Как увеличить розничные продажи в детских магазинах?

Печать
01-08-2012 13:18 | RDT-INFO.RU
О том, как увеличить розничные продажи в детских магазинах, своим опытом поделились представители различных компаний на практической конференции в рамках деловой программы «CJF. Весна-2012», которая была организована отраслевым порталом RDT-info.ru совместно с журналом KidsReport. Темы докладчиков мы постарались почти поэтапно связать с реальными действиями по работе детского магазина.

После того как вы точно решили заняться продажами детских товаров, начинается подбор подходящей торговой площадки. О том, как и где правильно открыть магазин, рассказала Ирина Сарычева, руководитель направления франчайзинга компании De Salitto. Особенный акцент Ирина делает на покупателях. «На первой стадии запуска магазина нужно провести тщательный анализ многочисленных факторов, и одним из важнейших должно стать количество потенциальных покупателей. Правильное месторасположение точки продаж способно сделать данный объект розничной торговли притягательным для покупателя. К примеру, вы подсчитали, что за рабочий день прошли 715 человек, из них примерно 10% заглянет в наш магазин (в зависимости от визуальной привлекательности). Из этого процента 1/3 совершит покупку, соответственно количество покупок равно 21,45 шт. Если исходить из того, что средний чек в весенне-летний сезон равен 2200 руб., то дневная выручка открывающегося магазина будет составлять 47 190 руб. (далее аналогично получаем выручку за месяц и год). А чтобы понять, достаточно ли нам такого товарооборота, надо посчитать, покрывает ли он расходную часть (аренда, зарплата и пр. затраты) и обеспечивает ли ту величину прибыли, на которую мы рассчитываем», — рассказала Ирина.

Она отметила, что в идеале торговое помещение должно располагаться:
  • рядом с эскалатором или хорошо просматриваться с него;
  • в детской галерее (рядом с другими детскими брендами);
  • рядом с детским якорем, например, «Детским миром», или детской игровой зоной.
Далее нужно оценить наличие и доступность коммуникаций (тепло, вентиляция, энергосистема и т. д.). Отсутствие или недостаточность этих факторов может помешать эффективному функционированию торговой точки — ребенок будет потеть, капризничать, и в итоге продажа не состоится.

Что касается формата — стрит-ретейл или ТЦ, то, по мнению Ирины Сарычевой, лучше срабатывает все же торговый центр, так как требует меньшего рекламного бюджета.

Безусловно, даже очень хорошее помещение в отличном хорошем месте не является 100% гарантией будущего успеха новой розничной точки. Для того чтобы магазин видели, заходили в него и уж тем более купили там что-то, важно выстроить грамотный мерчандайзинг. Об оформлении торгового пространства рассказала Мария Таранец, главный мерчандайзер компании «Гулливер и Ко». «Известный факт, что 2/3 всех решений о покупке потенциальные покупатели (7 из 10 человек) принимают непосредственно в торговом зале», — отметила Мария. Она напомнила, что большинство покупателей — правши и имеют средний рост 165-185 см, при этом одна из рук часто занята (сумкой, пакетом, телефоном, ребенком). Так что при выборе товара маме приходится делать несколько дел сразу: держать в голове список покупок, следить за ребенком, отвечать на звонки, слушать продавца, помнить количество денег в кошельке и т. д. Мария отмечает, что часто покупатель просто не видит необходимый ему товар, который между тем находится прямо перед его глазами. 

Зонирование торгового пространства

Эксперт предлагает делить магазин на три зоны: focus, basic, special. В зоне focus — витрины и самые просматриваемые участки стен. Здесь стоит размещать яркие и капсульные коллекции, а также аксессуары. Зона basic просматривается меньше, здесь расположено островное оборудование, стоящее в глубине торгового зала. Эти места предназначены для основных моделей коллекции. И наконец, зона special подразумевает островное или пристенное оборудование, которое отлично просматривается со стороны улицы. Это прекрасная зона для интересных предложений и заманчивых цен. Что касается витрин, то они должны быть светлыми, чистыми и интересно оформленными. «Мнение потенциального покупателя о марке формируется при помощи витрин за 3-5 секунд, поэтому витрины должны представлять собой максимально простой и эффектный источник информации», — заключила Мария Таранец. 

