Интересно

18/03«Мы идём своим путем»: как «Харди Гарди» строят бренд детских пазлов и развивающих игрушек
19/02Кейс от бренда детской одежды Choupette: как выйти на международный уровень
13/0260% семей с маленькими детьми имеют кредиты
12/02«Fresh Trend» о Spielwarenmesse: обзор выставки и тренды на рынке игрушек
09/02Школьники штурмуют маркетплейсы: названы самые популярные площадки
09/02Большое интервью с главой «Союзмультфильма» о развитии отечественной анимации
09/02Производители игрушек на Юге: ГОСТ от Роскачества не решит проблемы отрасли
07/02Gulliver активно осваивает новые рынки, смотрит на Восток и планирует заняться развитием бренда для новорожденных
07/02Петербургская сеть «Вотоня» будет расширяться по франшизе
05/02«Яндекс Маркет»: спрос на товары с персонажами российских мультфильмов удвоился
05/02Чем моложе родители, тем больше внимания они уделяют регулированию интернет-активности своих детей - исследование
29/01Как молочный король спас «Смешариков» и что им не дало выйти на международный уровень
28/01Почему бренд детской одежды «Сhoupette» усиливает меры по соблюдению стандартов ESG
23/01Игрушки промаркируют по возрасту: Роскачество определило критерии классификации
23/01Как «Мякиши» построили бренд детских игрушек с выручкой 300 млн рублей в год

Детские психологи: какие психологические аспекты важно учитывать, подбирая лицензию для детских товаров

07-11-2012 12:21 | RDT-INFO.RU
На прилавках магазинов есть игрушки, отмеченные особым знаком в виде красной лошадки. Это значит, что игрушка одобрена Центром психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Среди игрушек, произведённых по лицензии, этим знаком отмечены единицы. 

Почему Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ советует смотреть советские мультфильмы и одобряет мультсериал «Фиксики» и какие психологические аспекты важно учитывать, подбирая лицензию для детских товаров, — обо всем этом читайте в интервью с экспертом Еленой Смирновой, доктором психологических наук, профессором, специалистом в области детской психологии и психологии развития. Елена Смирнова является научным руководителем московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, о деятельности которого мы и хотим вам рассказать.

— Елена Олеговна, расскажите коротко о деятельности Центра Игры и Игрушки.

— В 2004 году была отрыта Лаборатория Игры и Игрушки при МГППУ и изначально мы занимались только экспертизой игрушек. Такая экспертиза проводится добровольно и бесплатно, мы оцениваем развивающий потенциал игрушки, её этические и эстетические качества. Лучшие производители участвуют в ежегодной церемонии вручения Премии «Игрушка года – Детские психологи рекомендуют», борясь за приз в одной из номинаций. Это мероприятие проходит при поддержке Департамента образования города Москвы, которое в 2008 году присвоило нам официальный статус московского городского Центра.

Сотрудниками Центра написан ряд научно-популярных статей и книг.

В настоящее время мы занимаемся также экспертизой мультфильмов, другой видеопродукции и книг для детей. Критерии, по которым мы работаем, разработаны специалистами центра и научно обоснованы.

Когда мы проводим экспертизу мультфильмов, то рассматриваем ту идею, которую он несёт, способ её подачи. Далее предстоит выяснить, соответствуют ли идея и способ подачи тому возрасту, на который ориентирован мультфильм. Мы изучаем сюжет, персонажей, художественные средства, использованные в мультфильме.

— Какие мультфильмы психологи Центра рекомендует для просмотра?

— Боюсь показаться банальной, но это — большинство советских мультфильмов. Они являются точно выверенными, подходящими под конкретный возраст. Среди них «Крошка енот», «Трое из Простоквашино», «Винни Пух».

— 1 сентября вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Вы говорили в интервью «Новой газете» о том, насколько закон неэффективен.

— В любом случае такой закон необходим. Ведь когда мы говорим о насилии, мы, в том числе, имеем в виду и воздействие информации, которая может наносить психологическую травму. Ребёнка необходимо защищать от некоторой информации. И споры о том, что с ребёнком нужно быть честным и рассказывать ему всё, не всегда уместны. Потому что у ребёнка есть своя специфика мышления, воображения, эмоций, с которыми нужно считаться.

— Как вы считаете, повлияет ли закон на выбор родителей, что показывать детям?

— Думаю, что этот вопрос стоит задать самим родителям — на сколько закон их взволновал. Судя по комментариям, многие родители находятся на позиции «я сам знаю, что делать», но есть и те, кто обращается за консультацией к специалистам. На мой взгляд, люди, конечно, должны сохранять свою собственную критичность. Особенно ввиду того, как много непрофессионалов сейчас дают советы. По-моему, хорошо, когда родители обладают здоровым интересом к мнению специалистов.

Но нужно обратить внимание на недоработанность самого закона. Кто должны быть эти специалисты, принимающие решение об ограничениях? Вопрос открыт. Чтобы это были люди, которые действительно многое знают о детском развитии, нужно опираться на исследования, искать специалистов. В идеале, должна работать отдельная категория специалистов, которые занимаются исключительно работой с телеканалами, так как анализ видеопродукции является очень трудоемкой деятельностью. Но пока таких специалистов нет, и решения принимают сами каналы, которые делают это достаточно вольно, на уровне интуиции.

— Каково ваше отношение к отметке 0+?

— Это как раз пример безграмотности специалиста, который позволил себе такую адресацию написать. Ни о каком «0+» и речи идти не может! Дело не только в нарушении зрения, есть масса случаев, когда дети страдают тяжёлыми психическими нарушениями вследствие просмотра телевизора с младенческого возраста. Оптимальный возраст для того, чтобы познакомить ребенка с видеопродукцией – 3 года. Раньше делать это – очень опасно.

— Расскажите о том, как определяется оптимальный возраст ребёнка для конкретной игрушки?

— По ряду критериев. Первый из них — это этический фильтр. Например, у ребёнка до определённого возраста должно быть целостное представления о теле. Поэтому собирание человека по деталям (косточкам) — совершенно неподходящая игра для дошкольников. Возрастным критерием является и технические качества игрушки — ребёнку должно быть удобно с ней играть. Самый сложный критерий — это развивающий потенциал игрового действия. Например, качать куклу — это очень важная задача для детей 3-4 лет, а для детей 15-тилетнего возраста это действие уже не будет развивающим.

— В начале сентября на сайте "Вестника" был опубликован рейтинг лицензионных мультсериалов канала «Карусель». (http://licensingrussia.ru/post/913) Проводились ли вашим Центром какие-либо исследования мультфильмов-участников этого рейтинга?

— Мы исследуем, в том числе, и «информационные» мультфильмы. К таким относятся «Фиксики», и это вполне адекватный продукт. Он неидеален, у него есть недостатки, но этот мультсериал несёт познавательную функцию.

Следующий мультсериал из рейтинга, исследования по восприятию которого мы проводили, это «Маша и медведь». Самая главная проблема этого мультсериала состоит в том, что он неадекватен для всех возрастов. Он не несёт ничего положительного, маленькие дети просто копируют модель поведения Маши.

Мы рассматривали отдельные серии, среди них есть мультфильм, созданный по мотивам произведения О. Генри. По сути, получился просто плохой пересказ. И если у О. Генри этот сюжет наполнен юмором, и он может быть понятен детям младшего школьного возраста, то мультфильм тяжело воспринимать маленьким детям уже из-за той скорости, с которой сменяются действия. К тому же, в мультфильме неоднократно повторяются сцены агрессии. В итоге, он никаких культурных ценностей в себе не несёт.

Стоит определить, а зачем мы вообще показываем ребёнку мультфильм? Ведь явно не только для того, чтобы ребёнок не мешал выполнять нам какие-то дела по дому. Очень важна культура просмотра. Ведь мультфильм – это художественное произведение, которое целесообразно показывать в определённом возрасте, и родители должны понимать, зачем они знакомят с ним ребенка. И зачем показывать мультфильм, который никакого морально-этического, познавательного смысла в себе не несёт?

Недавно мы исследовали серию мультсериала «Лунтик», в которой главный герой раскрашивает с друзьями тарелочку. Мы смотрели многие серии, но этот пример наиболее наглядный. Идея этого мультика неясна для ребёнка. Рисуй, что хочешь? Дети и так рисуют, что хотят. В конце говорится о том, что для каждого красиво что-то своё. Получается, что в мультфильме позиционируется идея плюрализма мнений, но она осваивается только во взрослом возрасте. Другая проблема этого сериала в том, что его герою невозможно сопереживать, а значит, мораль мультфильма не будет усвоена.

В ходе исследования, никто из детей, просмотревших мультфильм, не пытался повторить его сюжет в своей игре. А это значит, он их не зацепил, никакого смысла они не смогли из него вынести. После просмотра мы спросили детей: «что такое красота?», и они ответили заученной фразой из мультфильма, но не могли соотнести ее со своей жизнью. Из мультфильма дети не понимают той идеи, что у каждого свой взгляд и вкус. Художественное произведение тем и отличается, что читатель или зритель через сопереживание присваивает идею автора. А взрослый может ее понять и отнестись к ней, в том числе, и критично.

Для сравнения предлагаю вспомнить мультфильм про Винни Пуха, который ориентирован на детей 5-6 лет. Важно, что дети в этом возрасте действительно сочувствуют персонажу, понимают сюжетный и словесный юмор в мультфильме. И поступки персонажа, его речь, сам образ выстроены так, что ребёнок может всё это целостно воспринять.

— Что бы вы хотели сказать производителям лицензионных товаров от имени вашего Центра?

— Хотелось бы, чтобы производители были более аккуратными в выборе лицензий для своих игрушек. Пусть этот образ будет отличен не только тем, что он хорошо продаётся, но и способностью привлечь ребёнка к настоящим произведениям видеоискусства.

Важно учитывать и возраст, на который был ориентирован мультфильм. Это не нормально, когда персонаж из мультфильма для детей старше 6 лет переносится на продукцию, рассчитанную на детей ясельного возраста.

Надеюсь на честность производителей относительно присвоения игрушке нашего знака в виде красной лошадки.

— Ваши пожелания руководителям магазинов детских игрушек, продавцам.

— Надеюсь увидеть более качественное консультирование в магазине детских товаров, которое действительно поможет покупателю в выборе. Хорошо бы, если консультант мог сориентировать покупателя среди игрушек, подходящих под конкретный возраст, указав и те, что прошли нашу экспертизу. Потому что найти хорошую игрушку в магазине самостоятельно покупателю бывает очень сложно. Публикует "Вестник лицензионного рынка".
 

Читайте также

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image18/04 | ООО Стеллар
Новинка от «Стеллар»: развивающая игрушка «Спиннер» с мягкими ручками
News image16/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила автомобиль-кран эксклюзивной серии «Mammoet», который не боится воды и суши
News image11/04 | ПОЛЕСЬЕ
Новые самолёты «Илья» и «Ильюша» для юных пилотов от фабрики игрушек «Полесье»
News image11/04 | Фирма ГАММА
Новинка — готовый набор для шитья подушки «Сплюшка Черепаха» ТМ Miadolla
News image08/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила автомобиль-каталку "Боби" с ручкой
News image01/04 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» выпустила детский игровой набор «Стоматолог»
News image28/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» расширила серию настольных игр «Баскетбол»
News image18/03 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика игрушек «Полесье» дополнила серию песочных наборов «Три кота»
News image17/03 | ООО БЫТПЛАСТ
«Бытпласт» выпустил детский подарочный набор посуды Kidfinity
рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2024 RDT-INFO.RU - Кто есть кто на рынке детских товаров
Интервью с представителями рынка детских товаров, статьи о компаниях, фотографии лиц и персон, справочник в формате кто есть кто.