в соответствии с возрастом ребенка, — говорит генеральный директор My-Shop.ru Игорь Супрун. — Интернет расширяет эти возможности благодаря подробной информации о товаре на сайте и уровню сервиса интернет-магазина». Интернет-магазин сотрудничает с Clever около семи лет, сегодня партнер обеспечивает 3,6% продаж всех детских книг в ассортименте ретейлера. Кроме того, Clever пробует выпускать книги в виде «коллекций», объединенных общей темой и дизайном, и продвигает их как единый продукт. «Такой подход дает высокую оборачиваемость и внушительный процент продажи от объема всей серии», — добавляет Супрун.

Три года назад об издательстве Альперовича узнал основатель «М.Видео» Александр Тынкован и приобрел 12% акций компании при оценке бизнеса в $11 млн. «Для меня это family&friends-инвестиции — не ради прибыли. Понравились идея и команда», — говорит Тынкован. Перспективности бизнеса он не отрицает: на низкой базе (когда темпы роста объясняются низким стартовым показателем) Clever растет по 40% в год. По итогам 2017-го выручка детского издательства составила 750 млн рублей, EBITDA — чуть менее 225 млн рублей.

С сентября 2018 года планируется начать продажи книг в США и Канаде. Тынкован поначалу был против этого: если бизнес растет на основном рынке — в России, на нем и стоит сконцентрироваться. Но Альперович снова убедил, что выпуск 150 000–200 000 книг (по данным предварительных заказов американских и канадских сетей) даст Clever новые преимущества. Похоже, эта очередная авантюра предпринимателя может обернуться успехом. Публикует Forbes.

Просмотров: 230
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 17/05

    Почему в России почти не шьют одежду для тинейджеров

    Выживать производителям одежды в нашей стране сегодня сложно. Однако эксперты индустрии моды уверены, что на рынке еще есть свободные ниши. К примеру, если рынок одежды для детей более-менее насыщен, то для подростков в России практически никто не шьет. По прогнозам экспертов, спрос на продукцию данного сегмента в перспективе будет расти. Об этом рассказали участники «круглого стола» Международной детской ассамблеи моды, который состоялся в рамках выставки «Планета детства» в Петербурге.

  • 11/05

    Ключевые факторы успеха выбора франшизы детской одежды

    Елена Письменская, генеральный директор консалтингового агентства “Kids Fashion Retail”, рассказывает о том, как открыть магазин детской одежды по франчайзингу. В условиях конкуренции далеко не все предлагаемые франшизы являются привлекательными для инвестирования. Так как не ошибиться?

  • 10/05

    Софья Погосян, компания BabySunLove: Как создать детский бренд

    Как выйти на рынок товаров для детей с собственной торговой маркой? Об этом рассказала Софья Погосян, генеральный директор компании BabySunLove, руководитель проекта инвестиционного фонда Key Group. По словам Софьи, для начинающего бренда, особенно в категории детских товаров, присутствие в офлайне в торговых сетях и возможность протестировать его — это ключевой момент.

  • 08/05

    Виктор Конкин, основатель компании KidsHome: "Как мы построили продажи и отрегулировали поток клиентов"

    Рынок детских товаров в России стагнирует из-за кризиса: по итогам 2017 года объем рынка составил 529 млрд руб и вырос на 1% по сравнению с 2016 годом. Меньше других страдают сегменты базового гардероба и товаров для образования. При этом снижение рождаемости из-за кризиса постепенно приведет к тому, что на рынке будет появляться все больше товаров для детей постарше, а не для новорожденных. Виктор Конкин, основатель компании KidsHome, выпускающей детские домики, рассказал, зачем на производстве детских товаров нужен психолог, почему покупателю нужно оставлять небольшой выбор и почему детские товары будут покупать даже в кризис.

