Нелли Козырева, кафедра психологии МГУ им. А.А.Кулешова: «Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад»

Нелли Козырева, кафедра психологии МГУ им. А.А.Кулешова: «Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад»

Печать E-mail
23-05-2018 12:31 | RDT-INFO.RU

14016 1Во II международной конференции «Игровая культура современного детства», которая пройдет 29 мая-3 июня в Москве, примут участие не только российские ученые, но и их коллеги из других стран. Представляем кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии МГУ им. А.А.Кулешова (Могилёв, Беларусь) Нелли Козыреву, которая рассказала, в чем отличие современных игр от тех, в которые играли родители нынешних детей, и в какие игры надо играть, чтобы стать успешным.

— Нелли Арнольдовна, Вы помните свою первую игрушку?

— Помню яркий пластмассовый конструктор, в котором были сочные синие и жёлтые блоки с дырочками и пупырышками, которые я с удовольствием соединяла. И куклу Наташу. Обыкновенную, без всяких нынешних эффектов, но я её очень любила и из лоскутков делала ей всякие наряды. Помню их вместе - и конструктор, и куклу, а вот другие игрушки помню уже в более позднем возрасте - настольные игры.

— Каково, на ваш взгляд, главное отличие игр, в которые играют современные дети, от игр, в которые играли дети 20-30 лет назад?

— Главное отличие не в самих играх. Конечно, есть разница в качестве материалов и в функциональности (красоте настольных игр, их объёмных элементов и в различных эффектах, которые есть у кукол, многообразии конструкторов). За это время появились новые виды игр — много робототехнических, управляемых моделей, летающих фигурок, большой выбор наборов для творчества.

Но, как мне кажется, самое главное отличие состоит не в самих играх, а ... в их количестве. Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад. И если раньше для ребёнка приобретение игрушки было значимым событием, он его ждал и подолгу играл с игрушкой, то сейчас детям дарят и просто покупают игрушки чуть ли не каждый день, и поэтому они для них — это что-то обыденное, чего много. Так пропала ценность игрушки, а с этим связано следующее отличие.

Если раньше у ребенка возникала какая-то трудность с игрушкой, то он разбирался — как в неё играть, что там происходит в этой игрушке. Сейчас он её бросает и переходит к другой игрушке — потому что у любого современного ребёнка игрушек много, часто коробками с ними просто завалены комнаты.

Производители, для того чтобы просто «зацепить» ребенка своей игрушкой, пытаются уменьшить время на игру. Например, в тех же самых настольных играх, в которые наше поколение играло достаточно долго, иногда часы, часто всей семьей, и это совместная игра была очень интересной и важной именно из-за того, что вся семья собиралась ВМЕСТЕ. А сейчас даже настольные игры рассчитаны на 15-20 минут игры, максимум на 40- 45 минут, потому что на большее время людей не соберёшь, все заняты. И эффект от такой короткой настольной игры зачастую заключается просто в развлечении, «fun». Да и конкурентов на свободное время ребенка тоже очень много – мультфильмы, кино, интернет с бесконечными видеороликами, а также различные развивающие секции и занятия.

— В какие игры должны сегодня играть дети, чтобы быть успешными взрослыми завтра?

— На этот вопрос ответить непросто, потому что надо понять: а что же такое «успешный взрослый»? В нашем обществе ценность знаний и высшего образования утеряна, они уже не служат «социальным лифтом к успеху». Поэтому только игр на развитие интеллекта и общего кругозора (головоломок, логических игр, викторин, настольных игр, стратегий) будет недостаточно. Сейчас очень важно, чтобы дети умели общаться, грамотно коммуницировать с другими людьми — и со своими сверстниками, и с более старшими, и младшими. Нужно уметь как выигрывать, так и проигрывать, «держать удар». Поэтому, мне кажется, очень важны игры на развитие командных навыков и лидерства. Для этого хорошо подходят подвижные, спортивные и некоторые компьютерные игры. И, как ни странно, простые настольные игры, которые ещё называют «ходилки» или «бродилки»: именно в них дошкольники учатся соблюдать правила, ходить по очереди, понимать, что на пути к Цели-Победе будут как препятствия, так и случайности-возможности, переживать проигрыш и радоваться победе, не унижая своих партнёров по игре.

И ещё я бы посоветовала, чтобы дети играли в игры, которые развивают их воображение и творческие способности. Это могут быть игры различных видов: и настольные, и конструкторы, и игры-эксперименты, и наборы для творчества.

— Что обязательно должно быть в игротеке сегодняшних мальчиков и девочек?

