Антонина Цицулина, АИДТ: "Игрушки - это мой стиль жизни"

Печать
05-09-2017 08:29 | RDT-INFO.RU

Сегодня за качеством и безопасностью игрушек и товаров для детей следят государственные органы и некоммерческие организации. Антонина Цицулина, основатель и руководитель одной из таких организаций — Ассоциации предприятий индустрии детских товаров — рассказала о том, что происходит сейчас на детском рынке.

— Каково на сегодняшний день состояние рынка детских товаров в России?

— Такое же, как и всей экономики России. Мы не попали под санкции и ответные меры, как это произошло с сельским хозяйством, а в остальном — все как у всех. Только раньше мы были уверены, что на детях не экономят даже в период кризиса, сейчас мы понимаем, что это не так.

На прошедшем в июле ежегодном форуме «Секреты детского маркетинга», который АИДТ в седьмой раз организовала вместе с ВШЭ, были представлены исследования ведущих игроков рынка, которые «поставили диагноз»: кризис вынуждает россиян становиться более прагматичными. Покупательская способность населения падает, начиная с 2014 года. За 2014-2015 годы рубль обесценился более чем вдвое и это привело к тому, что родители стали сокращать расходы на детей.

Один из показателей, который это демонстрирует, — более 60% всех продаваемых в России игрушек стоят менее 500 рублей. В денежном выражении на них приходится 20% продаж. Всего 6% всех игрушек, которые покупаются на рынке, стоят более 2000 руб. Но надо сказать, что это не российская, а мировая тенденция: по структуре продаж по ценовым сегментам Россия не сильно отличается от европейских стран.

Из положительных тенденций на форуме была отмечено, что впервые за много лет доля российских производителей начала расти в низких ценовых сегментах.

— Почему важно развитие отечественного производства детских товаров? Какие преимущества у российских товаров перед импортируемыми?

— Если товар качественный, то, казалось бы, не столь важно, где он производится. Мы ведь все хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее и качественное. А почему бы это лучшее и качественное не производить в своей стране, чтобы дать больше рабочих мест, налоговых отчислений и т.д.? Это понимание — об увеличении доли российских товаров — было заложено в «Стратегию развития индустрии детских товаров на период до 2020 года», в разработке которой принимала участие АИДТ.

В Стратегию, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2013 года №962-р, был заложен ключевой показатель – доля российских товаров, произведенных на территории РФ, должна составлять не менее 36% (в 2012 году 20,6%). Совокупно с детским питанием — не менее 45%. Для достижения этих показателей были разработаны меры государственной поддержки, в частности, субсидии на НИОКР (до 100% затрат, включая ФОТ (фонд оплаты труда) и патентование), субсидии на кредиты (инвестиционные проекты), лизинг, сырье.

На самом деле сейчас не только российские производители стараются открывать производство в России, все большее количество зарубежных компаний открывают или размещают заказы на уже существующих российских предприятиях. К примеру, «Уолт Дисней Компани СНГ» на сегодняшний день работает со 130 российскими производителями и фактически производит товары специально для российских потребителей на 170 заводах. Правда, здесь еще четко прослеживается маркетинговая составляющая. Компания считает, что ее потребители любят товары, которые сделаны специально для них, с учётом их вкусовых пристрастий. Товары этой компании локализованы и сделаны специально для местных потребителей.

— Какие перспективы индустрии детских товаров и игрушек можно обозначить уже сейчас?

— На промышленность, работающую в интересах детства, на мой взгляд, самое существенное влияние окажет изменяющаяся демография, все, что касается социальной инфраструктуры детства и семей, имеющих детей.

Сегодня к будущему поколению предъявляются, на мой взгляд, те требования, которых ранее не было. И это оказывает влияние на всю среду, которую мы производим: то, что мы пишем для детей, то, что мы снимаем для детей и, то, что мы производим для детей, начиная от игрушек и заканчивая всей большой индустрией, которая называется индустрия детских товаров.

Усугубляется данная ситуация еще грядущими технологическими изменениями. Мы каждый день слышим новость о том, что на рынок детских товаров выходят глобальные компании, выводящие глобальные технологии. И они вдруг, хотя это совсем не вдруг, начинают делать детские игрушки, либо вторгаться в то поле, которое еще вчера принадлежало традиционным отраслям промышленности и это то, где я вижу основные угрозы для сегодняшних игроков рынка. Но там, где начинаются угрозы, открываются и возможности. И об этом надо всегда помнить.

— Какая игрушка была Вашей любимой в детстве?

— Игрушки — это мой стиль жизни. В детстве, безусловно, была — это мягкая рыженькая собачка, которую я очень любила. Сейчас у меня игрушек гораздо больше, я собираю медведей, волчки, неплохая коллекция головоломок. А самая большая моя «игрушка» — это Премия «Золотой медвежонок». Публикует Robotoved.ru