  • 28/03

    Почему российские марки детской одежды и обуви выходят на зарубежные рынки

    Российский рынок детских товаров продолжает расхлебывать последствия экономической встряски. Хотя потребительские настроения, по данным GfK Rus, в нашей стране постепенно растут (по итогам 3-го квартала 2017 года их индекс увеличился на три пункта по сравнению с предыдущим кварталом), покупательная способность продолжает снижаться. Не добавляет оптимизма и ситуация с рождаемостью в России. В этих условиях производители детских товаров вынуждены искать эффективные решения и новые рынки сбыта. Одна за другой наши марки выходят за рубеж, испытывая себя в незнакомых условиях.

  • 20/03

    Мишки пылятся на полках: какие игрушки предпочитают современные дети

    Выручка производителя конструкторов Lego Group снизилась впервые за последние 13 лет, крупнейший американский ретейлер Toys «R» Us может закрыть все свои магазины в США, а российский франчайзи британской компании Hamleys может сократить площади своих магазинов. Означает ли поток подобных новостей, что дети стали меньше играть или просто мода на игрушки меняется так стремительно, что торговцы за ней не успевают.

  • 12/03

    Как и на чем зарабатывает российский офис The Walt Disney Company

    На мировой рынок развлечений The Walt Disney Company оказывает примерно такое же влияние, какое Coca-Cola — на сферу продаж сладкой газированной воды или Amazon на отрасль онлайн-магазинов. В Москве офис Disney открылся в 2006 году, но темпы его работы создают ощущение, что российский бизнес американского гиганта в основном пребывает в режиме on hold. Как и сколько Disney зарабатывает в России?

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image15/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинка от «Десятого королевства» — настольные развивающие электровикторины
News image15/06 | Полесье
«Полесье» для любопытных малышей выпустило конструктор-транспорт "Паровоз"
News image15/06 | ООО РОКСИ
Круги на шею для маленьких чемпионов от ROXY-KIDS
News image14/06 | ООО ХЭППИ ЛАЙН
Оригинальная новинка от издательства HappyLine — наборы для создания Семейного древа
News image13/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые наборы для выжигания с драконами и динозаврами
News image07/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинка в серии «Собери! Раскрась! Играй!» от «Десятого королевства»
News image07/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые пластмассовые кубики для детей
News image07/06 | ООО Оптим-Партнер
Drema Babydou — новый российский бренд умных игрушек-гаджетов для сна новорожденного
News image06/06 | Юнитойс МСК
Компания «Юнитойс Мск» представляет настольную игру «Тик Так Бумм» от Piatnik
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки

НОВОСТИ

15/06Коллекция товаров "Союзмультфильма" представлена в бренд-зоне на платформе "Яндекс.Маркет"
15/06Названы лидеры по количеству магазинов среди одежных и обувных ритейлеров: в рейтинги включены и детские сети
15/06Правительство одобрило законопроект о повышении НДС до 20%. Льготная ставка на детские товары сохранится
15/06Эксперты и производители обсудили, как выйти из кризиса игрушечной индустрии
15/06С иркутских предпринимателей взыскали 132 тысячи рублей за незаконное использование изображения свинки Пеппы
14/06Открылся первый розничный магазин российского бренда детской одежды Junior Republic
14/06Children’s Fashion Fair состоится в Киеве 11–13 сентября
14/06Завод детских товаров «Кимберли-Кларк» в Ступино реконструируют в четвертом квартале
14/06Маттео Оливетти, Rainbow: «Лицензирование — это не только прибыль от продаж»
14/06«Почта России» просит отложить снижение беспошлинного лимита на интернет-посылки
13/06На Неделе Российского Ритейла предложили выход из порочного круга глубоких скидок
13/06Пограничники не пропустили через Астрахань более 20 тонн китайского ширпотреба и детских игрушек
RSS|рассылка на e-mail
  • Новые комментарии
  • Популярные
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2018 RDT-INFO.RU - Обзор детской промышленности
Здесь вы найдете информацию о развитии детской промышленности в России, узнаете какие шаги предпринимает ассоциация индустрии детских товаров, какая ситуация складывается на рынке детпрома, в том числе в сегменте производства детской одежды, детского питания, детской обуви, детской мебели, товаров для новорожденных, детской медиа продукции.

Рейтинг@Mail.ru