— Ответ тоже связан с тем, что игрушек очень много, и родители, даже самые хорошие, не смогут полностью купить «идеальную игротеку», тем более, что она будет меняться в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Не хочу называть какие-то отдельные игры и рекламировать их, потому что за сотнями раскрученных игр на полках магазинов игрушек стоят тысячи очень хороших и полезных для развития ребенка, выбирать среди которых и родителям, и детям очень непросто. Пока нет доступной и на понятном для родителя языке написанной информации: как правильно выбирать игрушку, но, насколько я знаю, над такой книгой и электронным каталогом сейчас работают специалисты Национальной ассоциации игрушечников России.

Поэтому полагаю, что дети с младенчества и до подросткового возраста должны наиграться в различные типы игр (их около 20). Каждый из типов игры развивает как психофизиологические функции (например, моторика пальцев рук), так и познавательные процессы (внимание, мышление, воображение, память), разнообразные способности ребенка (творческие, исследовательские и др.), а также способствует проявлению и воспитанию отдельных черт характера (отношение к людям и себе, к вещам, к труду) и качеств личности (лидерство, воля к победе и др.).

А в каждом из этих типов игр есть сотни и тысячи различных игр по разным темам и разной стоимости, среди которых родители и дети могут выбирать, исходя из своих предпочтений и доходов. А пока родители не знают, что важны ВСЕ типы игр, в игротеке ребёнка могут быть перекосы — например, есть десятки разных пазлов, но совсем нет мозаик (а они есть и настольные, и настенные, и напольные, из разных материалов, с разным способом закрепления элементов — и вкручивание, и надевание, и зацепление — которые специально предназначены для развития различных движений пальчиков ребёнка и мышления). Или у девочек нет конструкторов, мягких шнуровок. Но о типах игр и их полезности для развития я могу говорить бесконечно…

Родителям и производителям игр я бы посоветовала обратить внимание на развитие у детей ключевых компетенций XXI века. Если в описании игр появятся названия компетенций, на развитие которых игра направлена — родителям будет проще ориентироваться в выборе.

— Почему право на игру детей нужно отстаивать? В чём угрозы, и так ли они велики?

— Да, мне кажется, что угроза есть. Взрослые слишком пытаются сделать детей успешными своими «взрослыми методами», которые забирают у ребят время игры и заполняют его серьезными занятиями в детском саду, в школе. В свободное время дети тоже зачастую перегружены различными дополнительными школами развития, кружками и секциями, репетиторами. Всё это очень хорошо, но в меру. У ребенка пока остаётся мало времени на себя: просто отдохнуть от занятий, поиграть самому и со своими сверстниками, с родителями. Иногда ребёнок может играть только в компьютерные игры в то время, пока его родители в машине перевозят из одного места занятий в другое. Часто в семье только один ребёнок, и сходить в гости к другу поиграть, как это было раньше, не получается, потому что друзья живут в других, отдаленных домах. Или поиграть во дворе становится невозможным, потому что дворы при современной планировке застройки исчезают.

В игре ребёнок учится очень важным для жизни навыкам — учитывать интересы других игроков, играть честно, ставить цели и их добиваться, вживаться в разные роли и понимать какая из них тебе больше нравится, помогать и быть великодушным, придумывать, чем заняться с друзьями — менять правила известных игр и создавать свои игры, проявлять свои творческие и лидерские способности. К сожалению, школа, дающая знания, не сможет заменить полноценную ИГРУ.

— Что нового узнают слушатели на вашей секции?

— За последние 20 лет у нас «появились» дети, которые умеют сами придумывать игры для себя и для своих сверстников. И некоторые из этих детей уже даже выпускают свои игры! За это время у нас появились, конечно, и игровые методики для педагогов и родителей — как детей научить придумывать игры. А если учесть, что скоро 3D принтеры, на которых можно быстро печатать разные товары, станут такими же обычными в наших домах, как простой компьютер и принтер, то дети смогут сами себе и придумывать, и печатать игры и игрушки!

Поэтому я приглашаю на нашу секцию всех, кто хочет научиться придумывать игры со своим ребенком или со своими учениками. Это очень увлекательно, это очень развивает ребёнка и, главное, это позволяет ему создать свой мир, в котором он проявит все свои способности и знания. Знания, воплощённые в собственном «творческом продукте» ребёнка — они никогда не забудутся! А процесс СО-Творчества создаёт прекрасные переживания, дарит радость собственных творческих открытий и новый уровень общения.

Приходите на практико-ориентированные доклады и мастер-классы наших спикеров!

/ Интервью подготовлено эксклюзивно для RDT-info.ru пресс-службой НАИР и АИДТ

Просмотров: 537
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 13/08

    Роман Лукьянов, управляющий партнер Semenov&Pevzner: 40-45% рынка игрушек — это контрафакт

    Более 13 тысяч детских игрушек с превышенным индексом токсичности были обнаружены на одной из торговых баз Благовещенска и затем уничтожены, сообщила недавно пресс-служба Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Амурской области. Автомобили, головоломки, конструкторы, лодки, куклы, пистолеты, наборы для бисероплетения, пластилин, фигурки динозавров все эти игрушки представляли опасность для здоровья детей. Тему контрафакта игрушек, а также набор мер, необходимых для борьбы с этой проблемой, обсудили с Романом Лукьяновым, управляющим партнером компании Semenov&Pevzner, экспертом АИДТ.

