Ученые объяснили, как диснеевские принцессы влияют на детскую психику

Печать
22-06-2016 10:34 | RDT-INFO.RU
Увлечение диснеевскими мультиками о принцессах закладывает в девочек ряд стереотипов о типично женском поведении, которые мешают им добиваться успехов в математике и точных науках, заявляют ученые.
 
Группа психологов под руководством профессора Сары М. Койн (Sarah M. Coyne) из Университета Бригама Янга выяснила, что диснеевские принцессы — персонажи мультфильмов студии Walt Disney — делают детей восприимчивыми к гендерным стереотипам, говорится в статье опубликованной в журнале Child Development. Особенно восприимчивы к потенциально опасным стереотипам дети дошкольного возраста.
 
«Родители должны рассматривать долгосрочное воздействие диснеевских принцесс на детей», — отмечает ведущий автор исследования Сара Койн.
 
В исследованиях участвовали 198 детей дошкольного возраста обоих полов. Ученые предложили каждому ребенку выбрать свои любимые игрушки. Девочкам были предложены куклы диснеевских принцесс и чайные наборы, а мальчикам — фигурки принцесс и наборы инструментов. Были и гендерно нейтральные предметы: головоломки и краски.
 
Кроме того, авторы проводили опрос среди родителей и учителей, какие мультфильмы дети предпочитают смотреть. На основе полученных данных ученые определили то, насколько тесно дети взаимодействовали с культурой диснеевских принцесс, а также прослеживаются ли в их поведении гендерные стереотипы.
 
Результаты показали, что 96% девочек и 87% мальчиков нравится смотреть мультфильмы с участием принцесс. На их поведение они влияли совершенно по-разному — уже через месяц после начала их просмотра больше половины девочек начинали играть исключительно с куклами принцесс, тогда как всего 4% мальчиков притрагивалось к подобным игрушкам. Увлечение подобными игрушками и мультиками, как считают авторы статьи, уже через год приводило к укоренению стереотипов о поведении женщин в умах этих девочек, которые начинали считать, что между ними и мальчиками есть непреодолимые различия в поведении, воспитании и в возможностях. Они начинали бояться замараться, что могло мешать им развиваться и открывать новые для себя вещи.
 
Т.е. частое взаимодействие с культурой диснеевских принцесс оказалось связано с большим проявлением стереотипных взглядов на женщин. Гендерные стереотипы неплохи сами по себе, отмечают ученые. Но, по их мнению, это может стать проблемой, поскольку девочки начинают избегать поведения, не соответствующего традиционному образу женственности. Одним из самых опасных последствий от развития подобных стереотипах о поведении "принцесс" было, по мнению Койн, то, что они делали девочек менее склонными к изучению математики и естественных наук, конструированию и экспериментам. Это может вредить их развитию и карьере, считает психолог. Для мальчиков, однако, диснеевские принцессы оказались противовесом гипермаскулинным супергероям, что способствует более мягкому и отзывчивому поведению детей мужского пола.
 
Ученые подчеркивают, что детей нельзя полностью изолировать от персонажей Walt Disney, однако родители должны беседовать со своими сыновьями и дочерьми о влиянии медиакультуры. Кроме того, нужно способствовать расширению круга интересов ребенка.
 
В 2011 году Койн опубликовала работы, в которых показала, что сквернословие в средствах массовой информации увеличивает агрессивность подростков, а также то, что видеоигры могут быть полезны для девочек. По материалам РИА Новости, «Лента.Ру», "Вокруг Света".