Обзор: Современные гаджеты против традиционных игрушек

Печать
01-11-2013 07:10 | RDT-INFO.RU
С каждым годом все более заметна тенденция вытеснения обычных игрушек электронными устройствами. Современные дети чаще предпочитают получать в подарок не куклы или машинки, а новомодные гаджеты. Эксперты рассказали RDT-info.ru о том, как рынок традиционных детских игрушек вступил в неравную схватку с рынком цифровых устройств. 

Не только родители, но и сами производители и ритейлеры отметили детскую «гаджетоманию» еще несколько лет назад. Так, по данным исследования компании Duracell, проведенном в 2010 г., большинство детей в возрасте от 5 до 16 лет мечтали получить в подарок продукцию компании Apple. Первые три места в рейтинге поделили между собой iPhone (14%), iPod touch (13%) и iPad (12%). В среднем, отмечается в опросе, около 39% опрошенных мечтали о подарке именно от Стива Джобса. Следом за тройкой лидеров идут Kinect для Xbox, приставки Sony Playstation Move и видеоигры от LEGO.

Крупнейшие производители игрушек уже начали перестраивать бизнес, чтобы отвечать новым реалиям.

Сегодняшняя статистика говорит о том, что дети среднего возраста, в отличие от взрослых пользователей, пользуются максимальными возможностями гаджетов.

По словам Александра Анфиногенова, независимого эксперта по стратегическому брендингу, универсальность таких устройств, в которых уже есть и фото-видеокамера, где есть возможность интернет-коммуникаций, где ребенок может самостоятельно сформировать и актуализировать подборку программ от стандартных игр и просмотров кино, до специализированных художественных, музыкальных, астрономических, энциклопедических и пр., все это, безусловно, вызывает у него большой интерес.

«Какой-то особой реакции ритейлеров не видно, а вот производители программ и приложений для гаджетов уже серьезно относятся к новому сегменту своего рынка — продукты для детей, — отметил Александр Анфиногенов. — Это видно по появлению новых программ, ориентированных на разные возрасты детской аудитории. Что касается покупательского поведения, то здесь необходимо учитывать отсутствие собственных денег у детей и их слабое влияние на семейный бюджет. Поэтому дети не являются прямыми покупателями. Родители же используют подобные желания детей в качестве их мотиваций в воспитательном процессе».

Игровые гаджеты и соответствующие программы всегда были в списке желаний детей. Продавцы электроники отмечают эту тенденцию уже последние 2-5 лет.

«И эта тенденция будет только увеличиваться, — говорит Мария Голенкова, директор по маркетингу Inventive Retail Group (сети LEGO, Sumsung, Sony, re:Store). — Яркий пример — это тематические конструкторы LEGO, которые сделаны по мотивам популярных фильмов или мультфильмов, представить себя этими же героями можно в онлайн играх и так же можно купить игрушку Дарт Вейдера или Йоды отдельно. Таким образом, дети, которым в возрасте 5-10 лет свойственно увлечение какими-то ни было персонажами могут наслаждаться ими как в виртуальной среде, так и непосредственно используя игрушки в коммуникациях друг с другом».

Кроме того, производители все чаще создают не просто планшет, или приставку и придумывают игру, а формируют вокруг медийную среду. То есть это мультфильм с героями, онлайн игра с теми же героями, сувенирные продукты с этими же героями, одежда с имиджами героев и т.д.

Существуют мнения, что детская «гаджетомания» присуща только городским детям и подросткам, поскольку доходы и, соответственно, расходы среднестатистического покупателям в мегаполисе в разы больше нежели потребителя за пределами многомиллионных городов. Однако постепенно границы стираются. Дети как из крупных населенных пунктов, так и из деревень и поселков все чаще просят родителей купить им смартфон с большим сенсорным экраном, планшет и пр. Формированию подобных желаний чаще всего способствует образ успешного человека по телевидению, который обладает всеми возможными современными благами. Кроме того, дети, копируя взрослых, тоже хотят такие же игрушки как у родителей. Нельзя не отметить и изменений в жизни общества. Жизнь становится все более компьютеризирована, считает Анна Безингер, гештальт-психолог, монтессори-педагог «Школы для малышей».

«Все большее распространение получает различная техника, направленная как на упрощение жизни, так и на развлечения. Поток информации, обрушивающийся на нас из телевизора, радио и интернета поистине огромен. Фильмы выходят один за одним, по ним тут же делают новые игры. Также важно отметить, что смотреть фильм или играть в компьютерную игру намного проще, чем читать книгу, играть с кем-то в настольную игру или договариваться с ребятами во дворе о правилах активных игр, — комментирует специалист. — Ведь при чтении книги развивается воображение, в игре с ребятами требуется учиться общаться, замечать другого, распознавать свои и его эмоции. Оставаясь только в сфере виртуальной реальности, ребенок теряет очень много, а именно не развивается его эмоциональная сфера и коммуникативные навыки. Все эти потребности дети удовлетворяют с помощью заменителя — игры. Это первый шаг к игровой зависимости и прочим другим способам ухода от контакта с реальным миром».

Насколько гаджеты вписываются в концепцию воспитания детей определять предстоит только родителям. Да и не каждому по карману новомодное устройство, стоимостью в несколько десятков тысяч рублей. «Взрослым покупка игрушек обходиться дешевле смартфона, — отметил Василий Мостицкий, директор по маркетингу Enter. — Безусловно, аудитория гаджетов молодеет. Дети любят новинки в технологиях и используют их зачастую активнее взрослых. И все же дети все равно будут любить игрушки по причине того, что они все-таки дети».

Нельзя забывать, что мир на самом деле меняется и человек не владеющий компьютером не сможет встроиться во взрослую жизнь. С другой стороны, электронные устройства могут сыграть и ведущую роль в развитии ребенка. На сегодня создается много развивающих игр, которые помогают ребенку в интересной и привлекательной форме получать знания и отрабатывать навыки. Таким образом, можно сказать, что все хорошо без фанатизма. По данным опроса, проведенном Digital Parenting Russia, среди более 3000 российских родителей, игровые мобильные приложения и электронные устройства имеют большой потенциал для времяпровождения детей и родителей, чем игры, даже при том, что популярность последних значительно выше. Около трети детей, имеющих доступ к смартфонам и планшетам, регулярно пользуются приложениями именно с образовательным элементом.

«Невозможно изолировать ребенка от такого проявления современной жизни, как всевозможные гаджеты. Однако до трех лет использование гаджетов должно быть минимальным, так как зрение еще не приспособлено для подобного рода стимулов, неподвижное сидение с гаджетом тормозит психическое и интеллектуальное развитие вашего малыша. Ну а для младших школьников — разумное количество гаджетов и ограниченное время их использования», — заключила Анна Безингер. /RDT-info.ru

Читайте по теме: