Возрождению российских анимационных картин придадут новый импульс

Печать
20-09-2017 09:07 | RDT-INFO.RU

Российский экспортный центр провел в Пекине важное для отечественной анимационной отрасли мероприятие — первую специализированную деловую миссию для российских производителей анимационного и цифрового контента Russian Cartoon Week, где собрал более 70 крупнейших компаний отрасли анимационного кино из России и Китая.

Объявлено, что в рамках Russian Cartoon Week Российская медиагруппа «Цифровое телевидение» и одна из крупнейших китайских компаний в индустрии мобильных приложений Dazzle Interactive Network Technologies (China Telecom) договорились о партнерстве в области образования и продвижения медиаконтента для детей. По данным РЭЦ (Российский экспортный центр), в ближайшее время зрители в Китае получат доступ к обучающим мобильным играм, приложениям, а также смогут смотреть анимационные сериалы из России.

«Цифровое телевидение» передает китайским партнерам права на более чем 500 эпизодов российских мультсериалов «Волшебный фонарь», «Сказочный патруль», «Аркадий Паровозов», который по китайскому паспорту теперь «Роландо Локомотов».

Портал iz.ru вспомнил самые яркие истории успеха современной российской мультипликации и задумался, как повлияют иностранные инвесторы на развитие анимации в России.

2849 1

"Смешарики": всё по кругу

Согласно общепринятой трактовке, идея о создании добрых персонажей для детского мультипликационного фильма посетила питерского художника и дизайнера Салавата Шайхинурова во время работы над очередным клиентским пакетом — тогда он придумывал упаковку для шоколадных конфет, имеющих круглую форму. Так появился прообраз Кроша— непоседливого зайца, он вечно втягивает своих друзей в неожиданные ситуации, из которых они потом вынуждены совместно выпутываться.

Тогда же создатели сериала пришли к основной концепции, когда главные герои противостоят только обстоятельствам, а не негативным персонажам.

Само название мультфильма — «Смешарики», или Смешные шарики— появится несколько позже, и, как признаются создатели сериала, для того чтобы отобрать десяток основных персонажей, их придется отрисовать пару сотен и уже потом производить отбор.

Позднее к работе подключились знакомые Салавата — анимационный сценарист Анатолий Прохоров и руководитель компании Fun Game Илья Попов, он впоследствии станет фактически лицом бренда «Смешарики» — абсолютного, согласно данным The Village, рекордсмена на сегодняшний день в России среди сериалов по количеству времени присутствия на телеканалах. Трансляция «Смешариков» не прерывалась десять лет (по состоянию на 2013 год), а сам мультфильм был переведен на 15 языков и транслируется в 60 странах. Также среди создателей сериала часто называют давнего бизнес-партера Попова Владимира Дмитриева, который долгое время занимался международным продвижением «Смешариков».

Сейчас за «Смешариками» стоит уже целая группа компаний (ее оборот в 2015 году превысил 7,2 млрд рублей, рассказывал «Деловой Петербург») — называется она «Рики», и по данным Forbes по состоянию на июнь 2017 года, у компании около 120 лицензиатов только в России. Ожидается, что в ближайшее время к ним присоединятся еще 30 держателей лицензии в Китае — в Поднебесной «Смешарики» транслируются на центральном телевидении (CCTV) с 2011 года, и в середине лета стало известно, что сейчас ведется работа над очередным сезоном сериала, но уже с китайскими персонажами. Причем сотрудничество с Поднебесной будет осуществляться по обратной схеме — если раньше русский мультфильм адаптировали для китайского зрителя, то в новом сезоне китайских персонажей будут адаптировать для отечественного рынка, писал Forbes.

Отметим, что 12 сентября 2017 года в Гуанчжоу состоялась первая официальная презентация российско-китайского анимационного сериала "Крош и Панда", меморандум о совместном производстве которого был подписан в июле 2017 года в Москве между двумя ведущими анимационными компаниями обеих стран.

Сериал "Крош и Панда" на сегодняшний день является самым масштабным проектом в области совместного производства анимационных сериалов России и Китая и первым проектом, реализуемым в рамках межправительственного соглашения о ко-продукции между Россией и Китаем. Премьера первых серий проекта состоится в 2019 году. (примечание RDT-info.ru)

Перемололи

История успеха другой известной анимационной студии — «Мельницы» также восходит к городу на Неве. Исторически в советском Ленинграде не было полноценных мультипликационных производств: основные мощности сосредоточились в Москве на базе «Союзмультфильма», также имелись студии в Киеве и Ереване, рассказывал ТАСС соучредитель студии Сергей Сельянов.

Тем интереснее, что созданная в середине 1990-х годов прошлого века «Мельница» спустя менее чем десять лет могла похвастать известными на всем постсоветском пространстве Лунтиком, но главное — серией полнометражных мультфильмов про русских богатырей.

Уже к 2007 году умная и ироничная «богатырская» трилогия «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», а также «Илья Муромец и Соловей-разбойник» прочно закрепили бренд «Мельница» в топе российских анимационных студий. Вышедшее затем продолжение «Три богатыря и Шамаханская царица» завоевало в 2011 году премию «Золотой орел» в номинации «Лучший анимационный фильм».