Мы выбрали место, открыли магазин, оформили его, к нам пришел покупатель, но ничего не купил. Почему? Возможно, причиной тому стало обслуживание, а именно наши продавцы. Отобрать и подготовить персонал — задача не из легких. О том, как продавец влияет на покупателя, ярко и практично рассказали бизнес-тренеры центра корпоративного развития «Мир людей». Елена Конжина и Юлия Устинова разыграли ситуации, где главными героями стали директор магазина и продавец. К примеру, директор задает вопрос: «Почему вы не предложили такую-то акцию?», ответ продавца: «Я хотела подойти к покупателю, но поняла, что он слишком занят поиском конкретной вещи» или «Он на меня косо посмотрел, что мне стало не по себе». Или еще «лучше» ответ: «Зачем? Я же уже разбираюсь в людях и вижу, что этот точно ничего не купит». Знакомые разговоры? 

Вообще тема персонала — одна из наиболее острых проблем как в ретейле, так и управляющих компаний, тем более детских. «На сегодняшний день в России, по сути, нет специализированных курсов по управлению детскими брендами, по детскому маркетингу. АИДТ совместно с ведущими вузами (Высшая школа экономики, МГУ) ведет работы по созданию «лабораторий детского маркетинга» — специализированных курсов, посвященных тематике создания и развития успешных детских брендов, их продвижения на рынок», — рассказывает Елена Залесская, руководитель кадрового направления компании «Модное бюро». В ближайшие 2-3 года, по ее мнению, будет продолжаться спрос на менеджеров, однако обострится проблема линейного персонала. «Все чаще магазины сталкиваются с такой ситуацией: недовольный чем-либо продавец или кассир не боится написать заявление об увольнении и через день уже работает в магазине напротив — кандидаты чувствуют острую борьбу, дефицит рабочих рук на рынке и начинают диктовать свои условия. От этого, безусловно, страдает сервис, атмосфера в коллективах и общая эффективность работы магазинов».

Если со всеми этими пунктами разобрались, пришло время развиваться масштабно. Учтите, что ежегодно в мире запускается 250 000 новых товаров и только 59% из них успешны. Как сделать так, чтобы о вас узнало как можно больше людей? Ольга Муравьева, директор департамента маркетинга компании — производителя детских товаров «Мир детства», предлагает использовать трейд-маркетинговые мероприятия. Они быстрее помогут достичь заданного уровня продаж и дистрибуции. К примеру, расширить количество SKU в ассортименте, увеличить долю полочного пространства. Как «переключить» клиента на ваш товар? Попробуйте предложить подарок за покупку (смену марки), используйте карты лояльности или придумайте другие специальные предложения и обязательно используйте POS-материалы. «Главное помните : эффект трейд-маркетинговых мероприятий не всегда напрямую зависит от объема инвестиций. Основное условие — человеческий фактор», — уверена Ольга Муравьева. 

Как оптимизировать рекламный бюджет, рассказала Татьяна Гривенная, директор по маркетингу компании «Модное Бюро», эксперт-практик по рынку детской одежды. Если исходить из расчета, что рекламные кампании требуют до 5% годового бюджета, то распределить их следует следующим образом: 50% — интернет (таргетированная, контексная и SMM), 10% — наружная реклама и по 20% — для прямой рекламы и пиара. Причем усилить рекламную активность следует в марте и сентябре — к приходу новых коллекций. Татьяна напоминает, что не нужно бояться сотрудничать со СМИ или со звездами — они тоже люди и умеют договариваться о цене. К примеру, Reima и Orby активно работают с селебрити. И ведь получается-то неплохо. 

Конечно, все эти моменты необязательны и требуют затрат. На чем сэкономить — решать вам. Публикует журнал KidsReport, май 2012г.