Нелли Козырева, кафедра психологии МГУ им. А.А.Кулешова: «Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад»

Печать E-mail
23-05-2018 12:31 | RDT-INFO.RU

14016 1Во II международной конференции «Игровая культура современного детства», которая пройдет 29 мая-3 июня в Москве, примут участие не только российские ученые, но и их коллеги из других стран. Представляем кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии МГУ им. А.А.Кулешова (Могилёв, Беларусь) Нелли Козыреву, которая рассказала, в чем отличие современных игр от тех, в которые играли родители нынешних детей, и в какие игры надо играть, чтобы стать успешным.

— Нелли Арнольдовна, Вы помните свою первую игрушку?

— Помню яркий пластмассовый конструктор, в котором были сочные синие и жёлтые блоки с дырочками и пупырышками, которые я с удовольствием соединяла. И куклу Наташу. Обыкновенную, без всяких нынешних эффектов, но я её очень любила и из лоскутков делала ей всякие наряды. Помню их вместе - и конструктор, и куклу, а вот другие игрушки помню уже в более позднем возрасте - настольные игры.

— Каково, на ваш взгляд, главное отличие игр, в которые играют современные дети, от игр, в которые играли дети 20-30 лет назад?

— Главное отличие не в самих играх. Конечно, есть разница в качестве материалов и в функциональности (красоте настольных игр, их объёмных элементов и в различных эффектах, которые есть у кукол, многообразии конструкторов). За это время появились новые виды игр — много робототехнических, управляемых моделей, летающих фигурок, большой выбор наборов для творчества.

Но, как мне кажется, самое главное отличие состоит не в самих играх, а ... в их количестве. Игр стало в сотни-тысячи раз больше, чем 20-30 лет назад. И если раньше для ребёнка приобретение игрушки было значимым событием, он его ждал и подолгу играл с игрушкой, то сейчас детям дарят и просто покупают игрушки чуть ли не каждый день, и поэтому они для них — это что-то обыденное, чего много. Так пропала ценность игрушки, а с этим связано следующее отличие.

Если раньше у ребенка возникала какая-то трудность с игрушкой, то он разбирался — как в неё играть, что там происходит в этой игрушке. Сейчас он её бросает и переходит к другой игрушке — потому что у любого современного ребёнка игрушек много, часто коробками с ними просто завалены комнаты.

Производители, для того чтобы просто «зацепить» ребенка своей игрушкой, пытаются уменьшить время на игру. Например, в тех же самых настольных играх, в которые наше поколение играло достаточно долго, иногда часы, часто всей семьей, и это совместная игра была очень интересной и важной именно из-за того, что вся семья собиралась ВМЕСТЕ. А сейчас даже настольные игры рассчитаны на 15-20 минут игры, максимум на 40- 45 минут, потому что на большее время людей не соберёшь, все заняты. И эффект от такой короткой настольной игры зачастую заключается просто в развлечении, «fun». Да и конкурентов на свободное время ребенка тоже очень много – мультфильмы, кино, интернет с бесконечными видеороликами, а также различные развивающие секции и занятия.

— В какие игры должны сегодня играть дети, чтобы быть успешными взрослыми завтра?

— На этот вопрос ответить непросто, потому что надо понять: а что же такое «успешный взрослый»? В нашем обществе ценность знаний и высшего образования утеряна, они уже не служат «социальным лифтом к успеху». Поэтому только игр на развитие интеллекта и общего кругозора (головоломок, логических игр, викторин, настольных игр, стратегий) будет недостаточно. Сейчас очень важно, чтобы дети умели общаться, грамотно коммуницировать с другими людьми — и со своими сверстниками, и с более старшими, и младшими. Нужно уметь как выигрывать, так и проигрывать, «держать удар». Поэтому, мне кажется, очень важны игры на развитие командных навыков и лидерства. Для этого хорошо подходят подвижные, спортивные и некоторые компьютерные игры. И, как ни странно, простые настольные игры, которые ещё называют «ходилки» или «бродилки»: именно в них дошкольники учатся соблюдать правила, ходить по очереди, понимать, что на пути к Цели-Победе будут как препятствия, так и случайности-возможности, переживать проигрыш и радоваться победе, не унижая своих партнёров по игре.

И ещё я бы посоветовала, чтобы дети играли в игры, которые развивают их воображение и творческие способности. Это могут быть игры различных видов: и настольные, и конструкторы, и игры-эксперименты, и наборы для творчества.

— Что обязательно должно быть в игротеке сегодняшних мальчиков и девочек?

— Ответ тоже связан с тем, что игрушек очень много, и родители, даже самые хорошие, не смогут полностью купить «идеальную игротеку», тем более, что она будет меняться в зависимости от возраста и интересов ребёнка. Не хочу называть какие-то отдельные игры и рекламировать их, потому что за сотнями раскрученных игр на полках магазинов игрушек стоят тысячи очень хороших и полезных для развития ребенка, выбирать среди которых и родителям, и детям очень непросто. Пока нет доступной и на понятном для родителя языке написанной информации: как правильно выбирать игрушку, но, насколько я знаю, над такой книгой и электронным каталогом сейчас работают специалисты Национальной ассоциации игрушечников России.

Поэтому полагаю, что дети с младенчества и до подросткового возраста должны наиграться в различные типы игр (их около 20). Каждый из типов игры развивает как психофизиологические функции (например, моторика пальцев рук), так и познавательные процессы (внимание, мышление, воображение, память), разнообразные способности ребенка (творческие, исследовательские и др.), а также способствует проявлению и воспитанию отдельных черт характера (отношение к людям и себе, к вещам, к труду) и качеств личности (лидерство, воля к победе и др.).

А в каждом из этих типов игр есть сотни и тысячи различных игр по разным темам и разной стоимости, среди которых родители и дети могут выбирать, исходя из своих предпочтений и доходов. А пока родители не знают, что важны ВСЕ типы игр, в игротеке ребёнка могут быть перекосы — например, есть десятки разных пазлов, но совсем нет мозаик (а они есть и настольные, и настенные, и напольные, из разных материалов, с разным способом закрепления элементов — и вкручивание, и надевание, и зацепление — которые специально предназначены для развития различных движений пальчиков ребёнка и мышления). Или у девочек нет конструкторов, мягких шнуровок. Но о типах игр и их полезности для развития я могу говорить бесконечно…

Родителям и производителям игр я бы посоветовала обратить внимание на развитие у детей ключевых компетенций XXI века. Если в описании игр появятся названия компетенций, на развитие которых игра направлена — родителям будет проще ориентироваться в выборе.

— Почему право на игру детей нужно отстаивать? В чём угрозы, и так ли они велики?

— Да, мне кажется, что угроза есть. Взрослые слишком пытаются сделать детей успешными своими «взрослыми методами», которые забирают у ребят время игры и заполняют его серьезными занятиями в детском саду, в школе. В свободное время дети тоже зачастую перегружены различными дополнительными школами развития, кружками и секциями, репетиторами. Всё это очень хорошо, но в меру. У ребенка пока остаётся мало времени на себя: просто отдохнуть от занятий, поиграть самому и со своими сверстниками, с родителями. Иногда ребёнок может играть только в компьютерные игры в то время, пока его родители в машине перевозят из одного места занятий в другое. Часто в семье только один ребёнок, и сходить в гости к другу поиграть, как это было раньше, не получается, потому что друзья живут в других, отдаленных домах. Или поиграть во дворе становится невозможным, потому что дворы при современной планировке застройки исчезают.