А полнометражная работа «Иван Царевич и Серый волк» (сделанная совместно с «Квартетом И»), уверяют создатели картины, в 2011 году стала самым кассовым проектом российской анимации, собрав в прокате порядка 30 млн. долларов.

Хороша Маша

Не менее примечательная история еще одного крупного российского анимационного бренда — сериала «Маша и Медведь». Это сейчас мультфильм имеет огромную аудиторию не только в России, но и за ее пределами, — в Италии мультфильм знают 88% детей, в Индонезии — 95%, а одна только выручка производителей от продажи товаров по лицензии «Анимаккорда» в 2015 году, по данным «Секрета фирмы», составила $225 млн. При этом, как рассказывал в одном из своих интервью автор сериала Олег Кузовков, от задумки до реализации мультфильма прошло почти десять лет.

«Придумал я его после отдыха в Крыму, — подчеркивал он в разговоре с корреспондентом журнала «Мир 3D» еще в 2009 году. — Была там на пляже девочка — абсолютно, так сказать, без комплексов. Родители приехали с ней отдыхать — ну она им отдых устроила, конечно. По полной. Ребенок просто «вождь краснокожих»: кто-то там, например, курицу ест, она подошла, тоже поела без спросу. Через два дня люди на пляже от нее заплывали за буйки, зарывались в гальку, притворялись мертвыми. Но она «мертвых» поднимала, зарывшихся из гальки выкапывала, а из-за буйков... сами приплывали. Тогда я такой мультфильм и задумал».

Впервые серию показали на телевидении в программе «Спокойной ночи, малыши!», но всё же настоящая известность пришла к сериалу благодаря социальным сетям — в русскоязычном сегменте YouTube число просмотров каждой серии «Маши и Медведя» уже давно перевалило за несколько десятков миллионов, а одна из серий собрала миллиард зрителей — это самый лучший результат в русскоязычном сегменте YouTube.

Поэтому неудивительно, что персонажи мультфильма в прямом смысле шагают по миру — по состоянию на конец 2015 года правообладатель предоставил лицензии более чем 150 компаниям в самых разных странах.

Работа над мультипликационным сериалом «Маша и Медведь» в анимационной студии «Анимаккорд»

Окно в Китай

К отечественной анимации в последние годы приковано пристальное внимание. В конце мая 2017 года президент России Владимир Путин провел встречу с представителями ведущих анимационных студий страны. По данным «РИА Новости», участие в переговорах с главой государства приняли представители ведущих мультипликационных студий, среди которых «Союзмультфильм», «Мельница», «Рики 2, «Анимаккорд», Wizart и «КиноАтис». Понятно, что стороны обсудили вопросы поддержки отрасли со стороны государства и подъем отрасли в целом.

Как отмечал по итогам этой встречи кинокритик, историк анимации Павел Шведов в разговоре с «Актуальными комментариями», российская анимация находится на своеобразной точке перелома: «Уже существуют успешные продюсерские компании и анимационные студии, которые создают качественный продукт, популярный как в России, так и в других странах. К таким относятся, например, сериал «Маша и Медведь» и полнометражные фильмы про Снежную королеву. Но возможности по развитию в текущей экономической реальности во многом уже исчерпаны, и требуются дополнительные стимулы к росту». По его мнению, «хорошо бы государству, принимая те или иные решения в отрасли, гарантировать правила игры на длительную перспективу, чтобы в индустрию могли прийти «длинные» деньги и новые инвесторы. Гарантии стабильного развития и правильного бизнес-климата будут краеугольными для дальнейшего развития анимации в России».

А потом стало известно об итогах уже упомянутой выше первой специализированной деловой миссии для российских производителей анимационного и цифрового контента Russian Cartoon Week, организатором которой выступил Российский экспортный центр (РЭЦ). По данным пресс-службы структуры, это цикл мероприятий в форматах «мэтч-мэйкинг» и В2В-встреч, направленных на усиление партнерства российских и международных анимационных студий и распространителей контента. Сообщается, что миссия собрала более 70 российских и китайских компаний отрасли анимационного кино.

По данным из официального пресс-релиза, российские компании были представлены такими лидерами анимационной индустрии, как группа компаний «Рики» («Динозавр Рики», «Смешарики: Дежавю», «Тима и Тома»); МультЭра («БИМы», «ЗООПарк», «Модестики»); СТС Медиа («Три кота», «Царевны»); Zadorin Entertaiment («Защитники»); студия «Мельница» («Барбоскины», «Лунтик и его друзья») и многими другими компаниями.

«Экспорт контента — несомненно, одна из сфер, где у России есть определенные конъюнктурные преимущества. Русская мультипликация смогла стать успешным коммерческим продуктом. «Маша и Медведь», «Смешарики», «Снежная королева» и другие фильмы и их персонажи имеют значительный потенциал на зарубежных рынках и активно привлекают внимание китайских прокатчиков, медиакомпаний, дистрибьютеров, производителей и лицензиатов», — отметил управляющий директор по международному продвижению торговли РЭЦ Михаил Мамонов.

В этом смысле важно, что, по информации организаторов, объем анимационного рынка в Китае в 2017 году составит $25,4 млрд, а прогноз роста рынка к 2021 году — $31,4 млрд. Объем рынка лицензионных игрушек в Китае — $1,4 млрд. При этом объем мирового рынка лицензионной продукции для детей в 2016 году достиг $204 млрд. Публикует газета "Известия"