  • 09/08

    Хобби как бизнес — куда будет двигаться рынок товаров для творчества

    23 июля передача «Да-Игра!» на канале "Медиаметрикс" была посвящена товарам для творческого развития. Борис Кац, директор по развитию сети хобби-гипермаркетов "Леонардо" и Василий Фатеев, основатель и руководитель ГК "Фарм" рассказали о хобби, которое стало делом жизни. RDT-info.ru публикует интервью на основе данного выпуска программы «Да-Игра!».

  • 02/08

    Анастасия Василькова, Choupette: Как бренду детской одежды покорить международные рынки

    Российский рынок детских товаров ограничен демографической ситуацией в стране. Найти новых потребителей можно за границей. К чему готовиться предпринимателю при выходе на международные рынки? Рассуждает Анастасия Василькова, директор по развитию торговой марки Choupette.

  • 31/07

    Как Волк Забивака стал лидером продаж

    16 июля гостем авторской передачи Антонины Цицулиной на канале "Медиаметрикс" стал генеральный директор лицензионного агентства "Мегалайсенз" Захар Назаренко. В 2017 году «Мегалайсенз Энтертеймент» и FIFA подписали соглашение по реализации производства официальной лицензионной продукции и на открытие официальных магазинов Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Каковы данные по продажам Волка Забиваки в период Чемпионата? Сколько всего официальных магазинов работало на территории России? Как строится работа с лицензионной продукцией по окончанию ЧМ? RDT-info.ru публикует интервью на основе данного выпуска программы «Да-Игра!».

  • 26/07

    Роман Лукьянов, управляющий партнер Semenov&Pevzner: Может ли правообладатель заработать на исках к рознице?

    Тема борьбы с контрафактом в лицензионной индустрии продолжает быть актуальной. Существует как минимум два взгляда на проблему. Одни говорят, что активные действия правообладателей по борьбе с пиратством только оздоравливают рынок и способствует его развитию, другие же утверждают, что многочисленные судебные процессы становятся дополнительным источником дохода для лицензиаров и способом отобрать последнее у и без того нищей российской розницы. В вышедшем недавно материале РБК авторы приводят в пример работу британской компании Entertainment One UK Limited. Основной посыл текста в том, что правообладатель пользуется безграмотностью предпринимателей и активно зарабатывает на судебных процессах. Этот спорный материал комментирует Роман Лукьянов, управляющий партнер компании Semenov&Pevzner. Так может ли в действительности правообладатель зарабатывать на исках к рознице?

  • 25/07

    Анастасия Василькова, Choupette: Школьная форма — сложные в пошиве изделия

    Одна из ключевых проблем производителей школьной формы (помимо соответствия ужесточающимся требованиям к качеству и внешнему виду одежды) как выйти на покупателя и предложить ему продукт, от которого невозможно отказаться. Опытом решения этой непростой задачи делится Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette.

  • 24/07

    Андрей Жбанов, «Вагон игрушек»: Самая большая сложность – гарантировать нужный уровень сервиса

    История сети «Вагон игрушек» началась в 2003 году, когда в Великом Новгороде появился первый магазин в формате cash&carry. О том, как развивается компания и какие у нее дальнейшие планы, рассказал директор Андрей Жбанов.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image14/08 | ГРАТ-ВЕСТ
«ГРАТ-ВЕСТ» анонсирует новые наборы фокусов, мозаик и детской косметики
News image14/08 | ООО Фортуна-C
Инновационная коллекция зимних конвертов от «Сонного гномика»
News image07/08 | ООО Рубиком
ТМ Maman представляет блендер-пароварку LS-B612
News image06/08 | Юнитойс МСК
Товары для детского творчества Scentos — яркое решение творческих возможностей
News image02/08 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новую серию из 12 пазлов в рамке
News image01/08 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» представляет деревянную азбуку на магнитах
News image19/07 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Обучающая игра-викторина для детей «Школа дошколят» — новинка от «Десятого королевства»
News image17/07 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» представляет новые пазлы в серии «Собери! Раскрась! Играй!»
News image13/07 | ООО Инфания
«Инфания» представляет коляску UPPAbaby Minu — навстречу приключениям
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
  • Новые комментарии
  • Популярные
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2018 RDT-INFO.RU - Кто есть кто на рынке детских товаров
Интервью с представителями рынка детских товаров, статьи о компаниях, фотографии лиц и персон, справочник в формате кто есть кто.

Рейтинг@Mail.ru