В игре ребёнок учится очень важным для жизни навыкам — учитывать интересы других игроков, играть честно, ставить цели и их добиваться, вживаться в разные роли и понимать какая из них тебе больше нравится, помогать и быть великодушным, придумывать, чем заняться с друзьями — менять правила известных игр и создавать свои игры, проявлять свои творческие и лидерские способности. К сожалению, школа, дающая знания, не сможет заменить полноценную ИГРУ.

— Что нового узнают слушатели на вашей секции?

— За последние 20 лет у нас «появились» дети, которые умеют сами придумывать игры для себя и для своих сверстников. И некоторые из этих детей уже даже выпускают свои игры! За это время у нас появились, конечно, и игровые методики для педагогов и родителей — как детей научить придумывать игры. А если учесть, что скоро 3D принтеры, на которых можно быстро печатать разные товары, станут такими же обычными в наших домах, как простой компьютер и принтер, то дети смогут сами себе и придумывать, и печатать игры и игрушки!

Поэтому я приглашаю на нашу секцию всех, кто хочет научиться придумывать игры со своим ребенком или со своими учениками. Это очень увлекательно, это очень развивает ребёнка и, главное, это позволяет ему создать свой мир, в котором он проявит все свои способности и знания. Знания, воплощённые в собственном «творческом продукте» ребёнка — они никогда не забудутся! А процесс СО-Творчества создаёт прекрасные переживания, дарит радость собственных творческих открытий и новый уровень общения.

Приходите на практико-ориентированные доклады и мастер-классы наших спикеров!

/ Интервью подготовлено эксклюзивно для RDT-info.ru пресс-службой НАИР и АИДТ

Просмотров: 451
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 14/06

    Маттео Оливетти, Rainbow: «Лицензирование — это не только прибыль от продаж»

    Руководитель отдела продаж Rainbow Маттео Оливетти рассказал о том, как компания планирует развивать свои бренды Winx Club и «Королевская Академия», как создать успешный продукт и поддерживать его популярность, какие новые проекты анимационная студия в скором времени представит своей аудитории, а также дал несколько советов лицензиатам, которые планирует начать работу с лицензиями.

  • 09/06

    Лев Макаров, СТС Медиа: Наше предложение на СТС Kids — сбалансировать образовательную и развлекательную составляющие

    Новый детский телеканал СТС Kids начал вещание 6 июля. Он будет работать в кабельных сетях. Холдингу «СТС Медиа» удалось подготовить программную сетку практически за полгода. О том, как создатели телеканала хитростью прогонят детей по школьной программе, не отвлекая их от мультиков, в интервью порталу iz.ru рассказал заместитель генерального директора «СТС Медиа» по спецпроектам Лев Макаров.

  • 05/06

    Светлана Лебедева, Orby: Мы реализовали стратегию эффективного роста

    Директор бренда детской одежды Orby Светлана Лебедева рассказала о том, почему важно стремиться слышать и понимать своего покупателя. Современный покупатель изменился: он очень ценит и экономит свое время, ищет разумную выгоду, и зачастую для него нет разницы, где приобретать товар. Он хочет это делать там, где ему удобно. Сейчас digital — часть повседневной жизни, отмечает Лебедева.

  • 31/05

    Николай Малофеев, Институт коррекционной педагогики РАО: «Не вина, а беда родителей в том, что они не умеют правильно выстраивать игровое партнерство»

    Директор Института коррекционной педагогики РАО, вице-президент РАО, доктор педагогических наук, профессор Николай Малофеев, который в рамках научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» выступил модератором секции «Игры и игрушки для детей с ОВЗ», рассказал о том, какие игрушки «лечат» и почему дети «уходят в интернет».

  • 30/05

    Катерина Поливанова, Институт образования НИУ ВШЭ: «Современный городской ребенок в глаза не видел корову, она для него монстр»

    Руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор Катерина Поливанова на II Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства» модерировала секцию «Философские и социально-культурные контексты детской игровой культуры», которая собрала специалистов самых разных направлений. На этой сессии было показано и рассказано, чем взрослый-играющий может помочь малышу, осваивающему речь; в чем вред и польза компьютерных игр; как приключение может стать путем к обучению. Также предлагалось обсудить необычные преломления ролевой игры за пределами дошкольного возраста. Во время сессии эксперты вместе со слушателями реконструировали место игры в жизни человека на всех этапах его развития, увидели, каков экзистенциальный и прагматический смысл игры сегодня и в исторической перспективе. Но мы решили начать разговор с Катериной Поливановой совершенно с другого конца, не с вопросов о детях, а о необычных родителях.

  • 25/05

    Олеся Перепелица, «Первые шаги»: Создавать продукт с нуля — это очень интересная задача

    Компания «Первые шаги» ведет оптовые продажи и продвижение известных марок игрушек в России и странах СНГ на эксклюзивных условиях. Директор по маркетингу компании Олеся Перепелица рассказала о перспективах работы с лицензионными брендами и о создании и продвижении собственных брендов.

  • 25/05

    Марина Жигалова-Озкан, Disney: О новых качествах современного киногероя

    Вышедший осенью 2017 года "Последний богатырь" в течение двух недель лидировал в российском кинопрокате. Фильм-фэнтези стал одним из самых кассовых в истории российского кино, собрав 1,7 млрд руб. Компания Disney решила закрепить небывалый для российского семейного кино успех и недавно объявила о начале работы над продолжением фильма. Генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан рассказала о новых качествах современного киногероя.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image15/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинка от «Десятого королевства» — настольные развивающие электровикторины
News image15/06 | Полесье
«Полесье» для любопытных малышей выпустило конструктор-транспорт "Паровоз"
News image15/06 | ООО РОКСИ
Круги на шею для маленьких чемпионов от ROXY-KIDS
News image14/06 | ООО ХЭППИ ЛАЙН
Оригинальная новинка от издательства HappyLine — наборы для создания Семейного древа
News image13/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые наборы для выжигания с драконами и динозаврами
News image07/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новинка в серии «Собери! Раскрась! Играй!» от «Десятого королевства»
News image07/06 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые пластмассовые кубики для детей
News image07/06 | ООО Оптим-Партнер
Drema Babydou — новый российский бренд умных игрушек-гаджетов для сна новорожденного
News image06/06 | Юнитойс МСК
Компания «Юнитойс Мск» представляет настольную игру «Тик Так Бумм» от Piatnik
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки

НОВОСТИ

08:10С 2020 года может быть введена пошлина за любую интернет-покупку за рубежом
18/06Детей предложили отключить от политической рекламы в соцсетях
18/06Hasbro и Lego Group стали партнерами компании Blizzard
18/06Балаковского предпринимателя оштрафовали за использование изображений героев мультфильма «Барбоскины»
18/06Сервис «Яндекс.Такси» запустил совместный проект с «Машей и Медведем»
18/06Мировая премьера картины «Гофманиада» состоится 19 июня в рамках Шанхайского международного кинофестиваля
15/06Коллекция товаров "Союзмультфильма" представлена в бренд-зоне на платформе "Яндекс.Маркет"
15/06Названы лидеры по количеству магазинов среди одежных и обувных ритейлеров: в рейтинги включены и детские сети
15/06Правительство одобрило законопроект о повышении НДС до 20%. Льготная ставка на детские товары сохранится
15/06Эксперты и производители обсудили, как выйти из кризиса игрушечной индустрии
15/06С иркутских предпринимателей взыскали 132 тысячи рублей за незаконное использование изображения свинки Пеппы
14/06Открылся первый розничный магазин российского бренда детской одежды Junior Republic
RSS|рассылка на e-mail
  • Новые комментарии
  • Популярные
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2018 RDT-INFO.RU - Кто есть кто на рынке детских товаров
Интервью с представителями рынка детских товаров, статьи о компаниях, фотографии лиц и персон, справочник в формате кто есть кто.

Рейтинг@Mail.ru